Не захламлять и загазовывать, а лелеять!

Согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН 22 апреля разумные люди во всём мире отметят Международный день Матери-Земли. Сколько ответственных граждан живёт в Кисловодске, станет ясно в ближайшие дни.

Истоком Международного дня Матери-Земли считают День посадки деревьев, который в 1872 году провели в американском штате Небраска, укоренив за один раз около миллиона саженцев. В России праздник посадки деревьев впервые организовали 16 апреля 1898 года студенты и преподаватели Лесного института в Санкт-Петербурге.

Так что наиболее логичным и очевидным проявлением празднования Дня Матери-Земли станет массовая посадка саженцев деревьев. Чтобы это благое дело стало доступно каждому кисловодчанину, придётся закупить саженцы с комом земли (чтобы они гарантированно прижились), присовокупив к ним лопаты и ёмкости с водой для полива.

Впрочем, есть более душевный и эффективный путь воздать добром Матери-Земле. «Кисловодская газета» уже рассказывала о пенсионере Юрии Александровиче Демченко, который на подоконниках и лоджии обычной городской квартиры выращивает из семян шишек, собранных в близлежащем лесу, сеянцы сосен. А затем высаживает их на безлесных прогалинах, окружая каждый сеянец камнями, чтобы его не затоптали люди или животные.

Это не требует материальных затрат и отнимает совсем немного времени. Нужно лишь осознать, какое чудо – наша планета Земля. И до глубины души прочувствовать свою личную ответственность за её благополучие!

Убеждён, что космическое восприятие окружающего мира следует закладывать в сознание с раннего детства. Если б я был воспитателем детского сада, то каждое погожее утро начинал бы с приобщения малышей к астрономии. Поставил бы в центре песочницы горящую лампу и дал каждому в руки по маленькому мячику. Объяснил бы, что горящая лампа изображает Солнце, которое прямо сейчас они видят на небе, а мячик – планету Земля, на которой малыши стоят. И повёл бы хоровод вокруг песочницы, объясняя, что примерно так Земля (мячик) летает вокруг Солнца (лампы). При этом попросил бы воспитанников вращать мячик. Потому что когда он поворачивается к лампе той стороной, на которой мы сейчас стоим, то наступает день, а когда противоположной – ночь. А полный оборот вокруг песочницы – это время, которое проходит от празднования одного Нового года до украшения следующей новогодней ёлки.

Увы, я не слышал, чтобы в каком-либо детском саду у малышей воспитывали космическое сознание. Более того, недавно с содроганием узнал, что даже в средних школах из программы обучения исключили астрономию.

Впрочем, заглянув в школьный учебник астрономии 20-летней давности, я пожалел ребят, которых заставляли зубрить названия звёзд в придуманных людьми созвездиях, запоминать какие из них образуют параллелограммы… И много-много другой второстепенной информации, сквозь которую надо продираться, чтобы почерпнуть действительно существенные сведения о Вселенной, галактиках, Солнечной системе и нашей сказочно прекрасной Матери-Земле.

Когда я недавно предложил ответственному сотруднику управления образования города-курорта Кислодска провести опрос старшеклассников на тему: «Что вы знаете об открытиях космического телескопа имени Джеймса Уэбба?», она честно ответила: «Ничего не знают».

Учителя вынуждены буква в букву следовать программам, которые им спускают из профильного министерства. Остаётся лишь уповать на педагогов-энтузиастов, которые во внеурочное время доступно и увлекательно ознакомят подростков с основными структурами Мироздания.

Например, предложат ученикам взглянуть на Солнце и объяснят, что те видят наше животворящее светило таким, каким оно было восемь минут назад. Это при том, что электромагнитные волны (то бишь свет) распространяются со скоростью 300 000 километров в секунду. А затем добавят, что следующая ближайшая к нам звёзда, Проксима Центавра, находится в 250 раз дальше Солнца. И свет от неё достигает наших глаз через четыре года.

Подобных звёзд в галактике Млечный Путь – больше ста миллиардов. Свет от самых дальних идёт до нас сто тысяч лет. А галактик в видимой части Вселенной – больше ста миллиардов. Так дети получат представление о масштабах мира, в котором им посчастливилось жить и мыслить.

Сейчас уже очевидно, что люди – единственные высокоорганизованные мыслящие существа в Солнечной системе (о всей галактике, а тем более о всей Вселенной подобное утверждать нельзя). И это достижение эволюции материи – целиком заслуга Матери-Земли.

Её орбита находится на идеальном расстоянии от Солнца – источника животворящего тепла и смертоносного потока высокоэнергетических частиц – в 150 миллионах километров. На Меркурии, от которого до Солнца 58 миллионов километров, дневная температура поднимается до 450 градусов Цельсия. Жизнь в таком пекле невозможна. На Венере, которая находится между Меркурием и Землёй, тоже неприемлемая для высокоорганизованной жизни жара из-за сумашедшего парникового эффекта атмосферы, состоящей лишь из тяжёлых газов. Лёгкие фракции атмосферных газов с неё сорвал и унёс солнечный ветер. Землю же от него защищает мощное магнитное поле, которое генерирует расплавленная часть вращающегося металлического ядра планеты.

Массы Земли достаточно, чтобы сила гравитации надёжно удерживала молекулы всех газов её атмосферы. Нашу планету окружают пять триллионов миллиардов тонн воздуха. Это позволяет нам дышать, и мы постоянно в нём находимся.

Кроме того, атмосфера – это первая линия обороны планеты. Из открытого космоса по направлению к нашей планете на скорости около 20 километров в секунду часто влетают метеориты. А даже маленький метеорит способен выбить в земной коре кратер диаметром в 20 метров. Но в плотных слоях атмосферы они становятся таким же горячими, как поверхность Солнца. И этот жар расплавляет камни. Большинство незваных космических пришельцев почти полностью сгорают в плотных слоях атмосферы. Поэтому мы продолжаем спокойно жить.

Жизнь – это чудо (независимо от того, произошла ли она естественным путём или под воздействием некой внеприродной силы)! И венчает чудо жизни – головной мозг человека.

Увы, всего за четыре тысячи лет после появления первых цивилизаций изобретённые людьми технологии достигли таких масштабов и силы воздействия, что превратились в ещё один космический фактор, грозящий бедой Матери-Земле.

Даже если закрыть глаза на реальную опастность ядерной (и даже термоядерной) войны, то остаётся ещё немало губительных воздействий человека на экологию. Международный день Матери-Земли позволит лишний раз напомнить о них.

Огромный выброс в атмосферу выхлопных газов (прежде всего двуокиси углерода) уже привёл к существенному усилению парникового эффекта на планете. А это прямой путь к катастрофе наподобие той, что произошла на Венере.

В городе-курорте Кисловодске основным источником загрязнения атмосферы являются выхлопные газы автомобилей. Поэтому все разумные и совестливые кисловодчане наряду с участием в посадке деревьев 22 апреля оставят свои авто на стоянке. А сами пешком или в общественном транспорте отправятся на работу, учёбу и по иным делам.

Другая угроза Матери-Земле – колоссальное количество бытовых, строительных и промышленных отходов. Многие из них – плоды химических технологий. А потому не разлагаются и в буквальном смысле слова отравляют планету.

Установленные зоны горно-санитарной защиты не позволяют в городе-курорте Кисловодске или в его окрестростях перерабатывать и захоранивать строительные и бытовые отходы. А везти их в другие муниципальные округа дорого и хлопотно. Да и уровень санитарной и экологической культуры значительной части местных жителей весьма низок. Поэтому стихийные свалки уже изуродовали некогда прекрасные окраины города-курорта, все ущелья, леса и Новое озеро.

Международный день Матери-Земли – весомый повод, чтобы всерьёз обсудить, как спасти город-курорт от этой беды: возродить действенное местное самоуправление (на уровне председателей домовых и уличных комитетов), создать мощную экологическую службу и наделить её такими полномочиями, чтобы неряхи на всю оставшуюся жизнь запомнили встречу с экологами.

Напоминаю, что до Международного дня Матери-Земли остались считаные дни!

Николай БЛИЗНЮК

Фото автора