«Хороших и классных журналистов всегда меньше, чем средних и плохих…»

В начале апреля в Кисловодск съедутся журналисты из разных уголков России. Они соберутся, чтобы поучаствовать в фестивале прессы, радио и телевидения “Моя провинция”. Уже 21 год он путешествует по стране и проходит в разных городах. Все это время его бессменным президентом является академик Международной академии телевидения и радио Елена Фоминых. Нашему журналисту еще до начала фестиваля удалось взять у нее “заочное” интервью и узнать, как столько лет получается реализовывать этот масштабный проект и почему интерес журналистов к “Моей провинции” не угасает.

-Елена Васильевна, именно Вы придумали и организовали первый фестиваль “Моя провинция”. Расскажите, с чего все началось?

-Первый фестиваль «Моя провинция» состоялся в 1999 году. Но задуман он был гораздо раньше, еще в 1994. На тот момент я руководила частной телекомпанией в г. Борисоглебск Воронежской области. Я сняла документальный фильм и попала с ним на один международный фестиваль, где заняла призовое место. Там я обратила внимание, что среди участников были, в основном, представители государственных телеканалов, а частная компания была только одна наша. Тогда у меня и появилась идея своего теле-фестиваля.

Я приехала домой и рассказала о ней коллегам. Назвать фестиваль  решила “Моя провинция”. Мне хотелось, чтобы он объединил небольшие и крупные частные телекомпании из разных уголков страны. Загорелась. Мы все придумали, но денег на реализацию проекта не было.

И вот 5 лет я пыталась найти поддержку, чтобы дали хоть какие-нибудь деньги. Но мне все говорили, что это нереально. Один из знакомых однажды сказал мне: “Да, кому нужен твой фестиваль?! Кто к тебе поедет? Ведь Пугачеву же ты на него не пригласишь!”. Эти слова я запомнила.

А в 1999 году мне вручили небольшой грант в 5 тысяч долларов – это 125 тысяч рублей по тем временам. И вот на эти деньги мы умудрились сделать первый фестиваль. Он прошел в Борисоглебске. Меня очень сильно поддержали и администрация, и крупнейший в городе завод. Поучаствовать приехало много народа. Мы были счастливы. Фестиваль получился.

После его окончания, когда все официальные мероприятия были позади, мы вместе с членами жюри пришли на берег реки. С нами как раз был тот знакомый, который говорил про Пугачеву, которая ко мне на фестиваль не приедет. Я напомнила ему эти слова и объявила: “Встречайте, Алла Пугачева!”. И она появилась. На самом деле, мы нашли замечательную пародистку, которая очень похожа на Примадонну и внешне, и голосом, и манерами. У всех был шок. Все схватились за камеры и начали снимать. Это была еще одна наша маленькая победа.

На первом фестивале было всего 28 участников. Но для нас это уже стало достижением. Потому что люди прибыли из разных городов: от Орла до Владивостока, от Мурманска до Сочи. География была обширной. Журналисты приехали – это показало, что им это надо.

Потом мне предложили пустить фестиваль по России, и я согласилась. На следующий год он прошел уже в Арзамасе в Нижегородской области. Там появились наш хрустальный кубок и традиция всем вместе пить из него шампанское.

Получилось это так. Во время церемонии открытия директору принимающего нас в Арзамасе телеканала я протянула фужер шампанского со словами: “Принимай фестиваль!”.  А ему и не выпить неудобно, и выпить тоже. Он все-таки выпил. Все засмеялись, а он мне сказал: “Жди от меня сувенир”.

И вот в день закрытия «Моей провинции» он вышел на сцену с большим хрустальным кубком, похожим на рог. Налил в него бутылку шампанского, протянул мне и сказал: “Ты президент фестиваля, покажи, на что способна”. Я поняла, что это ловушка, но нашла выход. Обратилась к участникам и сказала: “Ребята, выручайте!”.  Все бросились на сцену. Каждый выпил по глотку из кубка, и он опустел. Получилось очень здорово!

Это хрустальный кубок стал ездить с нами на каждый фестиваль. Мы наполняем его шампанским и пускаем по кругу. Уже многие знают про эту традицию и даже готовят какие-то слова к этому моменту. Он до сих пор цел и невредим. К кубку прикреплена цепочка, на которой висит уже 20 бирок с годом и названием города, в котором проходил фестиваль. Теперь их будет 21. Очень надеемся, что в этом году появится еще одна со словом «Кисловодск».

-Как с годами развивался фестиваль? Менялись ли номинации, члены жюри, количество и состав участников?

-Изначально, мы организовывали фестиваль только для “телевизионщиков”. Но к нам стали обращаться журналисты с радио и говорить, что тоже хотят поучаствовать. Потом та же просьба прозвучала от сотрудников печатных изданий. Мы подумали, а почему бы и нет? В середине 2000-х годов “Моя провинция” на несколько лет осела в Сочи. И туда мы пригласили всех. Так у нас получилось 3 фестиваля (прессы, радио и ТВ) – в одном.

В этом году у нас пройдет 21-ый фестиваль телевидения и 14-ый – радио и прессы.

Когда присоединились радио и пресса стали приглашать на фестиваль людей, которые интересны сотрудникам этих СМИ.  Появились новые спикеры и новые мастер-классы.

Потом я заметила, что участник из разных городов во время фестиваля “кучкуются”, расспрашивают друг друга о работе.  Рассказывают о своих удачных проектах, делятся идеями. Тогда я решила превратить это общение в «круглый стол». Собрала за ним всех ребят и предложила рассказывать о своем опыте и идеях. Они начали это делать. Круглый стол получился замечательным. Постепенно он перерос в номинацию «Делимся опытом». И теперь участники презентуют на фестивале свои проекты, которые удалось реализовать, а мы выбираем лучшие. Это могут быть коммерческие или социальные акции. Которые помогли СМИ заработать или вообще выжить, а может, вызвали общественный резонанс!

С годами менялись номинации фестиваля. Появился «Репортаж с колес». Идея номинации в том, что участники на месте должны показать, на что они способны, как журналисты. Снять сюжет или написать статью о незнакомом городе за 1 день. Ведь во время фестиваля многие ребята впервые приезжают в тот или иной регион. Они смотрят на него по-новому, делятся своими впечатлениями и эмоциями, уже как туристы.

Принимающей стороне это очень приятно. Власти всегда поддерживают эту идею. Они тоже подключаются, возят журналистов по разным местам, показывают все достопримечательности, устраивают экскурсии. Бывало, что журналисты поднимали какие-то проблемные темы. Но обид никогда никаких не было.

Мы на несколько лет убирали эту номинацию, так как не было возможности выдавать телерепортажи в эфир. Потому что в небольших городах не всегда есть телеканалы, где можно монтировать видео на месте. Но потом придумали выход из этой ситуации.

Теперь участники “Репортажа с колес” забирают отснятое видео с собой домой, монтируют у себя в редакциях сюжеты и в течение недели после окончания фестиваля присылают нам. Жюри оценивает работы и объявляет победителей. Таким способом нам удалось сохранили эту номинацию. Но такие условия мы вводим только, когда нет возможности работать на месте.

Но самое главное, что работы участников фестиваля оценивают настоящие мэтры журналистики. Среди них много известных людей, которые приезжают на “Мою провинцию”. В разные годы в состав жюри входили: телеведущие Иван Усачев, Мария Ситтель, автор легендарной программы «Взгляд» Владимир Мукусев, тележурналисты Эдуард Сагалаев, Павел Шеремет, Нина Зверева, журналист и писатель Леонид Млечин, авторы программы «КВН».

Год на год не приходится. Количество участников всегда разное. За 20 лет на нашем фестивале побывали журналисты более чем из 250 городов России. Есть те, кто приезжают с самого первого фестиваля, например, Волгодонск. Появляются и новенькие.

-Как фестиваль попал в Кисловодск? Почему выбрали именно наш город для его проведения?

-«Моя провинция» путешествует по всей России. Кисловодск – наша давняя мечта, которую в этом году мы решили осуществить. Кисловодск – знаменитый курорт, говорят, очень красивый. Мы решили, что журналисты должны увидеть его воочию. Мы обратились к губернатору Ставропольского края Владимиру Владимирову, который поддержал идею проведения фестиваля в курортном местечке. Мы очень благодарны ему и уже почувствовали, что нас в Кисловодске ждут. Мы надеемся, что все пройдет очень хорошо и мы влюбимся в ваш город.

-Что ждет участников фестиваля в этом году? Будут ли какие-то новшества?

-Сейчас идет мощная подготовка. Не все организационные моменты решены. Подтверждение о своем участии уже дала Алла Данько –  знаменитая советская телеведущая. В Кисловодске она проведет мастер-класс по ораторскому мастерству.

Получили подтверждение от Татьяны Неткачевой, которая возглавляет ассоциацию

«Рекламная Федерация регионов». Она научит сотрудников СМИ продавать свой продукт. Объяснит, как заработать на рекламе и что для этого нужно. Ее мастер-класс будет называться «Клиент, скорее, жив?».

Приедет заместитель главного редактора газеты «Московская правда» Татьяна Кузьмина. Она очень интересный человек. Она проведет мастер-класс о новых формах и форматах работы СМИ, которые дают возможность стать в ряды лучших.

Из новшеств. В этом году мы разослали приглашения на фестиваль российским блогерам. Но пока заявок от них нет. Фестиваль – это не только праздник, а еще и конкурс. Возможно, у них нет материалов, подходящих под номинации. Если они так и не отзовутся, то на следующий год будет придумывать для них что-то другое.

-Фестиваль проходит уже 20 лет. На Ваш взгляд, изменились ли провинциальные журналисты за это время? Вырос или упал их профессиональный уровень?

-Если судить о наших участниках, то год от года люди растут. Когда мы работаем у себя в СМИ, мы варимся в собственном соку. Нам кажется, что все хорошо, как говорится «пипл хавает». Но вот журналист приезжает на фестиваль, привозит свои работы. И вдруг провал. Он начинает выяснять, а почему, а как надо? На мастер-классах ему все рассказывают. Обсуждают работы, говорят, что, как и почему.

Конечно, когда твою работу разобрали, показали ошибки, ты вернешься и будешь делать по-другому. И очень часто бывало, что люди проигрывали на одном фестивале, а на другом уже занимали призовые места.  Мне кажется, это нормально, правильно. Они растут профессионально.

Не взяла бы на себя такую ответственность сказать, что уровень российских журналистов упал. Хороших и классных всегда меньше, чем средних и плохих. Их единицы. Это всегда штучный товар. И на каждом фестивале этот штучный товар есть. Так же как есть работы, оценивая которые мы «хватаемся за голову», потому что люди не понимают, что они делают.

Но судить обо всей журналистике я не могу. Я думаю, что те, кто приезжает на фестивали, это все-таки лучшие. Даже если они проваливаются со своими работами. Они лучшие, потому что стремятся понять и изменить что-то в себе, хотят чему-то научиться. По конкурсу «Моя провинция» судить об уровне журналистики невозможно. Но пока есть люди, которым нужен этот фестиваль, которые присылают заявки, журналистика жива.

Беседовала Елена Тюменева