.
В честь Дня учителя мы решили вспомнить о выдающихся учителях Российской империи, СССР и России - целой плеяде имён, во многом определившей развитие современной педагогики.Константин Дмитриевич Ушинский (2 марта 1824 - 22 декабря 1870) «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - писал Константин Ушинский. Его называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся учёный достоин такого определения, как никто иной. Ушинский одним из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Представление о нравственном обучении как о чём-то «естественно» и «само собой разумеющемся» было им решительно отвергнуто.
Ещё одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности. Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нём. Да что уж там, сама Татьяна Ларина очень плохо изъяснялась по-русски!
Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остаётся образцом педагогических воззваний. Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работ- это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.
Лев Толстой (1828 - 1910). Граф был не только великим Писателем, но и великим Учителем. Он воспитывал и обучал как своих детей (которых у него было немало), так и деревенских ребятишек, организовав им для этого школу в Ясной Поляне и во всём Крапивенском уезде.
Точное число детей Толстого до сих пор неизвестно. Но конкретно в браке с Софьей Андреевной у него было 9 сыновей и 4 дочки, из них 5 детей yмepли в детстве.
Школа Льва Толстого - это был замечательный и необыч ный эксперимент: школа была «самодеятельная», т.е. методика преподавания в ней резко отличалась от общепринятой. Никаких регламентов и требований к дисциплине не было. Ориентация шла на каждого ученика персонально. Школьник и преподаватель считались друзьями-коллегами. Дети рассаживались туда, куда хотели. Учитель им не мешал, он должен был не «наводить порядок», а заинтересовать ребят.
Эксперимент оказался очень удачным!
Лев Николаевич даже стал издавать специальный журнал - «Ясная Поляна», где писал о своей методике и публиковал интересные рассказики и басни «на языке школьников». Затем он издал «Азбуку», потом «Новую азбуку» и несколько «Русских книг для чтения». Методикой Льва Толстого успешно пользовались другие педагоги, например Станислав Шацкий. Он в 1911 году организовал экспериментальную школу-колонию с говорящим названием «Бодрая жизнь».
Точное число детей Толстого до сих пор неизвестно. Но конкретно в браке с Софьей Андреевной у него было 9 сыновей и 4 дочки, из них 5 детей yмepли в детстве.
Школа Льва Толстого - это был замечательный и необыч ный эксперимент: школа была «самодеятельная», т.е. методика преподавания в ней резко отличалась от общепринятой. Никаких регламентов и требований к дисциплине не было. Ориентация шла на каждого ученика персонально. Школьник и преподаватель считались друзьями-коллегами. Дети рассаживались туда, куда хотели. Учитель им не мешал, он должен был не «наводить порядок», а заинтересовать ребят.
Эксперимент оказался очень удачным!
Лев Николаевич даже стал издавать специальный журнал - «Ясная Поляна», где писал о своей методике и публиковал интересные рассказики и басни «на языке школьников». Затем он издал «Азбуку», потом «Новую азбуку» и несколько «Русских книг для чтения». Методикой Льва Толстого успешно пользовались другие педагоги, например Станислав Шацкий. Он в 1911 году организовал экспериментальную школу-колонию с говорящим названием «Бодрая жизнь».
«Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребёнка, признать ведущую роль в развитии ребёнка за развитием его социального поведения, его личности...» - писал Лев Семёнович Выготский (17 ноября 1896 - 11 июня 1934). Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки- психологию и педагогику, на десятилетия опередив своё время. В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений - педологии и коррекционной педагогики, учёный пришёл к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребёнка и воспитания. По мнению учёного, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно - на психологическую науку.
Лев Семёнович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдёте конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь учёный пришёл к выводу, что воспитание - это не приспособление ребёнка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперёд - за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребёнка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.
А в чём было новаторство Макаренко?
Антон Семёнович Макаренко (1 марта 1888 - 1 апреля 1939). В яркой и чёткой идее интегративности образования основной символ педагогической веры Антона Семёновича. Личность не является таковой от рождения, это качество - «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек - каждый элемент образовательной системы - должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека. Существующие стереотипы, в которых утверждалось, что есть явления, которые маркируются как правильные, и есть те, что можно назвать неверными, были им отвергнуты. Педагогика - это не наука, где существуют догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семёнович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.
Антон Семёнович Макаренко (1 марта 1888 - 1 апреля 1939). В яркой и чёткой идее интегративности образования основной символ педагогической веры Антона Семёновича. Личность не является таковой от рождения, это качество - «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек - каждый элемент образовательной системы - должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека. Существующие стереотипы, в которых утверждалось, что есть явления, которые маркируются как правильные, и есть те, что можно назвать неверными, были им отвергнуты. Педагогика - это не наука, где существуют догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семёнович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.
«В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребёнка» - считал Василий Александрович Сухомлинский (28 сентября 1918 - 2 сентября 1970).
Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребёнок был, есть и остаётся высшей ценностью. И именно личность ребёнка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания. Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с детьми.
В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой... не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит. Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребёнка, - это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком, перед его стойкостью, богатством. Отсюда - сердечная чуткость, деликатность, чуткость к человеку. Отсюда - уважение к самому себе».
Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребёнок был, есть и остаётся высшей ценностью. И именно личность ребёнка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания. Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с детьми.
В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой... не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит. Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребёнка, - это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком, перед его стойкостью, богатством. Отсюда - сердечная чуткость, деликатность, чуткость к человеку. Отсюда - уважение к самому себе».
К плеяде выдающихся педагогов России мы относим и нашего современника Симона Львовича Соловейчика (1 октября 1930 - 18 октября 1996). «Воспитание детей - старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив... и это сложнейшее из дел», - писал Симон Львович. «Педагогика для всех» - это не только название книги-бестселлера, автором которой является советский журналист, публицист и теоретик педагогики Симон Соловейчик, но и главная его идея. Педагогика - это не то, что происходит в школе и к чему причастны только учителя. Педагогика - это нечто большее, выходящее за пределы стен, семьи и класса.
Ведь вам знакома фраза «педагоги-новаторы»? Именно вокруг, или даже лучше сказать вместе с ним, сформировалось сообщество педагогов нового времени, которые позже выпустят знаменитый Манифест новой демократической школы. Суть манифеста - в сотрудничестве ученика и учителя. Педагогика в понимании Соловейчика означает науку об искусстве воспитания или просто воспитание. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать - с детьми нужно дружить». Дело в том, что Симон Львович был убеждён: воспитание и образование - это процесс двусторонний, и дети могут очень многому нас научить.
Соб. инф.
Ведь вам знакома фраза «педагоги-новаторы»? Именно вокруг, или даже лучше сказать вместе с ним, сформировалось сообщество педагогов нового времени, которые позже выпустят знаменитый Манифест новой демократической школы. Суть манифеста - в сотрудничестве ученика и учителя. Педагогика в понимании Соловейчика означает науку об искусстве воспитания или просто воспитание. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать - с детьми нужно дружить». Дело в том, что Симон Львович был убеждён: воспитание и образование - это процесс двусторонний, и дети могут очень многому нас научить.
Соб. инф.