Кисловодск - железнодорожная станция Минераловодского региона Северо-Кавказской железной дороги была открыта на Владикавказской железной дороге ровно 130 лет назад - 17 мая 1894 года. Кисловодский железнодорожный вокзал - уже сам по себе достопримечательность. Расположенный буквально в сердце города, утопающий в зелени Кисловодский вокзал поражает своей архитектурой и атмосферой.
В 1890 году по инициативе управляющего И.Д. Иноземцева правление акционерного Общества Владикавказской железной дороги (ОВЖД) обратилось к правительству с предложением построить Минераловодскую ветвь до Кисловодска за собственный счёт. Окончательные изыскания по новой ветви были исполнены летом и осенью 1891 г. Распоряжение о строительстве линии стоимостью около трёх миллионов рублей было подписано самим императором Александром III в июне 1891 года.
Предполагалось построить и ряд пассажирских зданий, в том числе станцию III класса для Кисловодска. Одноэтажное протяжённое здание пассажирской станции на невысоком каменном цоколе было построено в эклектичном «кирпичном» стиле.
8 февраля 1892 года состоялось совещание, в котором приняли участие инженеры управления ВЖД, комиссар КМВ П.П. Сущинский и горный инженер А.И. Незлобинский. Было решено построить кисловодский вокзал на месте, которое предложили инженеры ВЖД. Отчуждение под железную дорогу земельных участков в Кисловодске, принадлежащих Управлению КМВ и обществу Кисловодской слободы, производил агент ОВЖД землемер-таксатор А.В. Замковой. На неудобной территории будущего вокзала и Курзала прежде находились слободские огороды.
Проект с профилем ветки и указанием расположения станций был окончательно утверждён 21 марта 1892 года. Строительство здания вокзала и служебных построек началось весной 1893 года. Главным инженером по постройке ветви стал Михаил Станиславович Кербедз. В том же году Обществом Владикавказской железной дороги к Кисловодской слободе была проложена железнодорожная ветка нормальной колеи. Освидетельствование Минераловодской ветки железной дороги правительственной комиссией состоялось в начале мая 1894 года. Комиссия признала гражданские здания кисловодского вокзала «отличными красотою, как наружных фасадов, так и весьма изящной внутренней отделкой». Комиссия определила все работы качественными и разрешила начать эксплуатацию Минераловодской ветви.
17 мая 1894 года было открыто регулярное движение пассажирских поездов на всём протяжении линии в 60 вёрст от Минеральных Вод до Кисловодска.
В 1890 году по инициативе управляющего И.Д. Иноземцева правление акционерного Общества Владикавказской железной дороги (ОВЖД) обратилось к правительству с предложением построить Минераловодскую ветвь до Кисловодска за собственный счёт. Окончательные изыскания по новой ветви были исполнены летом и осенью 1891 г. Распоряжение о строительстве линии стоимостью около трёх миллионов рублей было подписано самим императором Александром III в июне 1891 года.
Предполагалось построить и ряд пассажирских зданий, в том числе станцию III класса для Кисловодска. Одноэтажное протяжённое здание пассажирской станции на невысоком каменном цоколе было построено в эклектичном «кирпичном» стиле.
8 февраля 1892 года состоялось совещание, в котором приняли участие инженеры управления ВЖД, комиссар КМВ П.П. Сущинский и горный инженер А.И. Незлобинский. Было решено построить кисловодский вокзал на месте, которое предложили инженеры ВЖД. Отчуждение под железную дорогу земельных участков в Кисловодске, принадлежащих Управлению КМВ и обществу Кисловодской слободы, производил агент ОВЖД землемер-таксатор А.В. Замковой. На неудобной территории будущего вокзала и Курзала прежде находились слободские огороды.
Проект с профилем ветки и указанием расположения станций был окончательно утверждён 21 марта 1892 года. Строительство здания вокзала и служебных построек началось весной 1893 года. Главным инженером по постройке ветви стал Михаил Станиславович Кербедз. В том же году Обществом Владикавказской железной дороги к Кисловодской слободе была проложена железнодорожная ветка нормальной колеи. Освидетельствование Минераловодской ветки железной дороги правительственной комиссией состоялось в начале мая 1894 года. Комиссия признала гражданские здания кисловодского вокзала «отличными красотою, как наружных фасадов, так и весьма изящной внутренней отделкой». Комиссия определила все работы качественными и разрешила начать эксплуатацию Минераловодской ветви.
17 мая 1894 года было открыто регулярное движение пассажирских поездов на всём протяжении линии в 60 вёрст от Минеральных Вод до Кисловодска.
Самые крупные сооружения железнодорожной ветви - это металлический мост длиной в 33 метра на каменных опорах через Подкумок близ Кисловодска, построенный по проекту инженера Л.Ф. Рунге, и каменный виадук через кисловодскую Шоссейную улицу (ныне ул. Кирова) - по проекту инженера М.С. Кербедза.
Для удобного сообщения вокзала с кисловодским курортом и слободой в северном отроге Крестовой горы были пробиты две дороги - проезжая (ныне ул. Вокзальная) и пешеходная (ныне пр. К. Маркса).
В 1896 году ОВЖД закупило партию американских паровозов фирмы Baldwin Locomotive Works (Филадельфия), которые стали основными для Минераловодской ветви. Для обслуживания паровозов было сооружено паровозное депо, и на площади у подножия Крестовой горы, в конце железнодорожных путей на кисловодской станции, был устроен особый поворотный круг, который разворачивал паровозы для обратного движения. Первым начальником кисловодского депо был Иван Христофорович Варакоис.
С появлением Минераловодской ветви число посетителей КМВ стало быстро возрастать и в последующие десять лет увеличилось более чем в шесть раз.
В летние сезоны начала XX века при вокзале действовало Экскурсионное бюро «русского Бедекера» - Григория Георгиевича Москвича, ялтинского книготорговца и известного издателя серии «иллюстрированных практических путеводителей» по Крыму, Кавказу и другим регионам России. Бюро Москвича располагало конными экипажами, автомобилями, пароходами и вагонами. Экскурсии устраивались по всему Кавказу.
В начале XX века начальником станции был Ю.М. Верженский.
В 1915 году для удобства жителей Кисловодска был построен бетонный пешеходный мостик над железнодорожными путями, который вёл к дачам и гостиницам Вокзального переулка, к храму и гимназиям.
Для удобного сообщения вокзала с кисловодским курортом и слободой в северном отроге Крестовой горы были пробиты две дороги - проезжая (ныне ул. Вокзальная) и пешеходная (ныне пр. К. Маркса).
В 1896 году ОВЖД закупило партию американских паровозов фирмы Baldwin Locomotive Works (Филадельфия), которые стали основными для Минераловодской ветви. Для обслуживания паровозов было сооружено паровозное депо, и на площади у подножия Крестовой горы, в конце железнодорожных путей на кисловодской станции, был устроен особый поворотный круг, который разворачивал паровозы для обратного движения. Первым начальником кисловодского депо был Иван Христофорович Варакоис.
С появлением Минераловодской ветви число посетителей КМВ стало быстро возрастать и в последующие десять лет увеличилось более чем в шесть раз.
В летние сезоны начала XX века при вокзале действовало Экскурсионное бюро «русского Бедекера» - Григория Георгиевича Москвича, ялтинского книготорговца и известного издателя серии «иллюстрированных практических путеводителей» по Крыму, Кавказу и другим регионам России. Бюро Москвича располагало конными экипажами, автомобилями, пароходами и вагонами. Экскурсии устраивались по всему Кавказу.
В начале XX века начальником станции был Ю.М. Верженский.
В 1915 году для удобства жителей Кисловодска был построен бетонный пешеходный мостик над железнодорожными путями, который вёл к дачам и гостиницам Вокзального переулка, к храму и гимназиям.
В 1936 году станцию электрифицировали, а 6 ноября от станции Кисловодск в свой первый рейс вышел пассажирский электропоезд серии СД. Питание линии шло от Баксанской ГЭС, первой крупной гидроэлектростанции Северного Кавказа.
В годы Великой Отечественной войны почти все тяговые подстанции были разрушены до основания, оборудование было вывезено фашистами или полностью уничтожено.
Но уже 10 июля 1944 года бесперебойное железнодорожное сообщение между Минераловодской узловой станцией и курортными городами Кавминвод было восстановлено.
Однако работы по ликвидации последствий войны продолжалась до 1953 года. Были отстроены новые тяговые подстанции с усиленной трансформаторной мощностью, которые использовались и для нужд городов и посёлков края. В тот период около 2800 деревянных опор контактной сети были заменены на металлические.
В 1964 году участок перевели на напряжение 3 кВ. Поезда водили двухсистемные электровозы.
Кисловодск - тупиковая станция на двухпутном электрифицированном участке Минеральные Воды - Кисловодск с четырьмя высокими и одной низкой платформами, между которыми расположено по одному пути. Проход на платформу пригородных поездов осуществляется через турникеты. Здание вокзала расположено слева от путей. В полутора километрах к северу от платформ, рядом с остановочным пунктом Минутка, расположен парк отстоя локомотивов и вагонов.
Со станции Кисловодск отправляются пригородные электропоезда до Минеральных Вод, Пятигорска и Железноводска. Основные направления поездов дальнего следования - Адлер, Екатеринбург, Краснодар, Москва-Казанская, Москва-Павелецкая, Новокузнецк, Орск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Симферополь, Тында.
Здание начальника вокзала
Здание было построено в 1910 году, архитектор Н.А. Кордес. В нём до сих пор располагается корпус начальства кисловодского вокзала, действующая часовня, а также музей истории ж/д-вокзала и развития железнодорожного сообщения на Кавказе. Ранее здесь работала модель игрушечного поезда, который за небольшую плату проезжал все станции КМВ. Старинное здание внутри украшено росписью и лепниной на потолке и стенах.
В советское время напротив него было выстроено другое здание с часовой башней высотой 20 метров. В нём находятся кассы поездов пригородного сообщения и зал ожидания. Современное здание внутри оформлено типично для советских вокзалов. В 2003 году оба здания отремонтировали.
О вокзале в Кисловодске отзываются как о самом красивом и чистом ж/д-вокзале на Северном Кавказе. Привокзальная площадь выложена плиткой, по бокам установлены вычурные фонари-колонны.
Вокзал находится в самом центре города. Прямо напротив него расположено величественное здание Государственной филармонии на КМВ - Курзал, тоже построенный правлением акционерного Общества Владикавказской железной дороги.
Соб. инф.
В годы Великой Отечественной войны почти все тяговые подстанции были разрушены до основания, оборудование было вывезено фашистами или полностью уничтожено.
Но уже 10 июля 1944 года бесперебойное железнодорожное сообщение между Минераловодской узловой станцией и курортными городами Кавминвод было восстановлено.
Однако работы по ликвидации последствий войны продолжалась до 1953 года. Были отстроены новые тяговые подстанции с усиленной трансформаторной мощностью, которые использовались и для нужд городов и посёлков края. В тот период около 2800 деревянных опор контактной сети были заменены на металлические.
В 1964 году участок перевели на напряжение 3 кВ. Поезда водили двухсистемные электровозы.
Кисловодск - тупиковая станция на двухпутном электрифицированном участке Минеральные Воды - Кисловодск с четырьмя высокими и одной низкой платформами, между которыми расположено по одному пути. Проход на платформу пригородных поездов осуществляется через турникеты. Здание вокзала расположено слева от путей. В полутора километрах к северу от платформ, рядом с остановочным пунктом Минутка, расположен парк отстоя локомотивов и вагонов.
Со станции Кисловодск отправляются пригородные электропоезда до Минеральных Вод, Пятигорска и Железноводска. Основные направления поездов дальнего следования - Адлер, Екатеринбург, Краснодар, Москва-Казанская, Москва-Павелецкая, Новокузнецк, Орск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Симферополь, Тында.
Здание начальника вокзала
Здание было построено в 1910 году, архитектор Н.А. Кордес. В нём до сих пор располагается корпус начальства кисловодского вокзала, действующая часовня, а также музей истории ж/д-вокзала и развития железнодорожного сообщения на Кавказе. Ранее здесь работала модель игрушечного поезда, который за небольшую плату проезжал все станции КМВ. Старинное здание внутри украшено росписью и лепниной на потолке и стенах.
В советское время напротив него было выстроено другое здание с часовой башней высотой 20 метров. В нём находятся кассы поездов пригородного сообщения и зал ожидания. Современное здание внутри оформлено типично для советских вокзалов. В 2003 году оба здания отремонтировали.
О вокзале в Кисловодске отзываются как о самом красивом и чистом ж/д-вокзале на Северном Кавказе. Привокзальная площадь выложена плиткой, по бокам установлены вычурные фонари-колонны.
Вокзал находится в самом центре города. Прямо напротив него расположено величественное здание Государственной филармонии на КМВ - Курзал, тоже построенный правлением акционерного Общества Владикавказской железной дороги.
Соб. инф.