За тридцать пять лет работы театра-студии «Без суфлера» сцена в кисловодской школе №15 превратилась в настоящий источник вдохновения. В минувшую пятницу здесь вновь был аншлаг — в актовом зале состоялась премьера литературно-музыкальной композиции «У войны не женское лицо». В главных ролях блистали будущие выпускники.
О замысле постановки и работе с одиннадцатиклассниками, большая часть из которых впервые вышла на сцену после трех месяцев репетиций, корреспонденту «Кисловодской газеты» рассказала режиссер-постановщик Ольга Ивановна Агаркова — выпускница Киевского государственного института культуры и ныне руководитель театральной студии «Без суфлера».
По словам Ольги Ивановны, композиция «У войны не женское лицо» — о девушках, вдовах, матерях, которые оставили на войне то, что им было дорого, что они любили, берегли и лелеяли.
- Тема войны — моя любимая. Я ее кожей чувствую. На протяжении многих лет мы часто обращались к ней, - рассказала режиссер-постановщик. - И это тема, о которой забывать нельзя. Вчера один пятиклассник сказал мне: «Я знаю, что мой дедушка воевал, и бабушка тоже». Мне было так приятно слышать, что об этом ему рассказала мама. В каждой нашей семье есть те, кто сражался в Великой Отечественной войне. Это святое. Мы должны возвращаться к этой теме вновь и вновь, независимо от того, сколько лет пройдет — будь то 80, 90 или даже 100. Мы обязаны помнить тех, кто отдал свои жизни тогда.
В сентябре 2024 года Ольга Ивановна, вдохновленная творческими идеями, поделилась с одиннадцатиклассникам замыслом новой театральной постановки. Режиссер верила, что эти юные сердца уже достаточно зрелы, чтобы постичь глубину чувств, которые она намеревалась передать. Ребята, откликнувшиеся на её призыв, вышли на сцену. Это Валерий Старцев, Валерия Куликова, Элиза Айбазова, Ангелина Ковалева, Екатерина Ковалева, Полина Акопьянц, Дарья Синявская и Давид Пивоваров.
- Мы занимались по 2-3 часа, когда у них не было уроков и репетиторов, - рассказывает Ольга Ивановна. - Они не знали что такое сцена. Они старались быстрее произнести текст, боясь его забыть. Никаких пауз не было, всё бегом. Я учила их ходить по сцене, учила поворачиваться, видеть зрительный зал, учила общаться с ним. Из всех ребят только двое ранее имели опыт игры на сцене.
После премьеры никто не заподозрит, что у части актеров за плечами всего три месяца репетиций. Спрашиваем Ольгу Ивановну, каким образом ей удалось достичь такого удивительного результата.
- Я наизнанку выворачиваюсь, - признается она. - Всегда придерживаюсь идеи, что режиссер должен умереть в актере. Я действительно умирала в каждом из них. Даже глаза у них другие сейчас. Вначале они не понимали, о чем стихи, но когда мы стали разбирать их, осознавать, какие чувства стоят за словами — выдали результат.
Руководитель театральной студии с особой тщательностью подбирала материал для сценария. Дома у Ольги Ивановны богатая библиотека, в которой значительное место занимают книги военных поэтов. В сценарий были искусно вплетены произведения таких мастеров, как Симонов, Матусовский, Блок, Васильев, Друнина, Дементьев, Пабло Нерудa, Берестов, Татьяничева и многих других. Несмотря на разнообразие стилей и форм, режиссеру удалось создать гармоничное целое.
Зрители с трепетом следили за происходящим на сцене, и в пятничный вечер все они были едины в своих чувствах: премьера превратилась в нечто большее, чем просто театральное событие. Это был момент, который напомнил о силе искусства и его способности объединять людей.
- Было страшно видеть своих детей на сцене в такой обстановке. Они так точно передали атмосферу войны! Я ощутила, что мой ребенок там. Уверена, что все мамы, присутствовавшие сегодня в зрительном зале, испытали те же чувства. Сердце сжимается. Огромное спасибо Ольге Ивановне. Это было очень сильно, мы под большим впечатлением! - поделилась своими эмоциями от спектакля Ольга Акопьянц, мама Полины, сыгравшей Риту Осянину.
- Слов нет, спасибо вам! - сказала директор школы №15, депутат Думы города-курорта Кисловодска Ирина Анатольевна Коваленко, едва сдерживая слезы. Она призвала близких не терять ни минуты и обнять актеров.
В зрительном зале собрались родители и друзья детей, школьники, учителя; на премьеру пришли депутаты городской Думы Татьяна Николаевна Бессудная и Борис Алиевич Фарзалиев.
— Ольга Ивановна! Ребята! Вам низкий поклон. Вы настоящие патриоты нашей Родины. Примите искренние слова благодарности. Вы гордость Кисловодска! — отметила Татьяна Бессудная, вручая образцовому детскому коллективу театра-студии «Без суфлера» книгу Михаила Расторгина «Город-госпиталь». За кулисами ребят ждал еще один подарок, но уже сладкий. Увидеть спектакль пришла Дарья Лузик, окончившая школу в 2005 году. Ее связь с театром-студией «Без суфлера» началась еще в седьмом классе, когда она впервые переступила порог этой творческой обители. На протяжении многих лет Дарья принимала участие в спектаклях, и даже после выпуска продолжала возвращаться на сцену. Заметим, что актеры театра «Без суфлера» — это не только ученики средних и старших классов, но и их родители, а также учителя и бывшие выпускники школы.
- Я стараюсь не пропускать ни одного спектакля. Возвращаться сюда хочется всегда. Это были мои лучшие годы, — поделилась Дарья Лузик. - Театр — отдельная жизнь. Мы до сих пор собираемся всем коллективом на ежегодные рождественские встречи, вспоминая все те моменты, которые пережили вместе. Мы считаем театр своей второй семьей, а нашу Олечку Ивановну, иначе мы ее не называем, — второй мамой. Я очень благодарна ей. Это гениальный человек.
После продолжительных аплодисментов актеры спустились в зрительный зал, где их встретили родные и близкие, окружив теплом и поддержкой.
Элиза Айбазова, исполнившая роль Жени Камельковой, рассказала о том, как готовилась к роли.
- Самым сложным для меня было полностью вжиться в образ во время репетиций и передать те эмоции, которые испытывала моя героиня. Но самое замечательное в этом процессе — это работа с коллективом. Театр объединил нас, и мы стали настоящими друзьями, - подчеркнула она.
Одиннадцатиклассник Георгий Михайленко и восьмиклассница Виктория Федосеева сыграли в спектакле не менее важную роль — стали художниками по свету. Георгий рассказал, что если представится возможность, он с радостью примет участие и в других спектаклях.
В тот вечер каждый зритель покинул школу, унося с собой свои впечатления, мысли и чувства — то, что еще предстоит осмыслить и пережить.
Какую же задачу преследовал режиссер, задумав постановку «У войны не женское лицо»? Об этом мы не могли не узнать у руководителя театральной студии «Без суфлера».
- Мы не ставили перед собой цель вызвать ужас и страх, - отметила Ольга Ивановна. - Наша задача заключалась в том, чтобы передать определённую боль и вызвать чувство уважения к тем, кто воевал и был связан с войной. Мы хотели показать, что прошлое нашей страны — это и наше прошлое. В каждом из нас есть частичка тех, кто когда-то пал в бою, кто, невзирая на холод и лишения, шёл в атаку, побеждал и погибал. Я уверена, что в каждом из наших детей живёт это чувство единения с прошлым, его лишь нужно пробудить. Мы стремились вызвать гордость за родственников. Пусть они знают о них только понаслышке, но из истории каждого из нас складывается история нашей страны. Нам лишь нужно поднять верхний слой, и, как говорил Высоцкий, чувства вечные хлынут на нас!