Альфреда Нобеля знают по всему миру, а вот его племянника, жившего в России, благодаря которому и существует всемирная премия Нобеля, не знает практически никто, даже в нашей стране.
Справка: Альфред Бернхард Нобель родился 21 октября 1833 года в Стокгольме. Шведский химик, инженер, изобретатель динамита, бездымного пороха. Завещал своё состояниена учреждение Нобелевской премии. Умер 10 декабря 1896 года в городе Сан-Ремо,Королевство Италия.
В 1859 году появился на свет племянник Альфреда - Эммануил Нобель. Мальчик получил блестящее образование в частной школе Святой Анны в Санкт-Петербурге, далее в Политехнической школе в Берлине, а позже в стокгольмском Королевском технологическом институте.
Справка: Альфред Бернхард Нобель родился 21 октября 1833 года в Стокгольме. Шведский химик, инженер, изобретатель динамита, бездымного пороха. Завещал своё состояниена учреждение Нобелевской премии. Умер 10 декабря 1896 года в городе Сан-Ремо,Королевство Италия.
В 1859 году появился на свет племянник Альфреда - Эммануил Нобель. Мальчик получил блестящее образование в частной школе Святой Анны в Санкт-Петербурге, далее в Политехнической школе в Берлине, а позже в стокгольмском Королевском технологическом институте.
Эммануил Нобель начал работать в семейном бизнесе в 16 лет. Около года он был учеником на механическом заводе «Людвиг Нобель» в Санкт-Петербурге. Юноша приходил на работу в шесть часов утра и уходил в полночь. Даже сам Людвиг Нобель поражался тому, сколько сил и энергии у его наследника. Эммануил Нобель, возглавлявший семейную империю в конце XIX - начале XX века, с детства был трудоголиком.
С 1888 года (после смерти своего отца) и до революции в России Эммануил Нобель возглавлял механический завод «Людвиг Нобель» идругие предприятия товарищества нефтяного производства «Братья Нобель» в России.
В 1889 году Эммануил Нобель получил российское подданство. А через 10 лет, в 1899 году, стал первым в России производить двигатели Дизеля на своём механическом заводе. Там же был разработан тип дизельного двигателя с обратным ходом (реверсивный). Это позволило использовать двигатель в судоходстве вместо паровых машин.
С 1888 года (после смерти своего отца) и до революции в России Эммануил Нобель возглавлял механический завод «Людвиг Нобель» идругие предприятия товарищества нефтяного производства «Братья Нобель» в России.
В 1889 году Эммануил Нобель получил российское подданство. А через 10 лет, в 1899 году, стал первым в России производить двигатели Дизеля на своём механическом заводе. Там же был разработан тип дизельного двигателя с обратным ходом (реверсивный). Это позволило использовать двигатель в судоходстве вместо паровых машин.
С 1909 года Эммануил Людвигович Нобель был в чине действительного статского советника, а до этого, в 1907 году, был удостоен почётного звания «инженер-технолог».
В своём завещании Альфред Нобель поручил продать все предприятия и создать специальный фонд. Эммануил настроил родных соблюсти волю покойного и выкупил акции сам, взяв для этого кредит, а родным пообещал проценты с капитала. Фонд Нобеля был создан. Конечно, идея фонда принадлежит Альфреду, но создан всемирный фонд Нобеля руками российского подданного Эммануила Нобеля.
Российский нефтепровод Нобеля
То, что имя Эммануила Нобеля даже в России известно гораздо хуже, чем имя его дядюшки, во многом заслуга коммунистов, отобравших у него почти всё, чем он владел, и вычеркнувших его самого и даже фамилию его семьи из российской истории.
А вот вычёркивать было что. Эммануил Нобель - представитель третьего поколения семьи Нобелей в России. Первым Нобелем, приехавшим в Российскую империю из Швеции, был его дед, инженер-изобретатель Иммануил (Эммануил Эммануилович) Нобель. Дед снабжал Морское ведомство морскими минами и паровыми машинами для судов собственной конструкции. На его заводе выпускались станки для производства тележных колёс и первые в России системы парового отопления домов.
Семье Нобелей принадлежал и участок нефтеносной бакинской земли. В то время бакинские заводы были не в состоянии переработать всю нефть, добываемую на промыслах. А хранить её было негде. Поэтому после производства керосина все нефтяные остатки сбрасывались в море. Известный русский учёный-химик Д.И. Менделеев, побывав в Баку, пришёл в ужас от этого варварства, заметив, что в результате подобного расточительства местные нефтепромышленники ежедневно теряют миллионы рублей прибыли. Он даже составил по этому поводу записку-протест в правительственные органы.
Нобели же были и здесь предусмотрительнее других: после получения керосина они собирали остальное топливо в большие круглые резервуары. Затем брали в аренду заводы в Чёрном и Белом городе для очистки и переработки нефтяных остатков.
До конца 70-х годов XIX века нефть продолжали перевозить в бочках и бурдюках на арбах - это был весьма первобытный и дорогостоящий способ. В 1878 году братья Нобель построили первый в России нефтепровод с паровым насосом длиной девять километров. Подобные нефтепроводы вскоре стали устраивать и другие нефтепромышленники на соседних площадях.
В своём завещании Альфред Нобель поручил продать все предприятия и создать специальный фонд. Эммануил настроил родных соблюсти волю покойного и выкупил акции сам, взяв для этого кредит, а родным пообещал проценты с капитала. Фонд Нобеля был создан. Конечно, идея фонда принадлежит Альфреду, но создан всемирный фонд Нобеля руками российского подданного Эммануила Нобеля.
Российский нефтепровод Нобеля
То, что имя Эммануила Нобеля даже в России известно гораздо хуже, чем имя его дядюшки, во многом заслуга коммунистов, отобравших у него почти всё, чем он владел, и вычеркнувших его самого и даже фамилию его семьи из российской истории.
А вот вычёркивать было что. Эммануил Нобель - представитель третьего поколения семьи Нобелей в России. Первым Нобелем, приехавшим в Российскую империю из Швеции, был его дед, инженер-изобретатель Иммануил (Эммануил Эммануилович) Нобель. Дед снабжал Морское ведомство морскими минами и паровыми машинами для судов собственной конструкции. На его заводе выпускались станки для производства тележных колёс и первые в России системы парового отопления домов.
Семье Нобелей принадлежал и участок нефтеносной бакинской земли. В то время бакинские заводы были не в состоянии переработать всю нефть, добываемую на промыслах. А хранить её было негде. Поэтому после производства керосина все нефтяные остатки сбрасывались в море. Известный русский учёный-химик Д.И. Менделеев, побывав в Баку, пришёл в ужас от этого варварства, заметив, что в результате подобного расточительства местные нефтепромышленники ежедневно теряют миллионы рублей прибыли. Он даже составил по этому поводу записку-протест в правительственные органы.
Нобели же были и здесь предусмотрительнее других: после получения керосина они собирали остальное топливо в большие круглые резервуары. Затем брали в аренду заводы в Чёрном и Белом городе для очистки и переработки нефтяных остатков.
До конца 70-х годов XIX века нефть продолжали перевозить в бочках и бурдюках на арбах - это был весьма первобытный и дорогостоящий способ. В 1878 году братья Нобель построили первый в России нефтепровод с паровым насосом длиной девять километров. Подобные нефтепроводы вскоре стали устраивать и другие нефтепромышленники на соседних площадях.
«Товарищество братьев Нобель»
Первый в мире нефтяной танкер получил имя «Зороастр» - в честь пророка зороастризма Заратустры. «Зороастр» был введён в эксплуатацию в Баку в 1878 году - несмотря на критику, сопровождающую Нобеля, он знал, что всё получится.
Фирма «Бранобель» превратилась в гигантского нефтяного магната, монополизировала торговлю нефтью и сконцентрировала в своих руках сбыт на самых важных рынках России. Ещё в начале своей деятельности, с разрешения русского правительства, товарищество выпустило акции на сумму 5 миллионов рублей, дабы получить выход на мировой рынок нефти и тем значительно расширило свои возможности.
Товарищество нефтяного производства братьев Нобель вплоть до 1918 года было самой крупной нефтепромышленной фирмой в стране, а по сути это была первая в России вертикально интегрированная нефтяная компания, осуществлявшая все технологические циклы производства, начиная от поиска и разведки месторождений нефти, их бурения и разработки до переработки и реализации товарных нефтепродуктов.
В марте 1918 года во главе фирмы временно встал Густав Нобель, самый младший из сводных братьев Эммануила. А Эммануил вместе с женой Густава и его тремя детьми перебрался в Кисловодск.
Место было относительно безопасное: на севере,в Ставрополе, - белые, на юге - независимая Грузия. С едой дела обстояли хорошо, а вот с наличностью из рук вон плохо. Были ювелирные украшения, акции, облигации, но денег не было.
Дабы спасти сложное экономическое и финансовое положение, было принято неординарное решение - 6декабря 1917 года в местной кисловодской газете публикуется постановление городской Думы о выпуске разменных денежных знаков на сумму до 5 миллионов рублей. Комиссия, в которую вошли известные промышленники и финансисты, выработала положение об изготовлении денежных знаков достоинством в 1, 3, 5, 10, 25 и 100 рублей, выпускаемых Кисловодским городским самоуправлением. Возглавил эту работу Эммануил Людвигович Нобель. Он сумел договориться с банками Кисловодска о том, чтобынапечатать эти специальные деньги - «нобелевки». При этом удалось привлечь богатый опыт бывшего министра финансов, члена Государственного совета, статс-секретаря и почётного гражданина города Кисловодска Владимира Николаевича Коковцева (1853 - 1943), который жил в своей гостинице, расположенной напротив Нарзанной галереи.
В типографии наладили печатание собственных денежных знаков, причём потом эта практика распространилась на другие курортные города.
Летом 1918 года после национализации предприятий семья Нобелей, переодевшись в крестьян, бежали до Ставрополя, а оттуда перебрались вСтокгольм. За рубежом Эммануил руководил фондом Нобелевской премии и постепенно отстранялся от дел.
Ушёл из жизни этот неординарный и талантливый человек в 1932 году.
Товарищество нефтяного производства братьев Нобель вплоть до 1918 года было самой крупной нефтепромышленной фирмой в стране, а по сути это была первая в России вертикально интегрированная нефтяная компания, осуществлявшая все технологические циклы производства, начиная от поиска и разведки месторождений нефти, их бурения и разработки до переработки и реализации товарных нефтепродуктов.
В марте 1918 года во главе фирмы временно встал Густав Нобель, самый младший из сводных братьев Эммануила. А Эммануил вместе с женой Густава и его тремя детьми перебрался в Кисловодск.
Место было относительно безопасное: на севере,в Ставрополе, - белые, на юге - независимая Грузия. С едой дела обстояли хорошо, а вот с наличностью из рук вон плохо. Были ювелирные украшения, акции, облигации, но денег не было.
Дабы спасти сложное экономическое и финансовое положение, было принято неординарное решение - 6декабря 1917 года в местной кисловодской газете публикуется постановление городской Думы о выпуске разменных денежных знаков на сумму до 5 миллионов рублей. Комиссия, в которую вошли известные промышленники и финансисты, выработала положение об изготовлении денежных знаков достоинством в 1, 3, 5, 10, 25 и 100 рублей, выпускаемых Кисловодским городским самоуправлением. Возглавил эту работу Эммануил Людвигович Нобель. Он сумел договориться с банками Кисловодска о том, чтобынапечатать эти специальные деньги - «нобелевки». При этом удалось привлечь богатый опыт бывшего министра финансов, члена Государственного совета, статс-секретаря и почётного гражданина города Кисловодска Владимира Николаевича Коковцева (1853 - 1943), который жил в своей гостинице, расположенной напротив Нарзанной галереи.
В типографии наладили печатание собственных денежных знаков, причём потом эта практика распространилась на другие курортные города.
Летом 1918 года после национализации предприятий семья Нобелей, переодевшись в крестьян, бежали до Ставрополя, а оттуда перебрались вСтокгольм. За рубежом Эммануил руководил фондом Нобелевской премии и постепенно отстранялся от дел.
Ушёл из жизни этот неординарный и талантливый человек в 1932 году.