Статьи

Кисловодский художник Амин Узденов возрождает традиции и разрушает стереотипы

«Амин» в переводе с арабского значит «верный». Художник из Кисловодска, член Союза художников России, народный художник КЧР, член экспертной комиссии по народным художественным промыслам Ставропольского края Амин Хаджи-Исхакович Узденов действительно верен: своим корням, родной культуре и народным традициям.
Почти 20 лет отдаёт он свой талант древнему искусству валяния кийизов - традиционных карачаевских и балкарских ковров, которое освоил вместе с супругой, членом Союза художников России Мариной Аслановной Узденовой с нуля, а также открыл дома музей древностей, которые сам выискивает и собирает в карачаевских и балкарских сёлах и аулах.

Амин окончил институт в Карачаевске, получил специальность художника-графика. Ещё во время учёбы увлёкся керамикой и фарфором и вскоре устроился на самую старую в Кисловодске фарфоровую мануфактуру «Феникс», чтобы набраться мастерства.

- Помню, что тогда мечтал модельщиком стать, - делится Амин. - Но потом пришла идея организовать собственную сувенирную фабрику.

Открыть её Амин Узденов решил с братьями. Поначалу делали только один сувенир - знаменитую на Кавминводах фарфоровую кружку-бюветницу с носиком, которая всегда была очень популярна среди курортников - кружки расходились влёт. Скоро фабрика занялась и производством фарфоровых статуэток - горцев, горянок, казаков и казачек. Причём были среди них настоящие произведения искусства, на которые уходило до полугода работы. Сейчас в арсенале семейной фабрики почти 600 разных изделий, а всю прибыль художники супруги Узденовы тратят не на то, чтобы достроить дом или поменять машину на более новую и комфортную, а на возрождение древнего искусства карачаевцев - валяния кийизов.

- Я много езжу по республикам, - рассказывает Амин Исхакович. - Свой первый экспонат для домашнего музея я долго искал по всем деревням, а нашёл в заброшенном сарае своего родного села. Это была разбитая бричка для волов. Чинил целый месяц, но зато теперь смотрю на неё - и как будто энергией подзаряжаюсь.

Вскоре многие люди узнали, что есть такой собиратель старины, и стали сами приносить Амину то кувшин старинный, то колесо цельное из дерева, то кованый светец.

- Меня иногда спрашивают: «Тебе правда всё это нужно?» - посмеивается художник. - Я отвечаю: «Конечно, везите!» Попадались и по-настоящему редкие, ценные находки - например, старинная коновязь из села Хузрук, к каким карачаевцы привязывали лошадей, или же керамические горшки, датированные XVIII веком.

Всего таких экспонатов уже набралось 400-500 штук. На каждую вещь Амин оформляет таблички, пишет, кому вещь принадлежала, кто ей пользовался, чтобы память не пропадала. В какой-то момент экспонаты стали занимать так много места, что художник построил для них во дворе отдельный небольшой домик - домашний музей, в котором с удовольствием принимает многочисленных гостей.

Главное же увлечение, можно сказать увлечение всей жизни, настигло Амина Узденова в 2003 году. Тогда на краевой выставке он познакомился с Юрием Жульевым - секретарём Союза художников России. Юрий Васильевич был очень впечатлён, увидев на выставке национальный войлочный ковёр кийиз, и вдруг серьёзно сказал Амину: «Вот посмотри, это же ваше - родное, почему бы вам не возродить утерянное?»

Ала кийиз (пёстрый войлок) - использовали для свадебных обрядов. Он был своего рода «дипломной работой невесты». Для кийиза характерен несложный абстрактный орнамент.

Бичген кийиз (выкроенный войлок) - праздничный ковёр, для изготовления которого использовали два ковра, чёрный и красный, вырезали на них узоры и вшивали друг в друга. Он был очень дорогой и очень тяжёлый, вешали его, как правило, над кроватью.

Джыйгъыч кийиз (ковёр-занавес) - хозяйственный ковёр, которым закрывали полки с посудой или одеждой. Как правило, такой ковёр был длинным - около семи метров, внизу оставляли бахрому. А узоры делали в виде аппликации - изготавливали очень тонкий войлок, складывали и вырезали так, как теперь снежинки вырезают. Орнамент был в виде бараньих рогов, листьев и растительных узоров. Все узоры брались из жизни.

Кийизы делала ещё мама отца Амина - его бабушка. Дело это всегда считалось немужским, но художник попробовал, и у него получилось. Первый ковёр вышел небольшим - 80 на 90 сантиметров, из чёрно-белой шерсти. Ему дали лаконичное название «Эльбрус», и он попал на всероссийскую выставку прикладного искусства.

В поисках традиций Амин с супругой объехали многие сёла, общались со старейшинами, смотрели, изучали. Узнавали про шерсть, про краски. Раньше эти ковры красили корнями разных растений, поэтому цветов было немного: оранжевый, красный, жёлтый. А ещё все кийизы делились на три вида по орнаменту и технологии валяния.
В Кабардино-Балкарии в маленьком сельском народном музее Узденовы нашли не в самом лучшем состоянии джыйгъыч кийиз, у которого в нижней части ковра от бахромы остались только следы. В старину тесьма по бокам и вверху ковра, а внизу тесьма с бахромой плелись на специальных дощечках, которые есть во многих этнографических музеях нашего региона.

В течение года мастера из Кисловодска учились плести тесьму и тесьму с бахромой, изучая остатки плетения на старинном ковре под лупой. В итоге Амин и Марина сумели воссоздать джыйгъыч кийиз в оригинале, как это делали исстари.

На изготовление одного ковра у Узденовых порой уходит год. Работа кропотливая: раньше пять-шесть женщин делали ковёр неделями, а тут в одиночку. Сначала художник рисует наброски, потом катает шерсть, вымачивает её в горячей воде. Если всё делать правильно - ковёр получится настолько плотным, что из него и шерстинки не вытащишь. Коллекционные ковры Узденовых именные. Ковёр «Аделя», сотканный в честь дочки, попал в альбом «Изобразительное искусство России».
5 июня этого года в рамках серии «Декоративно-прикладное искусство России» в почтовое обращение вышли марки, посвящённые войлочному ковроделию Северного Кавказа. 6 августа в этой же серии вышла почтовая открытка.

На почтовых марках изображены фрагменты узоров с национального войлочного ковра истанга Чеченской Республики из Краеведческого музея им. Х.А. Исаева и национального войлочного ковра-занавеса джыйгъыч кийиза Карачаево-Черкесской Республики наших кисловодских авторов - замечательных художников-творцов, возрождающих почти забытые, утраченные уникальные технологии, Амина и Марины Узденовых.

Дополнительно к выпуску почтовых марок изданы конверты первого дня и изготовлены штемпеля специального гашения для Москвы, Санкт-Петербурга, Грозного и Черкесска, а также художественная обложка, внутри которой - квартблоки, виньетка, конверты первого дня с гашениями для Грозного и Черкесска.

ЕА

Поделиться:
Общество