Статьи

Зал Михаила Нестерова — в музее Николая Ярошенко

В кисловодском музее-усадьбе «Белая вилла» торжественно открыли персональный выставочный зал друга семьи Ярошенко — выдающегося художника Михаила Нестерова.

В 1885 году купил усадьбу в Кисловодске

В 1874 году уроженец Полтавы 28-летний Николай Ярошенко впервые посетил Кавказ. Он произвёл на офицера-артиллериста и художника неизгладимое впечатление. Будучи в Кисловодске в 1882 году, Николай Александрович остановился в усадьбе генерала Черняева. Там художнику так понравилось, что он спросил владельца: не согласится ли тот продать усадьбу? И получил предварительное согласие. А в 1885 году недвижимость официально перешла в собственность генерал-майора артиллерии и казначея «Товарищества передвижных художественных выставок» Николая Александровича Ярошенко.

Именно с этого года начинается история такого культурного феномена Юга России, как «Белая вилла». Вот почему в 2025 году отмечают её 140-летие.

Николай Александрович бывал здесь каждое лето и осень в течение 13 лет. Традиции «Ярошенковских суббот» в Петербурге, где семья жила постоянно, установились и в Кисловодске. Здесь гостили многие выдающиеся учёные, писатели, художники, артисты.

Увы, в 1898 году, в возрасте 52 лет Николай Александрович Ярошенко скоропостижно скончался в Кисловодске. Его похоронили в ограде собора Св. Николая Чудотворца.

С 1920 года усадьба Ярошенко на 40 лет превратилась в коммунальное жильё для сотрудников расположенной по соседству клиники имени Ленина.

В 1947 году художник из Астрахани Владимир Секлюцкий взялся возрождать «Белую виллу» как один из культурных центров Северного Кавказа.

Результатом его подвижнических усилий стало открытие в марте 1962 года Дома-музея художника Николая Ярошенко. Более 20 лет Владимир Вячеславович был его директором.

В 1986 году музей возглавила Нина Сергеевна Бескровная. 30 лет она не только сохраняла, а и приумножала историческое и культурное наследие «Белой виллы». При ней она получила статус ГБУК СК «Мемориальный музей - усадьба художника Н.А. Ярошенко».
В этом ей очень помогал Попечительский совет, который 23 года возглавлял кинорежиссёр, политик и художник Станислав Сергеевич Говорухин.

В память о соратнике и друге Ярошенко

Ныне коллектив сотрудников «Белой виллы» возглавляет Наталья Борисовна Шумайлова.
Именно она предложила и изыскала возможность создать в историческом флигеле №1, где расположена экспозиция картин художников-передвижников, отдельный зал неповторимого Михаила Нестерова.
В 1877 году 15-летний Михаил Нестеров посетил Пятую выставку художников-передвижников, где экспонировали картины В. Маковского, Г. Мясоедова, И. Крамского, А. Куинджи и других выдающихся мастеров новой формации. Они поразили юношу и предопределили его творческий путь.

В 1882 году молодой талантливый художник Михаил Нестеров познакомился с Иваном Николаевичем Крамским — одним из основателей Товарищества передвижных выставок. А вскоре и с его преемником на посту руководителя Товарищества — Николаем Александровичем Ярошенко.

Михаил Нестеров часто гостил на кисловодской даче Николая Ярошенко, где не только общался, а и учился у старшего товарища. Приезжал он на «Белую виллу» и после кончины Николая Александровича. В 1902 году в Кисловодске состоялась свадьба Михаила Нестерова с Екатериной Васильевой, шафером на которой был выдающийся оперный певец Леонид Собинов. Венчались молодожёны в соборе Св. Николая Чудотворца, а торжества устроили на даче Ярошенко.

В 1914 году, за год до своей смерти, Мария Павловна Ярошенко попросила Михаила Нестерова быть её душеприказчиком. Она скончалась на «Белой вилле» на руках Ольги Нестеровой — старшей дочери Михаила Васильевича. Похоронили Марию Павловну в том же склепе, что и Николая Александровича.

В 1916 году Михаил Нестеров с дочерью Ольгой жил в опустевшем доме Ярошенко в Кисловодске. Он был одним из тех, кто помог сохранить усадьбу художника. В преклонные годы Михаил Васильевич написал книгу воспоминаний о чете Ярошенко «Давние дни».

Сотрудники кисловодского музея Ярошенко переписывались с дочерью Михаила Нестерова, Ольгой. Она передала в фонды музея свои вышитые портреты выдающихся людей, которых встречала на «Белой вилле». Поддерживал музей связь и с внучкой Михаила Нестерова, Ириной Нестеровой-Шретер.

Таким образом, у Натальи Борисовны Шумайловой были весьма веские основания для того, чтобы организовать отдельный «зал М. Нестерова».

Полотна Михаила Нестерова, начиная с написанной в 1889 году картины «Пустынник», охотно приобретал Павел Михайлович Третьяков для своей московской галереи. А затем и Император Николай II — для Русского музея в Санкт-Петербурге.

В 1890 году Михаил Нестеров принял предложение участвовать в росписи киевского Владимирского собора. И с тех пор неоднократно занимался церковными росписями, посвятив им около двадцати лет жизни.

В советские годы Михаил Нестеров много и весьма успешно работал в жанре портрета. За что был удостоен Государственной и Сталинской премий. А его живописные полотна, с запечатлёнными на них образами выдающихся учёных и художников, находятся в ведущих выставочных залах страны.

Однако и в фондах кисловодского Мемориального музея-усадьбы художника Ярошенко есть экспонаты, созданные рукой мастера.

Небольшой «зал Нестерова» обставлен мебелью той эпохи, когда Михаил Васильевич гостил на «Белой вилле». И специально для зала отреставрировали немецкие часы с боем, подобрали абажур. Кресло в углу очень похоже на то, в каком Михаил Васильевич запечатлён на фото, висящем над ним.

В экспозиции представлены восемь живописных и шесть графических работ Михаила Васильевича.

Русская душа, идеалы православия, природа — главные темы его произведений. Сам Михаил Нестеров так характеризовал своё творческое наследие: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью».

Представленный эскиз женской фигуры в белых ниспадающих одеждах, схож с портретными чертами старшей дочери художника — Ольги.

В 1883 году в городском парке родной Уфы 21-летний Михаил Нестеров увидел красавицу Марию Мартыновскую, которая приехала из Москвы в гости к брату. Они познакомились и полюбили друг друга.

15 августа 1885 года, без благословления родителей, возражавших против этого брака, Михаил и Мария обвенчались. Художник записал в своём дневнике: «Невеста моя, несмотря на скромность своего наряда, была прекрасна. Цветущая, сияющая внутренним сиянием, стройная, высокая».

Счастливый Михаил Нестеров много и плодотворно работал. Однако 29 мая 1886 года, через несколько дней после родов дочери Ольги, горячо любимая жена скончалась. Ей было 24 года. Это стало для молодого художника страшным ударом: «Я остался с моей Олечкой, а Маши уже не было. Не было недавнего, такого огромного, невероятного счастья».

Образ Марии навсегда остался в сердце Михаила и продолжал жить на его полотнах. Михаил Васильевич написал и несколько замечательных портретов Ольги, которая была очень похожа на маму.

Достойное место в экспозиции «зала Нестерова» занимают вышитые руками Ольги Михайловны Нестеровой портреты Николая Ярошенко, Константина Станиславского, Фёдора Шаляпина и Марии Ярошенко.

Экскурсовод ГБУК СК «Мемориальный музей-усадьба художника Ярошенко» Сергей Григорьев, который представлял «зал Нестерова», отдельно остановился на изумительном фотопортрете Михаила Нестерова в центре экспозиции.

Удивительно точно запечатлён взгляд мастера духовной живописи и потрясающие руки с узловатыми пальцами, создавшие столько замечательных картин.

Таким образом, в Кисловодске появился ещё один уголок художественной культуры, который побудит местных жителей и гостей курорта обратиться к творчеству выдающегося соратника Николая Ярошенко — Михаила Нестерова.

Николай Близнюк

Фото автора
2025-09-17 13:16 Культура