Статьи

Гению русской поэзии

«Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого и застенчивого, наделённого могучими страстями, волей и проницательным беспощадным умом.
Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

Ираклий Андроников, писатель, литературовед


Такие поэты, как Михаил Юрьевич Лермонтов, появляются на свет, чтобы навсегда стать яркой звездой для человечества. Природа щедро одарила его множеством талантов. Он легко решал сложные математические задачи, был искусным шахматистом и владел несколькими иностранными языками, среди которых французский и немецкий звучали для него так же естественно, как родной русский. Редкая музыкальность поэта позволяла ему играть на скрипке и рояле, исполнять арии из любимых опер, а иногда даже сочинять собственные мелодии. Лермонтов прекрасно рисовал, и если бы он выбрал путь живописи, без сомнения, стал бы великим художником.

Заседание «Литературной гостиной» школы №7 посвятили многогранному таланту творца XIX века и 210 годовщине со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.
Школьники и педагоги собрались вместе, чтобы вспомнить замечательные стихи поэта, перелистать страницы его биографии и услышать романсы композиторов на слова русского гения. Участие в вечере приняли представители управления образования администрации Кисловодска и Кисловодского городского Совета ветеранов.

Учащимся довелось узнать, что М.Ю. Лермонтов был одним из самых музыкально одарённых русских поэтов. В Тарханах, где окончилась недолгая жизнь матери поэта, Марии Михайловны, долго помнили, как, «посадив ребёнка своего к себе на колени, она заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу, и слёзы катались по его личику».

С детских лет Михаил Юрьевич знал русские народные песни, любил слушать музыку, рано освоил скрипку, что не могло не отразиться на его творчестве. Неудивительно, что значительная часть лирических произведений поэта легла в основу русских романсов и песен, музыку для которых сочиняли А.Г. Рубинштейн, Ц.А. Кюи, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков и многие другие композиторы.

Критик Виссарион Белинский писал: «Слушая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь взором за потрясёнными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою».

Учитель физической культуры Александр Петрович Куликов под аккомпанемент гитары исполнил стихотворение «Пленный рыцарь», переложив слова Михаила Юрьевича Лермонтова на музыку. С юных лет стихи великого поэта стали для него зеркалом, отражающим состояние его души, а гитара подарила возможность выплеснуть накопленные чувства.
Участникам «Литературной гостиной» был представлен отрывок из поэмы «Мцыри», прочитанный учителем русского языка и литературы Ириной Олеговной Филипповой. Для аудиозаписи был подготовлен видеоряд, демонстрирующий исторические кадры, связанные с Великой Отечественной войной. Несмотря на то, что стихи и события разделены столетием, слова Лермонтова на фоне всплывающих картин звучали очень актуально.
Директор «Центра образования» города-курорта Людмила Александровна Леонова отметила, что поэзия Лермонтова, пройдя сквозь века, продолжает оставаться современной. По её мнению, за описаниями природы и великолепия окружающего мира скрывается глубокий смысл, который до сих пор находит отклик в сердцах читателей.

Представители разных поколений с большим вниманием и участием слушали романсы, написанные на слова Лермонтова, и читали стихи. Проникновенно стихотворения великого поэта прозвучали из уст школьников: Сабиры Акбаевой, Николая Шеболдасова, Самира Гейреханова, Олии Халматовой и Аслана Акбаева. Полина Смирнова зачитала отрывок из романа «Из пламя и света» Магдалины Ивановны Сизовой.
- Ребята, низкий вам поклон. Это всё шло от души. Вы читаете так, будто через себя пропустили все переживания Михаила Юрьевича, - восхищённо заметила заслуженный учитель России Надежда Александровна Джибилова. - Спасибо вам за исполнение, спасибо за композицию. Она шикарна!
Надежда Александровна рассказала о том, что Лермонтов оказал мистическое влияние на её судьбу. В Пятигорске находится не только домик Лермонтова, где останавливался поэт, но и домик Верзилиных, где случилась роковая сцена с Мартыновым, после которой их дуэль оказалась неизбежной.

- Рядом с ним находился дом, очень старый. В нём жила моя бабушка, Анна Гавриловна, народный учитель Советского Союза, - рассказала Надежда Александровна.

Будучи маленькой девочкой, она гостила у бабушки и наблюдала огромную очередь в музей по воскресным дням. Заслуженный учитель РФ показала присутствующим фотографии, на которых запечатлены сцены из кинофильма «Княжна Мери» 50-х годов. Ей посчастливилось сыграть эпизодическую роль в ленте. В фильме белокурая маленькая девочка Наденька стала частью «водяного общества» и прогуливалась с бонной.
- Мало, наверное, я что-то понимала и осознавала в те годы. Но всё-таки «Белеет парус одинокий…» я читала точно. Ну а потом любовь не прошла… - призналась она.

Возможно, именно череда совпадений, связанных с Лермонтовым, предопределила выбор будущей профессии педагога и навсегда связала её с литературой.

Надежда Александровна призвала школьников помнить строки поэта, полные горя: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно».

- Милые мои дети, не станьте упрёком нашей стране, чтобы ваше поколение, на которое мы глядим с надеждой, не оказалось пустым и тёмным. Удачи вам!» - сказала в заключение своего выступления Надежда Александровна.

Начальник информационно-методического отдела управления образования Наталья Ильинична Солдатова отметила, что «Литературная гостиная» прошла на высоком уровне и заслуживает возможности выйти на муниципальный уровень.
Директор школы Ольга Викторовна Черныш с вдохновением поделилась своей идеей: провести такое замечательное мероприятие на Лермонтовской площадке, пригласив к участию в литературном вечере отдыхающих на курорте.

Соб. инф.
Образование