Статьи

Громкая премьера на КМВ

Опера «Руслан и Людмила» — произведение, которое сегодня вызывает восхищение и признание во всем мире. В её основе лежит знаменитая поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» —волшебная сказка, вдохновленная древнерусскими былинами, которая вышла в свет 205 лет назад, в 1820 году. Великий русский композитор, основоположник русской национальной оперы и русского бельканто Михаил Иванович Глинка приступил к оперному воплощению в 1837 году и работал над оперой в течение пяти лет. Сначала композитор сочинил музыку, а затем уже были написаны текст и либретто. В 1842 году, в ожидании премьеры оперы «Руслан и Людмила», одна из петербургских газет сообщала: «Великое празднество готовится для нас: с волшебной музыкой Глинки вы услышите волшебные стихи Пушкина; гениальный композитор и гениальный поэт являются на сцене вместе».

Премьера волшебной оперы в двух действиях «Руслан и Людмила» Михаила Глинки в современном решении, состоялась 11 июля в рамках Всероссийского фестиваля академической музыки им. Василия Ильича Сафонова «130-летие Филармонии» на сцене Концертного зала им. Ф.И. Шаляпина. Хрестоматийная поэма Пушкина ожила голосами солистов филармонии.
Однако путь к славе этой оперы был тернист и не сразу увенчался успехом. Первое представление принесло автору ряд чувствительных огорчений. Публике и высшему обществу она не понравилась, а император Николай I после четвертого акта демонстративно покинул театр, не дождавшись конца. Произошло это в Петербургском Большом театре 9 декабря 1842 года. Классический текст Пушкина был изменен, что, впрочем, композитор объяснял и желанием самого автора поэмы, высказанное им на одном из вечеров у Жуковского.

Сказать же, что опера провалилась — нельзя. Автора вызывали, ему хлопали. Но и большого успеха не было. Успех пришел только на третьем спектакле, а полная постановка осуществилась лишь в 1904 году к 100-летию композитора. Как и Пушкин, Глинка создавал национальный язык, но только в музыке. Михаил Иванович создал творение, которое стало эпохой в русской музыке так же, как в свое время поэма стала эпохой в русской литературе.

Ранее, на пресс-конференции по случаю открытия фестиваля, художественный руководитель Северо-Кавказской федеральной филармонии им. В.И. Сафонова, титулярный органист и пианист, заслуженная артистка России Светлана Бережная сообщила, что публику ждет необычная постановка, потому что это не только костюмированная вокально-оркестровая история, но еще и оригинальная сценография. Это волшебная сказка, в которой летает Черномор… Это невероятный миф любви. Ожидания зрителей оправдались!
Опера Глинки «Руслан и Людмила» очаровала богатством чудесных мелодий и сложнейшими вокальными партиями, яркими образами и сказочным сюжетом, повествующем о молодой княжне Людмиле и её возлюбленном — мужественном витязе Руслане.

За основу спектакля Северо-Кавказской филармонии была взята музыкальная редакция Евгения Колобова, раскрывающая всю силу и красоту бессмертной музыки Михаила Ивановича Глинки. А сама история в постановке поднята от сказки до мифа. При этом скупость мизансцен подчеркнули виртуозность исполнительского мастерства певцов.

Особенно впечатлили зрителей премьерного представления театральные декорации знаменитого испанского художника и скульптора Карлоса Пардо Гомеса. Картины художника были использованы в театральном оформлении спектакля.
Кроме того, специально для этого спектакля по всем канонам скульптуры XIX века с использованием специальной технологии Карлос создал скульптурную композицию гигантской, в пять метров высотой, головы богатыря Светогора, охраняющей магический меч, способный одолеть Черномора, которая стала художественной доминантой первой части оперы. Голова со сцены общалась с публикой и Русланом, вызвав неподдельный восторг зрителей.

Во втором действии зритель пережил приключения сказочных героев ещё острее: неволя Людмилы, злодейства Черномора и Наины, храбрость Руслана, чары и волшебство, которые могли всё разрушить. Но любовь, жизнь и правда победили всё, хоть и не без помощи добрых волшебных сил.

Премьерный спектакль прошел на одном дыхании, захватывая зрителя и целиком без остатка погружая в удивительный и неповторимый мир музыки.

Режиссер-постановщик оперы — Алла Чепинога, благодаря которой на сцене филармонии получили рождение около 15 оперных и музыкальных спектаклей, уже завоевавших горячую любовь и признание публики.

- Мы обратились к наисложнейшей опере «Руслан и Людмила». Это первая полномасштабная русская опера, основанная на технике пения, которая позволяет нашим артистам максимально раскрыться. Волшебство оперы мы хотим донести до зрителя и сделать спектакль не сказочным, а поднять историю Руслана и Людмилы до уровня мифа, - поделилась главный режиссёр филармонии Алла Чепинога.

По её словам, музыка написана в традициях итальянской оперы, но в ней есть русские мотивы. Спектакль рассчитан на широкую аудиторию, он идет 2 часа 20 минут.

Дирижер — Лауреат всероссийских и международных конкурсов, главный дирижер оркестра Николай Цинман.

Следующее представление оперы «Руслан и Людмила» в Концертном зале им. Ф.И. Шаляпина состоится 20 июля.
Культура