Когда-то его имя было известно всем ценителям русской живописи. При жизни этот художник снискал куда большую славу, чем Левитан, который и сам с большим уважением и восхищением относился к творчеству Дубовского. Сейчас же ни в одном отечественном музее нет зала, посвящённого картинам Дубовского, его произведения разбросаны по провинциальным галереям на всей территории бывшего СССР, и среди них - самые настоящие шедевры пейзажной живописи.
Вчера, 17 декабря, исполнилось 165 лет со дня рождения талантливейшего русского художника Николая Никаноровича Дубовского. Имя его стояло рядом с такими признанными художниками, как Левитан, Саврасов, Шишкин, Поленов. А некоторые ценители искусства ставили его даже выше этих маститых корифеев живописи. За свою жизнь Дубовской написал около 400 картин и более 1000 этюдов.
Родился Николай Никанорович в семье казака-старшины Области Войска Донского в Новочеркасске в 1859 году. И ему, как сыну потомственного казака, тоже была уготована военная карьера. С десяти лет Коля обучался во Владимирском кадетском корпусе в Киеве - в учебном заведении, где детей дворян готовили к офицерской службе. Юный кадет использовал любое время, чтобы рисовать - утром поднимался за два часа до общей побудки. А ещё он часто опаздывал на занятия, потому что, увидев какое-нибудь явление в природе, например, зарю, начинал писать картину. Конечно, за опоздания юноша часто бывал наказан, но его это не останавливало. Главное было запечатлеть мгновение. Не зря Дубовского назвали художником момента.
Сам директор гимназии обратил внимание на увлечение мальчика и настойчиво рекомендовал его отцу дать Николаю возможность учиться живописи.
Окончив в 1877 году гимназию, 17-летний Дубовской, с благословения отца, поступил в петербургскую Императорскую Академию художеств. Учителем Дубовского был, помимо прочих, Михаил Клодт, который возглавлял мастерскую пейзажной живописи.
С 1884 года Дубовской примкнул к передвижникам. А с 1899-го - вошёл в состав правления Товарищества передвижников, став одним из самых влиятельных руководителей. И когда Николаю Александровичу Ярошенко надо было принять решение, кто же возглавит эту организацию после него, выбор пал именно на кандидатуру Дубовского.
Николай Никанорович Дубовской был не просто предан принципам передвижников, он стал примиряющей стороной для разных групп и разных поколений художников. На протяжении значительного периода времени он стал фактически организатором работы передвижных выставок.
В 1911 году Дубовской становится профессором Академии, руководителем пейзажной мастерской. Его работы хорошо знали за границей, часто приглашали для участия в выставках. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже художник был награждён малой серебряной медалью за картины «Притихло», «Штиль», «Вид монастыря» и «К вечеру». Это единственная награда русских пейзажистов, несмотря на то, что русскую живописную школу, кроме Н.Н. Дубовского, на ней представляли В.Д. Поленов и И.И. Левитан. Полотно «Притихло» сразу же на выставке приобрёл император Александр III и отправил его в Зимний дворец.
Родился Николай Никанорович в семье казака-старшины Области Войска Донского в Новочеркасске в 1859 году. И ему, как сыну потомственного казака, тоже была уготована военная карьера. С десяти лет Коля обучался во Владимирском кадетском корпусе в Киеве - в учебном заведении, где детей дворян готовили к офицерской службе. Юный кадет использовал любое время, чтобы рисовать - утром поднимался за два часа до общей побудки. А ещё он часто опаздывал на занятия, потому что, увидев какое-нибудь явление в природе, например, зарю, начинал писать картину. Конечно, за опоздания юноша часто бывал наказан, но его это не останавливало. Главное было запечатлеть мгновение. Не зря Дубовского назвали художником момента.
Сам директор гимназии обратил внимание на увлечение мальчика и настойчиво рекомендовал его отцу дать Николаю возможность учиться живописи.
Окончив в 1877 году гимназию, 17-летний Дубовской, с благословения отца, поступил в петербургскую Императорскую Академию художеств. Учителем Дубовского был, помимо прочих, Михаил Клодт, который возглавлял мастерскую пейзажной живописи.
С 1884 года Дубовской примкнул к передвижникам. А с 1899-го - вошёл в состав правления Товарищества передвижников, став одним из самых влиятельных руководителей. И когда Николаю Александровичу Ярошенко надо было принять решение, кто же возглавит эту организацию после него, выбор пал именно на кандидатуру Дубовского.
Николай Никанорович Дубовской был не просто предан принципам передвижников, он стал примиряющей стороной для разных групп и разных поколений художников. На протяжении значительного периода времени он стал фактически организатором работы передвижных выставок.
В 1911 году Дубовской становится профессором Академии, руководителем пейзажной мастерской. Его работы хорошо знали за границей, часто приглашали для участия в выставках. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже художник был награждён малой серебряной медалью за картины «Притихло», «Штиль», «Вид монастыря» и «К вечеру». Это единственная награда русских пейзажистов, несмотря на то, что русскую живописную школу, кроме Н.Н. Дубовского, на ней представляли В.Д. Поленов и И.И. Левитан. Полотно «Притихло» сразу же на выставке приобрёл император Александр III и отправил его в Зимний дворец.
Картина, таким образом, оказалась недоступна для широкой публики. Тогда Павел Третьяков заказал Дубовскому повторение, и вторая версия «Притихло» понравилась меценату даже больше, чем оригинальное произведение. Сейчас обе картины экспонируются соответственно в Русском музее в Санкт-Петербурге и в московской Третьяковской галерее.
В том же году Дубовской получил премию Всемирной выставки в Риме за картину «Родина». Репин так писал о ней Дубовскому из Рима: «Это лучший пейзаж всей выставки всемирной, римской... Вас, Николай Никанорович, я особенно поздравляю: ещё никогда Вы не были так великолепны и могущественны - оригинальная, живая и красивейшая картина!»
С ней также связан занятный случай: когда картина была готова и уже стояла и подсыхала, маленькому сыну Дубовского показалось, что как-то уж мало на ней ворон, и он, взяв чёрную краску, добавил повсюду громадные чёрные кляксы. Николай Никанорович перенёс это стойко и ещё какое-то время удалял лишних птиц с этого пейзажа…
Среди горячих поклонников творчества Дубовского был не только меценат Третьяков, но и многие художники, в первую очередь - Илья Репин.
Николай Дубовской умер 28 февраля 1918 года в Петрограде скоропостижно от «паралича сердца». Сердце не выдержало революционных потрясений, разрушения жизненного уклада. Похоронен он был на Смоленском православном кладбище, недалеко от часовни Святой Ксении Петербургской.
Когда-то имя этого гениального живописца было известно всем ценителям русской живописи. Так почему же сейчас его имя известно только специалистам и истинным любителям живописи?
Дубовского называют величайшим пейзажистом своего времени. Рассказать об этом художнике в двух словах - невозможно! С одной стороны, он очень популярен: картины Николая Никаноровича находятся в частных собраниях, на российских аукционах стоимость его работ стартует от 500 тысяч, да и на западных это всегда топ-лоты: одна из работ ушла с молотка за 777 000 фунтов! С другой…
В годы советской власти большая часть картин и этюдов Дубовского оказалась разбросана по более чем семидесяти провинциальным музеям СССР. Это было сделано, как считалось, для того, чтобы «приблизить» периферию к предметам искусства двух столиц. Фактически же наследие Дубовского было уведено из-под сферы внимания искусствоведов и вообще ценителей живописи.
Неужели правы те, кто говорил: «Рок непризнания висит над Дубовским»?
Даже коллекция его работ в Третьяковке (основатель галереи приобрёл десять (!) картин кисти Дубовского) оказалась раздробленной, несмотря на волю самого Павла Третьякова.
В России Дубовской штучно представлен в Ярославле, Калуге, Саратове, но объективного представления об этом мощнейшем пейзажисте по таким, разовым, знакомствам не составить.
Почему так мало этого гениального живописца сегодня?
Дело в том, что значительную часть собрания (около 77 картин) Дубовской завещал родному Новочеркасску под обещания отдельного музея, и сегодня всё собрание хранится в Новочеркасском музее истории донского казачества. Однако о полной, подробной выставке Дубовского речи не идёт.
По приглашению Николая Александровича Ярошенко художник часто приезжал в Кисловодск на Белую виллу. Фаина Дубовская, супруга пейзажиста, в своих воспоминаниях писала о прекрасных днях, проведённых в Кисловодске. В середине 1888 года они провели на Белой Вилле целое лето. Вместе с Николаем Александровичем совершили четырёхнедельную поездку верхом на лошадях через горные перевалы, по Военно-Грузинской дороге.
Только в Кисловодске, в единственном городе в России, в Мемориальном музее-усадьбе художника Н.А. Ярошенко имеется отдельный зал художника, в котором представлено 24 - пусть небольших - живописных полотен Дубовского.
В одном месте, в одно время!
В основном это кавказские этюды конца 1890-х годов. Этот зал просто поражает настоящих ценителей живописи! В некоторых этюдах Дубовского можно заметить ту самую динамику краткого мгновения состояния природы. К примеру, в картине «Град в Кисловодске».
В том же году Дубовской получил премию Всемирной выставки в Риме за картину «Родина». Репин так писал о ней Дубовскому из Рима: «Это лучший пейзаж всей выставки всемирной, римской... Вас, Николай Никанорович, я особенно поздравляю: ещё никогда Вы не были так великолепны и могущественны - оригинальная, живая и красивейшая картина!»
С ней также связан занятный случай: когда картина была готова и уже стояла и подсыхала, маленькому сыну Дубовского показалось, что как-то уж мало на ней ворон, и он, взяв чёрную краску, добавил повсюду громадные чёрные кляксы. Николай Никанорович перенёс это стойко и ещё какое-то время удалял лишних птиц с этого пейзажа…
Среди горячих поклонников творчества Дубовского был не только меценат Третьяков, но и многие художники, в первую очередь - Илья Репин.
Николай Дубовской умер 28 февраля 1918 года в Петрограде скоропостижно от «паралича сердца». Сердце не выдержало революционных потрясений, разрушения жизненного уклада. Похоронен он был на Смоленском православном кладбище, недалеко от часовни Святой Ксении Петербургской.
Когда-то имя этого гениального живописца было известно всем ценителям русской живописи. Так почему же сейчас его имя известно только специалистам и истинным любителям живописи?
Дубовского называют величайшим пейзажистом своего времени. Рассказать об этом художнике в двух словах - невозможно! С одной стороны, он очень популярен: картины Николая Никаноровича находятся в частных собраниях, на российских аукционах стоимость его работ стартует от 500 тысяч, да и на западных это всегда топ-лоты: одна из работ ушла с молотка за 777 000 фунтов! С другой…
В годы советской власти большая часть картин и этюдов Дубовского оказалась разбросана по более чем семидесяти провинциальным музеям СССР. Это было сделано, как считалось, для того, чтобы «приблизить» периферию к предметам искусства двух столиц. Фактически же наследие Дубовского было уведено из-под сферы внимания искусствоведов и вообще ценителей живописи.
Неужели правы те, кто говорил: «Рок непризнания висит над Дубовским»?
Даже коллекция его работ в Третьяковке (основатель галереи приобрёл десять (!) картин кисти Дубовского) оказалась раздробленной, несмотря на волю самого Павла Третьякова.
В России Дубовской штучно представлен в Ярославле, Калуге, Саратове, но объективного представления об этом мощнейшем пейзажисте по таким, разовым, знакомствам не составить.
Почему так мало этого гениального живописца сегодня?
Дело в том, что значительную часть собрания (около 77 картин) Дубовской завещал родному Новочеркасску под обещания отдельного музея, и сегодня всё собрание хранится в Новочеркасском музее истории донского казачества. Однако о полной, подробной выставке Дубовского речи не идёт.
По приглашению Николая Александровича Ярошенко художник часто приезжал в Кисловодск на Белую виллу. Фаина Дубовская, супруга пейзажиста, в своих воспоминаниях писала о прекрасных днях, проведённых в Кисловодске. В середине 1888 года они провели на Белой Вилле целое лето. Вместе с Николаем Александровичем совершили четырёхнедельную поездку верхом на лошадях через горные перевалы, по Военно-Грузинской дороге.
Только в Кисловодске, в единственном городе в России, в Мемориальном музее-усадьбе художника Н.А. Ярошенко имеется отдельный зал художника, в котором представлено 24 - пусть небольших - живописных полотен Дубовского.
В одном месте, в одно время!
В основном это кавказские этюды конца 1890-х годов. Этот зал просто поражает настоящих ценителей живописи! В некоторых этюдах Дубовского можно заметить ту самую динамику краткого мгновения состояния природы. К примеру, в картине «Град в Кисловодске».
Единственная большая картина Дубовского - пейзаж «Сумерки в горах. Альпы. 1909», была передана музею Ярошенко Государственным Русским музеем.
Все остальные картины, представленные в зале Н.Н. Дубовского, приобретены администрацией музея, а именно Ниной Сергеевной Бескровной, возглавлявшей музей на протяжении 30 лет, - великой женщиной, преданной искусству и Белой вилле. Они переданы в дар музею сыном художника - профессором Сергеем Николаевичем Дубовским.
Находясь в зале Дубовского в музее Ярошенко, рассматривая оригиналы картин мастера или даже любуясь репродукциями его произведений, понимаешь, почему специалисты так высоко оценивали его творчество. Примечательно, что уже даже среди этих работ можно увидеть разные искания в направлениях и стилях. Известно, что у Дубовского был интерес к портрету, современники отмечали, что он исследовал явление «импрессионизм» и даже в каком-то смысле подпал под его влияние.
В Кисловодске нет характерных жанровых работ живописца, но как пейзажист Дубовской в Кисловодске раскрыт прекрасно!
И это настоящий предмет гордости для всех нас, друзья!
Соб. инф.
Все остальные картины, представленные в зале Н.Н. Дубовского, приобретены администрацией музея, а именно Ниной Сергеевной Бескровной, возглавлявшей музей на протяжении 30 лет, - великой женщиной, преданной искусству и Белой вилле. Они переданы в дар музею сыном художника - профессором Сергеем Николаевичем Дубовским.
Находясь в зале Дубовского в музее Ярошенко, рассматривая оригиналы картин мастера или даже любуясь репродукциями его произведений, понимаешь, почему специалисты так высоко оценивали его творчество. Примечательно, что уже даже среди этих работ можно увидеть разные искания в направлениях и стилях. Известно, что у Дубовского был интерес к портрету, современники отмечали, что он исследовал явление «импрессионизм» и даже в каком-то смысле подпал под его влияние.
В Кисловодске нет характерных жанровых работ живописца, но как пейзажист Дубовской в Кисловодске раскрыт прекрасно!
И это настоящий предмет гордости для всех нас, друзья!
Соб. инф.