Кисловодский парк создавали для ходьбы по терренкурам
В начале апреля в Москве особо охраняемую природную территорию России «Национальный парк «Кисловодский» признали самой посещаемой ООПТ в стране и вручили её директору Дмитрию Науменко диплом и приз.
В этой связи в предверии высокого курортного сезона руководство нацпарка провело пресс-тур для представителей СМИ, туристического бизнеса и блогеров «Прошлое, настоящее и будущее самой посещаемой ООПТ России».
Вполне логично знакомство участников пресс-тура с национальным парком «Кисловодский» начали с его Визит- центра.
Экскурсовод Олеся Цветкова подвела нас к инсталяции, которая рассказывает о составе разных видов нарзана: сульфатного, доломитного и общего. А также наглядно показывает, на какой глубине протекает каждый из них, насыщаясь теми или иными минералами в земной коре, и как из-за рельефа местности один из потоков вплотную приблизился к поверхности, образовав естественный колодец «кислой воды».
Первое письменное упоминание об источнике целебной воды датируют 1717 годом. Путешествовавший по Кавказу лейб-медик Петра Первого Готлиб Шобер написал, что, по слухам, «Есть в Черкасской земле изрядный кислый родник».
Со временем целебную силу кислых вод стали использовать для оздоровления не только местные жители, а и аристократы Российской империи.
В мае 1803 года император Александр Первый подписал Указ о признании Кавказских Минеральных Вод лечебной местностью государственного значения.
Именно использование Колодца кислой воды для оздоровления «водяного общества» побудило заложить рядом с ним лечебный парк.
На представленных в Визит- центре репродукциях старинных фотографий видно, что на месте нынешнего зелёного моря национального парка «Кисловодский» изначально были лишь унылые безлесные холмы.
Олеся Цветкова рассказала участникам пресс-тура, что в 1880-х годах немецкий учёный Макс Йозеф Эртель разработал систему лечения сердечно-сосудистых заболеваний посредством ходьбы по пересечённой местности (терренкурам).
В России первые маршруты терренкуров проложили в окрестностях Колодца кислой воды. А чтобы усилить оздоровительный эффект прогулок после принятия нарзана, в 1823 году вдоль терренкура стали высаживать деревья, источающие целебные фитонциды. Так 200 лет назад возник Кисловодский курортный лечебный парк (ныне особо охраняемая природная территория).
Экскурсовод представила нам инсталляцию, показывающую, как из маленького ростка вырос громадный каштан. Это старейшее дерево кисловодского парка, которому 173 года, находится слева от Колоннады. В этом году каштан-патриарх вновь пустил веточки, на которых уже появились листики.
Вторая половина Визит- центра предназначена для детей.
Экскурсовод Алёна Кордонская показала участникам пресс-тура игровую комнату, где развивают мелкую моторику детей, учат их читать и писать.
Из игровой комнаты одна дверь ведёт в «Волшебный лес». Там с помощью новейших технологий у малышей развивают нейронные связи. А через вторую дверь ребят школьного возраста переносят на сто лет вперёд – в «Парк будущего». Здесь посетителей с экрана приветствует симпатичная девушка Ева – искусственный интеллект парка.
Ева рассказала участникам пресс-тура, что в XXI веке уровень планетарного равновесия составляет лишь семь процентов, а биосфера Земли вплотную приблизилась к тотальной экологической катастрофе. Однако в XXII веке благодаря «зелёной энергетике» и вторичному использованию бытовых и производственных отходов уровень планетарного равновесия достиг 99 процентов.
Алёна Кордонская предложила участникам пресс-тура поучаствовать в выработке экологически чистой энергии – качая качели, заполнить резервуар гидроэлектростанции водой. Стекая с плотины под действием силы тяжести, настоящая вода вырабатывает электрический ток, который освещает зал.
В завершение экскурсии Ева показала нам весьма поучительный фильм о том как от нынешнего экологического бедствия наши потомки через сто лет создадут планету экологического благополучия.
За прошлый год в Визит- центре национального парка «Кисловодский» побывали более 35 тысяч человек. А по его терренкурам прошло свыше пяти миллионов посетителей.
Почти все они первым делом посетили Нарзанную галерею и отведали один из трёх видов целебных вод. Вот и участникам пресс-тура девушки-экскурсоводы в белых фартуках, очень похожих на фартуки сотрудниц, подававших воду из колодца нарзана в XIX веке, рассказали в Нарзанной галере о разных видах богатырь-воды. Естественно, мы не преминули её отведать.
Затем организаторы пресс-тура, проявив заботу об его участниках, отступили от установившегося за 200 лет назад порядка – пешего похода по территории нацпарка. В национальном парке «Кисловодский» проложены пять терренкуров. Их протяженность от 1600 до 10400 метров. Отсчет длины каждого начинается от Нарзанной галереи.
Это отнюдь не случайно. 200 лет отдыхающие после принятия нарзана отправлялись пешком по одному из терренкуров. И таким образом сполна использовали блага Кисловодского парка.
Участников же пресс-тура гостеприимно посадили в суперсовременные электрокары и повезли по терренкуру №1, который не зря называется «Подготовительный». Его длина всего 1600 метров, а подъёмы и спуски весьма пологие. Вдоль троп, по которым неспешно ходили Пушкин, Лермонтов, Чехов, мы проследовали на экологическом авто.
Судя по очереди возле конечной остановки электромобилей, количество желающих не ходить по терренкурам, а ездить по асфальтированным дорожкам нацпарка растёт (что поделать, современное общество малоподвижно).
Первую остановку электомобили с участниками пресс-тура сделали у Зеркального пруда.
Экскурсовод Мария Билан рассказала, что здесь был самый первый источник пресной воды для жителей города Кисловодска и солдат Кисловодской крепости. Почти весь год температура воды в нём – семь градусов.
Поскольку истоки родника находятся под плотной жилой застройкой, воду из Зеркального пруда для питья уже давно не используют. Зато это место приобрело мистическое значение. Мария Билан рассказала, что у посетителей парка сложилась традиция: загадать желание, встать к пруду спиной и бросить в него монетку через левое плечо. Тогда желание непременно сбудется. Среди журналистов, блогеров и сотрудников туристических фирм желающих загадать желание оказалось немало.
От Зеркального пруда мы вновь поехали на электромобиле сквозь зелёное море, при этом водитель электрокара Александр Катенёв умудрялся отлично справляться с обязанностями экскурсовода.
На остановке он рассказал:
– За мой восьмилетний трудовой стаж это первая работа, на которую я прихожу с улыбкой. Просто наслаждаюсь общением с людьми. Недавно катал выдающегося хоккеиста Владислава Третьяка. А вчера по его совету ко мне на экскурсию приходили гости из Москвы.
Электроавтомобили мы покинули у нижней станции Канатной дороги. Как гласит установленный здесь красочный плакат, это средство передвижения по Кисловодскому парку построили ещё в 1973 году. Для того, чтобы легко и быстро подняться в верхнюю часть парка, что мы и сделали, миновав по воле организаторов пресс-тура огромную очередь.
За 22 года жизни в Кисловодске я впервые поднимался в горную часть парка в подвешенной к тросу кабине. Прежде всегда использовал для этого собственные ноги.
Но в данном случае я согласен с организаторами – не каждому по силам пешком подняться из среднего парка в горный. Да и вид из кабины фуникулёра открывается замечательный!
У верхней станции Канатной дороги участники пресс-тура вдоволь полюбовались панорамой национального парка и города, выпили чаю, настоянного на высокогорных травах, отведали вкуснейшие хачапури по-мегрельски.
А затем, опять же в кабинке фуникулёра, отправились вниз, где в историческом павильоне «Храм воздуха» нас уже ожидал директор ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» Дмитрий Науменко, чтобы ответить на вопросы.
Вопрос, который с самого начала мероприятия крутился у меня на языке в связи с рекордным количеством посетителей, первым задал коллега Алексей Мурашкин:
– Какая антропогенная нагрузка является допустимой для нацпарка, а какая – запредельной?
Директор ответил так:
– Антропогенная нагрузка считается только по непокрытым территориям. Это луга, склоны. К счастью, Кисловодский парк изначально имел большую тропиночную сеть, в том числе и с твёрдым покрытием. Предельно допустимая рекреационная ёмкость, которую мы сейчас рассчитываем, берётся с учётом той нагрузки, которая на этой территории была создана прежде. 56 процентов площади национального парка – это рекреационная зона. Ещё есть заповедная часть и особо охраняемая часть. Там совсем другая антропогенная нагрузка. На сегодняшний день существующая антропогенная нагрузка не превышает допустимого уровня.
Некоторые мои опасения по поводу того, что по национальному парку ездит довольно большое количество электромобилей, директор самого посещаемого нацпарка в стране не разделяет:
– Электромобиль может лишь подвезти посетителей к какому-то участку нацпарпарка. А большая его часть доступна только для передвижения в пешем порядке. Например, с этой площадки на электромобиле мы можем доехать лишь до горы Красное Солнышко. Выше в любом случае можно подняться либо пешком, либо по Канатной дороге.
Дмитрий Сергеевич, как и обещал, ответил на все прозвучавшие вопросы и пожелания. Вплоть до установки лавочки на горе Малое Седло и расширения сети вай-фай в нацпарке.
Участники пресс-тура аплодисментами поблагодарили директора ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» за терпеливое разъяснение всех интересовавших нас вопросов.
А вот на прозвучавшее предложение спуститься от Храма Воздуха к Нарзанной галерее пешком по терренкурам из двух десятков участников пресс-тура откликнулся лишь я один.