Отзыв на исполнение Концерта-Буфф в Северо-кавказской государственной филармонии им. В.И. Сафонова
Я ехала на концерт в Северо-Кавказскую государственную филармонию имени В.И. Сафонова на электричке. Колеса вагона выстукивали песню, любимую целым поколением из фильма «Республика ШКИД»:
У кошки четыре ноги, Позади у неё длинный хвост. Но трогать её не моги За её малый рост, малый рост.
Вспомнили?
Так это же песня композитора Сергея Слонимского. Встреча с очередным его произведением и позвала меня отправиться за сорок километров от моего любимого Пятигорска.
Программа предстоящего концерта вещала: Й. Райнбергер, Л. ван Бетховен — Б. Тищенко, С. Слонимский…
Ехать пятьдесят минут. Заглянула на страничку Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Слонимский Сергей Михайлович (1932–2020).
Даже в голове не укладывается количество созданного этим Человеком!
Вспомнилось:
«Слушаешь Слонимского — и оживаешь. Он даёт главное, что должно давать искусство, поэзия, музыка — радость!» — уж и не помню, кто сказал, но еду за своей порцией радости от встречи с одним из интереснейших шедевров — Концертом-буфф.
Помните любимую фразу людей, не понимающих картины Пабло Пикассо: «Мой ребёнок так же рисует».
Так вот.
Концерт-буфф — очень сложное произведение.
Сам композитор говорил: «Нетрадиционная музыка труднее в десятки раз, если сочинять её серьёзно». Чтобы как-то понять личность композитора, нужно много знать об этом интереснейшем композиторе, ушедшем в 87 лет. Одна из его любимых фраз: «Положение отчаянное. Будем веселиться».
«Хотя это вовсе не весёленькая музыка. Это и трагическая музыка, и мыслящая музыка, современная, сегодняшняя».
Перед исполнением Концерта-буфф Сергея Михайловича Слонимского, написанного в 1964 году, дирижёр (тоже ленинградец) Алим Анвярович Шахмаметьев решил пояснить и несколько просветить публику: «Сергей Слонимский — один из представителей Санкт-Петербургской композиторской школы… Авангардная работа… 1964 год… шестидесятники потянулись к… В 1962 в СССР приехал Стравинский… Всё это является подоплёкой… Концерт-буфф, а вторая часть — Импровизации. Выберите своего музыканта и следите за ним…».
Безусловно, для тех, кто впервые в филармонии, — это было необходимо.
А меломаны узнали, что в Санкт-Петербурге идёт показ документального фильма о композиторе Борисе Тищенко.
Авангардность языка композитора, соединившего в своих произведениях традицию и неофолклоризм, трудна для восприятия.
То, что «скоморохи» запляшут и каждый под свою импровизацию, я знала по воспоминанию от давнего прослушивания. Но то, что я услышала, превзошло мои ожидания: музыка так точно легла на нынешнее время, объяснила нюансы игр и плясок глубиной шаржа, просто рассмешила.
Заслугой, безусловно, было умелое дирижирование этим «хаосом» звуков и «перемигиванием» музыкантов. Каждый выражался умело, подчёркивал виртуозный сольный эпизод, придавая некий гротеск каждому своему движению, каждой паузе. Темп высказывания отражал современный ритм жизни. И всё это несло столь впечатляющую энергию, что зал понял и прочувствовал то, о чём так весело «гримасничали, хохотали и приплясывали» звуки.
Эдакий балаган!
Зажечь публику мог только энергетический посыл в виде усиленной «драматургии» столь очаровательного произведения, соединившего в себе разностилевое прочтение, где каждый оттенок звука несёт свой посыл: то напоминает частушки с ядреным словцом, то передаёт шум улиц с игрой уличных музыкантов, а в иных тембрах узнаются детские речёвки.
Такое «хулиганство» композитора над традиционной фугой приводит в восторг искушённого слушателя.
Додекафония провоцирует слушателя — местами хочется, как в джазе, хлопать удавшимся импровизациям.
И только после законченного звучания слушатели дали волю всем своим желаниям, утопив музыкантов в море оваций.