С конца 70-х годов в нашей стране в третье воскресенье сентября отмечают День работников леса. Этот праздник особенно значим для Кисловодска, где от сохранения и приумножения лесов на окружающих город-курорт горных хребтах во многом зависит чистота воздуха в котловине и дебит целебного нарзана.
Изначально на Кавминводах леса были только на горах-лакколитах. А вокруг — степи и горные луга. Местные жители издавна понемногу вырубали сухие деревья и использовали их для отопления жилищ. Большого вреда лесам они не наносили.
Рекомендации по высадке леса на плоскогорьях и крутых склонах горных хребтов давали командированные из Москвы в Кисловодск сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института лесного хозяйства (ВНИИЛ). Это было теснейшее взаимодействие науки и производства. Сотрудники ВНИИЛ садились рядом с трактористами и выезжали на горные склоны, чтобы проверить работу техники. Ежедневно на моих глазах в хозяйственном дворе Кисловодского мехлесхоза на улице Западной кандидаты наук из Москвы руками по локоть в солидоле вместе с трактористами что-то усовершенствовали, меняли в конструкции террасёров, рыхлителей и посадочных машин. А на следующий день испытывали нововведения.
Первую аллею лип возле источника нарзана в Кисловодске посадили 12 ноября 1823 года. В последующее десятилетие создали Нижний парк курорта и стали продвигаться выше по горным склонам. В 1903 году деревья посадили на Сосновой горке, которую тогда называли Романовской. После того, как сформировали Средний парк, лесоводы стали осваивать горную часть Кисловодского Курортного парка. Деревья там продолжали сажать и в середине минувшего века — параллельно с лесхозовскими посадками на Джинальском хребте. Лесоводы парка и лесхоза сотрудничали, делились опытом.
Надо не только пройти обучение по управлению БПЛА, а и получить множество разрешений в различных инстанциях. Вплоть до Ростова-на-Дону. Но этот аппарат нам очень нужен. Вчера поступило сообщение — жители села заметили возле леса дым. Мы сразу выехали. Больше двух часов добирались на машине по бездорожью. Но когда прибыли на указанное место — никакого возгорания нет. Видимо, кто-то во дворе развёл костёр или жарил шашлык. Использование коптера с видеокамерой позволит сэкономить много времени и бензина.
Согласно постановлению губернатора, в леса запрещено въезжать на автомобилях, разжигать костры, разбивать лагеря. Даже тех, кто зашёл в лес сфотографироваться, наши лесники стараются выпроваживать. Сотрудники лесничества за это лето составили семь административных протоколов. В частности, сегодня составили протокол в 16-м квартале леса на горе Баран. Хотя там установили шлагбаумы и информационные аншлаги, но люди всё равно заходят в лес. А ведь наши леса созданы не для рекреации, а для защиты нарзана. Чтобы не было возмущений и конфликтных ситуаций, сотрудникам раздали копии постановления губернатора Ставропольского края.
Все люди ответственные, хорошо знают свою работу. Самому старшему леснику Хамиду Апакову 73 года. Однако он вполне справляется со своими обязанностями на участке за посёлком Нарзанным. По 30 - 40 лет присматривают за закреплёнными участками леса Хамид Хасанов на горе Баран, Борис Апаков — за аулом Элькуш и другие лесники.
Пока городские леса Кисловодска не стоят на кадастровом учёте, в Рослесхозе их «не видят». Поэтому мы не можем участвовать ни в каких программах лесного ведомства страны по обеспечению техникой, особенно противопожарной.