В ряде станиц существовал специфический рождественский обряд - «бабья каша». Это гулянье женщин у повитухи, традиционно происходившее на второй день Рождества. Суть обряда такова: к повитухе собирались те казачки, у которых она принимала роды. Бабка-повитуха варила кашу, накрывала стол, угощала женщин кашей. В благодарность те одаривали её подарками
Рождественские святки в канун Нового года (1/14 января) непременно становились временем многочисленных гаданий. Разнообразие их приёмов просто поражает воображение современного человека и удивляет его некоторой прямолинейностью. Так, скажем, ставили под образа, икону (божницу) палки по числу членов семьи, а затем смотрели: чья палка упадёт, тот и умрёт в следующем году. Или брали под мышку хлеб и шли подслушивать у чужих окон: если говорили хорошее - будет урожай, если дурное - недород.
В другом случае расставляли 12 чаш с солью и каждой давали название одного из месяцев года. Потом проверяли: мокрая соль - дождливый месяц, сухая - сухой. Девушки гадали на то, далеко ли живут их суженые, и определяли расстояние по шуму людей и лаю собак. Молодые казачки заранее старались узнать, какого избранника готовит им судьба. Для этого они ночью выходили во двор, выбирали в тыну (деревянном заборе, плетне) на ощупь кол и перевязывали его лентой: если по утру кол оказывался с корой, то муж будет богатый, а если без коры - бедный.
С такой же целью девушки ночью ловили овец в закутах (помещениях для скота): поймает барана - выйдет в этом году замуж, а поймает овцу - останется в девицах. Существовала и масса иных гаданий.
Рождественские святки в канун Нового года (1/14 января) непременно становились временем многочисленных гаданий. Разнообразие их приёмов просто поражает воображение современного человека и удивляет его некоторой прямолинейностью. Так, скажем, ставили под образа, икону (божницу) палки по числу членов семьи, а затем смотрели: чья палка упадёт, тот и умрёт в следующем году. Или брали под мышку хлеб и шли подслушивать у чужих окон: если говорили хорошее - будет урожай, если дурное - недород.
В другом случае расставляли 12 чаш с солью и каждой давали название одного из месяцев года. Потом проверяли: мокрая соль - дождливый месяц, сухая - сухой. Девушки гадали на то, далеко ли живут их суженые, и определяли расстояние по шуму людей и лаю собак. Молодые казачки заранее старались узнать, какого избранника готовит им судьба. Для этого они ночью выходили во двор, выбирали в тыну (деревянном заборе, плетне) на ощупь кол и перевязывали его лентой: если по утру кол оказывался с корой, то муж будет богатый, а если без коры - бедный.
С такой же целью девушки ночью ловили овец в закутах (помещениях для скота): поймает барана - выйдет в этом году замуж, а поймает овцу - останется в девицах. Существовала и масса иных гаданий.
Обычно казаки праздновали только первые три дня Рождества Христова, хотя весь период до Крещения (до 6/19 января) называется святками. Заниматься хозяйственными делами во время святок можно было только днём и то выполнять не всякую работу. Например, запрещалось сверлить буравом и прясть. Даже сор (мусор) из дома никто на святках до Нового года не выбрасывал. На новый год (1/14 января) ранним утром его выносили и сжигали, окуривая дымом сады. Вечер в канун этого праздника называли «щедрым». В «щедрый вечер» хозяйки готовили специальное новогоднее блюдо - вареники с сюзьмой (заквашенным и отделённым от сыворотки молоком).
Наступление Нового года вызывало естественное желание предсказать будущее и как-то воздействовать на него. Для этого несколько вареников начиняли (наполняли) овечьей шерстью (к богатству), монетками (к деньгам), солью (к слезам), перцем (к горю). Кому попадался такой вареник во время приёма пищи, тот и получал соответствующее предзнаменование.
Кроме того, в новогоднюю ночь девушки и парни ходили по домам и исполняли специальные песни-щедровки, с пожеланиями всех благ в Новом году. В песнях вначале обязательно хвалили дом, хозяина и хозяйку и славили Христа. Дети-щедровщики (во главе ватаги щедровщиков шагал щедрец, а в хвосте шествия - мехонос) для исполнения надежд хозяев в наступающем году на хороший приплод домашнего скота и птицы изображали голосом кудахтанье кур, хрюканье свиней и т. д. Щедровщиков угощали варениками, давали деньги. Часто парни, девушки, молодые казачки и казаки, собираясь щедроватъ, наряжались в самодельные карнавальные костюмы. Излюбленными образами казаков являлись «чёрт», «солдат», «старуха» и «цыганка». Причём часто девушки разыгрывали мужские, а парни - женские персонажи.
Другой новогодний обряд исполняли ранним утром 1/14-го января. Группы мальчиков, реже взрослых, ходили посевать. Те, кто приходил посевать, приносили с собой в карманах или в холщовой сумке зерно: пшеницу, кукурузу, подсолнух, просо. Со словами «Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» они разбрасывали это зерно. Хозяева одаривали их.
На святках терцы также организовывали всеобщее катание на санях. Подростки и дети весело спускались с горок, вершин балок и холмов на ледянках - хозяйственных корзинках, обмазанных глиной и облитых водой на морозе и также салазках (санках).
Молодые казаки соревновались в скачках наперегонки, стреляли на скаку с лошади в расставленные «пуки» (связки) соломы до тех пор, пока не сжигали их.
Наступление Нового года вызывало естественное желание предсказать будущее и как-то воздействовать на него. Для этого несколько вареников начиняли (наполняли) овечьей шерстью (к богатству), монетками (к деньгам), солью (к слезам), перцем (к горю). Кому попадался такой вареник во время приёма пищи, тот и получал соответствующее предзнаменование.
Кроме того, в новогоднюю ночь девушки и парни ходили по домам и исполняли специальные песни-щедровки, с пожеланиями всех благ в Новом году. В песнях вначале обязательно хвалили дом, хозяина и хозяйку и славили Христа. Дети-щедровщики (во главе ватаги щедровщиков шагал щедрец, а в хвосте шествия - мехонос) для исполнения надежд хозяев в наступающем году на хороший приплод домашнего скота и птицы изображали голосом кудахтанье кур, хрюканье свиней и т. д. Щедровщиков угощали варениками, давали деньги. Часто парни, девушки, молодые казачки и казаки, собираясь щедроватъ, наряжались в самодельные карнавальные костюмы. Излюбленными образами казаков являлись «чёрт», «солдат», «старуха» и «цыганка». Причём часто девушки разыгрывали мужские, а парни - женские персонажи.
Другой новогодний обряд исполняли ранним утром 1/14-го января. Группы мальчиков, реже взрослых, ходили посевать. Те, кто приходил посевать, приносили с собой в карманах или в холщовой сумке зерно: пшеницу, кукурузу, подсолнух, просо. Со словами «Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» они разбрасывали это зерно. Хозяева одаривали их.
На святках терцы также организовывали всеобщее катание на санях. Подростки и дети весело спускались с горок, вершин балок и холмов на ледянках - хозяйственных корзинках, обмазанных глиной и облитых водой на морозе и также салазках (санках).
Молодые казаки соревновались в скачках наперегонки, стреляли на скаку с лошади в расставленные «пуки» (связки) соломы до тех пор, пока не сжигали их.
Праздником Крещения (6/19 января) святки заканчивались. Крещенская обрядность на Тереке тесно связана с водосвятием, в чём проявлялось сильное церковное влияние. Традиционно на реке делали прорубь «Иордань». Изо льда вырубали крест, украшали его и водружали рядом с прорубью. По окончании богослужения в церкви крестным ходом шли к проруби святить воду.
Казаки приходили в военной форме, с ружьями. Когда священник освящал воду, опуская в прорубь крест, они стреляли из ружей. Одновременно выпускали голубей, к ножкам которых были привязаны разноцветные ленточки. Святую воду приносили домой. В этот день ничего с утра не брали в рот до тех пор, пока не выпивали святой воды. Пучком сена её разбрызгивали на стены, на разные вещи, обрызгивали скот. Мелом или углём рисовали крестики на воротах, на дверях, на стенах. Освящённой воде приписывали магическую силу.
Её давали пить скоту, чтобы он не болел, давали больным людям, чтобы излечить их. Для того чтобы избавиться от сглаза, надо было умываться святой водой. Существовал также ещё один обычай, связанный с освящённой водой. В праздник Крещения к реке привозили тяжелобольных людей. После того как священник опускал свой крест в воду, их трижды окунали в специальную прорубь, потом заворачивали в шубу и увозили домой. Если река не замерзала, их просто с берега окунали в воду. Иногда купание в проруби применялось и для «профилактики».
По книге «Очерки о терском казачестве» кандидата исторических наук Э.В. Бурда
Казаки приходили в военной форме, с ружьями. Когда священник освящал воду, опуская в прорубь крест, они стреляли из ружей. Одновременно выпускали голубей, к ножкам которых были привязаны разноцветные ленточки. Святую воду приносили домой. В этот день ничего с утра не брали в рот до тех пор, пока не выпивали святой воды. Пучком сена её разбрызгивали на стены, на разные вещи, обрызгивали скот. Мелом или углём рисовали крестики на воротах, на дверях, на стенах. Освящённой воде приписывали магическую силу.
Её давали пить скоту, чтобы он не болел, давали больным людям, чтобы излечить их. Для того чтобы избавиться от сглаза, надо было умываться святой водой. Существовал также ещё один обычай, связанный с освящённой водой. В праздник Крещения к реке привозили тяжелобольных людей. После того как священник опускал свой крест в воду, их трижды окунали в специальную прорубь, потом заворачивали в шубу и увозили домой. Если река не замерзала, их просто с берега окунали в воду. Иногда купание в проруби применялось и для «профилактики».
По книге «Очерки о терском казачестве» кандидата исторических наук Э.В. Бурда