Интервью

На ялах – по Белому морю

Из дальних странствий возвратясь
На ялах – по Белому морю
На днях восьмиклассник кисловодской СОШ №16 Ярослав Юферев вернулся из молодёжной научной экспедиции на остров Оленевский в Белом море, организованной Федеральным Центром дополнительного образования.
– Почему тебя включили в состав молодёжной научной экспедиции?
– Я три года, начиная с пятого класса, изучал жизнедеятельность чёрного дрозда на территории Кисловодска. Было два маршрута наблюдений: в национальном парке и от цирка – до Нарзанной галереи. А также на стационарных площадках в городских парках.
Эта моя работа заняла первое место по Ставропольскому краю и второе – во Всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей среды.
Тогда мне и предложили поехать на остров Оленевский в составе молодёжной научной экспедиции.
– Как добирался до острова в Белом море?
– В Кисловодске сложил в рюкзак то, что может понадобиться в экспедиции, и поехал в Москву. Там собралось более 70 школьников со всей России. От Ставропольского края я был один.
Сформировали три отряда, разделённых по возрасту. Я попал в младший – с 11 до 14 лет включительно.
На поезде мы все доехали до станции «Полярный круг» в Карелии. На микроавтобусах нас довезли до деревни Нильмогуба на берегу Белого моря. Оттуда на моторных лодках переплыли на остров.
С места высадки совершили четырёхкилометровый марш-бросок до лагеря. Там организаторы предварительно установили ангары, в которых мы разбили палатки. В некоторых ангарах были полевые лаборатории.
– И чем вы занимались на острове?
– Преподаватели столичных вузов читали нам лекции по геологии, морской биологии, физике, астрономии и истории Вселенной.
Почти все их сопровождала практика. Так, на лекции по морской биологии мы ходили по приливно-отливной зоне – рассматривали растения, червей, морских звёзд. После лекции по геологии нам в карьере демонстрировали различные минералы. А на лекции по ботанике водили по острову и показывали растения. В том числе и те, что растут возле единственного на острове пресного озера. На занятиях по астрономии через мониторы связывались с планетарием.
– А серьёзные физические нагрузки приходилось испытывать?
– Да. Был поход на ялах (морских вёсельных лодках. – Прим. авт.). Где я, как и другие участники экспедиции, сидел на вёслах.
В два часа дня мы отчалили и к двум часам ночи обогнули примерно две трети острова. Переночевали. И на следующий день проплыли вокруг оставшейся части острова до лагеря.
– Как проводили свободное от занятий и походов время?
– Были факультативные занятия по оказанию первой медицинской помощи, по стрельбе из арбалета, пневматики. Ознакомились с моторными лодками.
А также ловили рыбу и во время отлива собирали мидий. Учились готовить в казанах и канах.
Так что 21 день прошёл незаметно. Перед отъездом помогали собирать лагерь. И 29 июля я вернулся в Кисловодск.
– Какими впечатлениями поделился с родителями и друзьями?
– Это была отличная поездка. Если представится такая возможность, то с удовольствием поехал бы туда же в составе старшей группы молодёжной научной экспедиции.
Вёл беседу Николай Близнюк
Фото автора
Город и люди Образование