Стены мастерской члена кисловодского отделения Союза художников России Антонины Рязанцевой на верхнем этаже допотопной коммуналки рядом с пансионатом «Факел» увешаны акварелями, запечатлевшими мимолётную прелесть цветов, и написанными с натуры пейзажами: набережная реки Ольховки в Кисловодском парке соседствует с набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке.
Счастьем не только видеть красоту, а и уметь её запечатлеть Антонина Никифоровна обязана своему отцу – потомственному боргустанскому казаку.
Дед Антонины Никифоровны Ерофей Сергеевич Петров был типичнейшим казаком, вся жизнь которого состояла из тяжёлого крестьянского труда и постоянной готовности, когда потребуется, вскочить в седло и выхватить шашку.
Откуда у его сына возникла страсть к рисованию – неведомо. Но только всю Великую Отечественную войну Никифор Петров прошагал не только с трёхлинейкой и автоматом, а также с карандашом и блокнотом, в котором он запечатлевал фронтовые будни.
Антонина Никифоровна хорошо помнит эти зарисовки. Но, когда и где они потерялись – не вспомнить.
После войны Никифор Ерофеевич много и тяжело трудился на земле. Благо в станице Боргустанской она весьма плодородная. Местная картошка для казаков была и заработком, и пропитанием.
Антонина Никифоровна так вспоминает детство, своё и двух младших сестёр:
– Мы все выросли на картошке…
Но всякий раз, когда выпадала свободная минута, Никифор Петров садился за мольберт. Художник-самоучка, он не довольствовался лишь изображением домашней утвари да видов из окна.
Антонина Никифоровна вспоминает:
– Отец покупал книги по искусству. Штудировал их и брался писать маслом большие многофигурные композиции. Особенно любил копировать картины Репина и Брюллова. Все эти копии он дарил друзьям и знакомым.
В 1963 году, когда Антонина окончила школу в станице, именно Никифор Ерофеевич настоял, чтобы старшая дочь поступила в Краснодарское художественное училище.
Специально для поступления Антонина ничего не готовила – просто взяла то, что между делом рисовала на бумаге, сидя рядом с отцом. Но преподаватели разглядели в этих неумелых набросках дар художника и допустили девочку из ставропольской станицы к экзаменам.
Жить студентке приходилось на съёмной квартире на те скудные средства, которые могла выкроить крестьянская семья в 60-е годы:
– Было тяжело, – не скрывает Антонина Никифоровна.
Зато девушка пять лет постигала азы искусства, любовь к которому ей сполна передалась от отца.
Пока старшая дочь училась в Краснодаре, семья Петровых перебралась в Ессентуки. Туда же в 1968 году с дипломом государственного художественного училища приехала Антонина.
Поскольку надо было заботиться о хлебе насущном, она устроилась оформителем в контору промторга. Рисование плакатов, восхваляющих поступавшие товары, давало стабильный заработок, но никак не творческое удовлетворение. Однако девушка нашла выход.
– В свободное время я всё время писала для души – то, что меня вдохновляло.
Затем к соседям её родителей зачастил из Пятигорска выпускник машиностроительного техникума Сергей Рязанцев. Ему приглянулась молоденькая художница-казачка.
После того, как сыграли свадьбу и перебрались в Пятигорск, Антонина ещё много лет ездила в Ессентуки – продолжала работать оформителем в промторге.
Даже разрываясь между семьёй и работой, Антонина Рязанцева выкраивала время для подлинного творчества. Её нежные, трепетные акварели, изображавшие в основном цветочные композиции, обращали на себя внимание специалистов на различных выставках.
Экономическая разруха конца 80-х – начала 90-х годов захлест нула и Кавминводы. В 1992 году Антонина Никифоровна уволилась из дышавшего на ладан промторга и стала зарабатывать на жизнь продажей картин в Кисловодске.
Почему в Кисловодске? Да потому, что возле Нарзанной галереи стихийно возник самый известный и популярный на Кавминводах рынок сувениров, художественных изделий и картин. Если раньше большинство кисловодских художников зарабатывали на жизнь в местном художественно-производственном комбинате, выполняя государственные заказы, то в начале 90-х годов им пришлось выйти на улицу.
Антонина Никифоровна вспоминает:
– Спросом пользовались написанные маслом небольшого размера пейзажи местных досто примечательностей. Отдыхающие их покупали как сувениры. А на выставках я представляла акварели большого формата. Они дохода не приносили, но помогали завоевать авторитет среди художников.
В старейшее на Кавминводах кисловодское отделение Союза художников России Антонину Рязанцеву приняли без колебаний – все видели в её лице зрелого мастера.
Со временем жизнь наладилась, и отпала необходимость «штамповать» пользующиеся спросом у отдыхающих сюжеты. Появилась возможность целиком посвятить себя творчеству. Так в мастерской Рязанцевой появились морские и горные пейзажи из Абхазии.
– Я специально поехала туда в межсезонье, когда отдыхающих мало и цены на жильё падают. Приехала не купаться и загорать, а каждый день с этюдником ходила, выбирала натуру.
К тому времени и дети уже выросли, стали самостоятельными. Старшая дочь Анна последовательно окончила: художественную школу в Пятигорске, Ставропольское художественное училище, художественно-промышленную академию в Санкт-Петербурге. В «северной столице» Анна вышла замуж и ныне работает там дизайнером.
Младшей дочери Рязанцевых Надежде не передалась страсть дедушки, мамы и сестры к художеству. Она выбрала другую специальность.
А затем в её судьбе случился крутой поворот: вышла замуж за гражданина США и осталась жить в Нью-Йорке.
В 2018 году по приглашению дочери Антонина Никифоровна прожила месяц в Нью-Йорке.
И всё это время член кисловодского отделения Союза художников России продолжала творить. Антонина Никифоровна с мольбертом уединялась в тихом местечке на набережной Ист-Ривер или в Центральном парке и писала приглянувшиеся пейзажи.
Так в её мастерской обосновались впритык друг к другу пейзажи Кисловодска и Нью-Йорка.
Николай БЛИЗНЮК
Фото автора