Кто нас учит?
Каждый человек общается с учителями, педагогами, преподавателями на протяжении всей жизни - сначала в качестве воспитанника, ученика и студента, затем в качестве мамы/папы и бабушки/дедушки. При этом, несмотря на регулярное общение с людьми, посвятившими себя обучению и воспитанию молодёжи, мало кто задумывается над этимологией и лексическим значением слов «учитель», «педагог» и «преподаватель».
Большинство считает эти слова синонимами. Для некоторых же учитель - это тот, кто работает в школе, а преподаватель - в среднем специальном или высшем учебном заведении. Слово «педагог» в быту употребляется реже и не имеет точного значения в современном понимании.
Смешение лексических значений этих понятий произошло уже в современном русском языке, поскольку в обывательском смысле они означают суть одного и того же процесса - обучения и воспитания. А в этимологии данных слов разбираются в основном специалисты-языковеды. Однако мы уверены, что каждый образованный человек должен понимать, чем педагог отличается от учителя или преподавателя. Особенно это важно для тех, кто выберет своей профессией педагогическую деятельность.
Педагог
Слово «педагог» было заимствовано из древнегреческого языка. В русский язык оно пришло, скорее всего, в эпоху Византии, Крещения Руси. В энциклопедическом словаре даётся точно определение: педагог - ведущий ребёнка, верный раб, сопровождавший повсюду ребёнка до наступления зрелого возраста. Естественно, кроме преданности семье, педагоги должны были обладать определённым уровнем воспитания и образования, чтобы учить своих воспитанников. Педагогов выбирали из пленённых знатных фракийцев и азиатов.
Позже к обязанностям педагога прибавилось обучение службе доморощенных и купленных рабов. Женщин обучали греческому языку, и они служили при маленьких детях. Предположительно, в это же время возникло слово педагогика, что дословно означает «детоведение». Фундаментальная педагогика получила развитие в Европе, в период Средневековья.
Безусловно, более древнее понятие о педагогах и педагогике существовало и в древневосточной цивилизации. Но так вышло, что в русском языке укоренились именно греческие слова. Специалисты уверены, что это произошло из-за значительного византийского влияния на развитие древнерусской культуры и письменности.
Современное определение понятия педагогики более ёмкое и конкретизированное: это - целостный процесс, направленный на обучение, воспитание и формирование личности. То есть понятие «педагог» охватывает всех специалистов, которые занимаются обучением, воспитанием и наставничеством. Это может быть как воспитатель детского сада, так и спортивный тренер, как школьный учитель, так и учёный, занимающийся развитием педагогики.
Учитель
В современном, узком понимании слово «учитель» означает должность штатного сотрудника общеобразовательной школы, окончившего педагогический вуз и преподающего определённый предмет. Примечательно, что многие родители путают понятия «учитель» и «педагог» и настаивают на том, что сотрудник школы должен не только обучать, но и воспитывать детей, корректируя их поведение.
Безусловно, в педагогическом вузе будущие учителя изучают не только педагогику, но и психологию. Поэтому, в принципе, у них достаточно знаний для того, чтобы вносить свою лепту в вопросы воспитания подрастающего поколения. Но, в соответствии с требованиями Министерства образования, учитель обязан только преподавать предмет по утверждённой программе так, чтобы уровень знаний учащихся соответствовал государственным образовательным стандартам. Что касается воспитания личности, то учитель может повлиять на формирование и социализацию учеников на уроках литературы или обществоведения.
В требованиях к должностным обязанностям учителя сказано, что он должен помогать формированию личности ребёнка, а не брать на себя функции родителей. Кстати, воспитательные задачи могут решать и люди, которые не связаны с педагогикой, но пользуются безусловным авторитетом у ребёнка. Здесь нужно отметить, что в той же должностной инструкции написано, что учитель должен проводить мероприятия, направленные на стимулирование интереса школьников к предмету и обучению в целом. А это - серьёзная воспитательная задача, в процессе решения которой необходимо учитывать индивидуальные возможности всех учащихся.
Так что родителям нужно смириться с тем, что учитель - это всего лишь специалист, который обязан передать ученику объём знаний, указанный в программе обучения. А вот все вопросы, касающиеся воспитания школьника, родители должны брать на себя как на самых близких ребёнку людей. Одновременно с этим, при необходимости, родители могут обратиться к учителю за профессиональной консультацией и для согласования совместных задач.
Отметим, что в современном мире у слова «учитель» имеется и ещё одно значение - так называют не только сотрудника школы, но и духовного наставника, либо другого человека, не связанного с педагогикой, но имеющего последователей. Правда, в данном контексте правильнее было бы сказать не «учителя», а «учители» - именно так во множественном числе принято называть людей, чьи идеи оказывают большое влияние на общество.
Преподаватель
В высших и средних специальных учебных учреждениях воспитательные задачи уходят на второй план, потому что преподаватель передаёт знания взрослым, самостоятельным людям, сознательно выбравшим будущую специальность. Поэтому преподаватель может сосредоточиться исключительно на изложении учебного материала. В обязанности преподавателя, как правило, входит:
- разработка учебных программ и методических рекомендаций для самостоятельной работы студентов;
- написание учебных пособий;
- научная и исследовательская работа;
- подготовка и проведение лекций, семинаров, дискуссий и конференций.
Кроме того, преподаватель должен не только сам вести научную деятельность, но и приобщать к ней студентов.
Подводя итоги всего вышесказанного, можно сделать вывод: если, например, воспитателя детского садика или тренера некорректно называть учителем или преподавателем, то всех специалистов, занимающихся воспитанием и обучением молодёжи, а также развитием педагогики, можно называть педагогами.
Их немало - интересных, творческих, с искрой. Тех, кто по-настоящему любит детей и умеет их заинтересовать в предмете так, что дети сами просят: «Ну, расскажите, что там дальше-то?!»
И никаких вам плачущих чад, которые ленятся, и никаких зубрёжек по принципу «лишь бы отчеканить на уроке и потом забыть, как cтpaшный сон».
Почему они умудряются настолько заинтересовать, или, говоря современным языком, мотивировать детей?
А потому, что это Учителя с большой буквы.
Соб. инф.
Каждый человек общается с учителями, педагогами, преподавателями на протяжении всей жизни - сначала в качестве воспитанника, ученика и студента, затем в качестве мамы/папы и бабушки/дедушки. При этом, несмотря на регулярное общение с людьми, посвятившими себя обучению и воспитанию молодёжи, мало кто задумывается над этимологией и лексическим значением слов «учитель», «педагог» и «преподаватель».
Большинство считает эти слова синонимами. Для некоторых же учитель - это тот, кто работает в школе, а преподаватель - в среднем специальном или высшем учебном заведении. Слово «педагог» в быту употребляется реже и не имеет точного значения в современном понимании.
Смешение лексических значений этих понятий произошло уже в современном русском языке, поскольку в обывательском смысле они означают суть одного и того же процесса - обучения и воспитания. А в этимологии данных слов разбираются в основном специалисты-языковеды. Однако мы уверены, что каждый образованный человек должен понимать, чем педагог отличается от учителя или преподавателя. Особенно это важно для тех, кто выберет своей профессией педагогическую деятельность.
Педагог
Слово «педагог» было заимствовано из древнегреческого языка. В русский язык оно пришло, скорее всего, в эпоху Византии, Крещения Руси. В энциклопедическом словаре даётся точно определение: педагог - ведущий ребёнка, верный раб, сопровождавший повсюду ребёнка до наступления зрелого возраста. Естественно, кроме преданности семье, педагоги должны были обладать определённым уровнем воспитания и образования, чтобы учить своих воспитанников. Педагогов выбирали из пленённых знатных фракийцев и азиатов.
Позже к обязанностям педагога прибавилось обучение службе доморощенных и купленных рабов. Женщин обучали греческому языку, и они служили при маленьких детях. Предположительно, в это же время возникло слово педагогика, что дословно означает «детоведение». Фундаментальная педагогика получила развитие в Европе, в период Средневековья.
Безусловно, более древнее понятие о педагогах и педагогике существовало и в древневосточной цивилизации. Но так вышло, что в русском языке укоренились именно греческие слова. Специалисты уверены, что это произошло из-за значительного византийского влияния на развитие древнерусской культуры и письменности.
Современное определение понятия педагогики более ёмкое и конкретизированное: это - целостный процесс, направленный на обучение, воспитание и формирование личности. То есть понятие «педагог» охватывает всех специалистов, которые занимаются обучением, воспитанием и наставничеством. Это может быть как воспитатель детского сада, так и спортивный тренер, как школьный учитель, так и учёный, занимающийся развитием педагогики.
Учитель
В современном, узком понимании слово «учитель» означает должность штатного сотрудника общеобразовательной школы, окончившего педагогический вуз и преподающего определённый предмет. Примечательно, что многие родители путают понятия «учитель» и «педагог» и настаивают на том, что сотрудник школы должен не только обучать, но и воспитывать детей, корректируя их поведение.
Безусловно, в педагогическом вузе будущие учителя изучают не только педагогику, но и психологию. Поэтому, в принципе, у них достаточно знаний для того, чтобы вносить свою лепту в вопросы воспитания подрастающего поколения. Но, в соответствии с требованиями Министерства образования, учитель обязан только преподавать предмет по утверждённой программе так, чтобы уровень знаний учащихся соответствовал государственным образовательным стандартам. Что касается воспитания личности, то учитель может повлиять на формирование и социализацию учеников на уроках литературы или обществоведения.
В требованиях к должностным обязанностям учителя сказано, что он должен помогать формированию личности ребёнка, а не брать на себя функции родителей. Кстати, воспитательные задачи могут решать и люди, которые не связаны с педагогикой, но пользуются безусловным авторитетом у ребёнка. Здесь нужно отметить, что в той же должностной инструкции написано, что учитель должен проводить мероприятия, направленные на стимулирование интереса школьников к предмету и обучению в целом. А это - серьёзная воспитательная задача, в процессе решения которой необходимо учитывать индивидуальные возможности всех учащихся.
Так что родителям нужно смириться с тем, что учитель - это всего лишь специалист, который обязан передать ученику объём знаний, указанный в программе обучения. А вот все вопросы, касающиеся воспитания школьника, родители должны брать на себя как на самых близких ребёнку людей. Одновременно с этим, при необходимости, родители могут обратиться к учителю за профессиональной консультацией и для согласования совместных задач.
Отметим, что в современном мире у слова «учитель» имеется и ещё одно значение - так называют не только сотрудника школы, но и духовного наставника, либо другого человека, не связанного с педагогикой, но имеющего последователей. Правда, в данном контексте правильнее было бы сказать не «учителя», а «учители» - именно так во множественном числе принято называть людей, чьи идеи оказывают большое влияние на общество.
Преподаватель
В высших и средних специальных учебных учреждениях воспитательные задачи уходят на второй план, потому что преподаватель передаёт знания взрослым, самостоятельным людям, сознательно выбравшим будущую специальность. Поэтому преподаватель может сосредоточиться исключительно на изложении учебного материала. В обязанности преподавателя, как правило, входит:
- разработка учебных программ и методических рекомендаций для самостоятельной работы студентов;
- написание учебных пособий;
- научная и исследовательская работа;
- подготовка и проведение лекций, семинаров, дискуссий и конференций.
Кроме того, преподаватель должен не только сам вести научную деятельность, но и приобщать к ней студентов.
Подводя итоги всего вышесказанного, можно сделать вывод: если, например, воспитателя детского садика или тренера некорректно называть учителем или преподавателем, то всех специалистов, занимающихся воспитанием и обучением молодёжи, а также развитием педагогики, можно называть педагогами.
Их немало - интересных, творческих, с искрой. Тех, кто по-настоящему любит детей и умеет их заинтересовать в предмете так, что дети сами просят: «Ну, расскажите, что там дальше-то?!»
И никаких вам плачущих чад, которые ленятся, и никаких зубрёжек по принципу «лишь бы отчеканить на уроке и потом забыть, как cтpaшный сон».
Почему они умудряются настолько заинтересовать, или, говоря современным языком, мотивировать детей?
А потому, что это Учителя с большой буквы.
Соб. инф.