Закат – сквозь гору Кольцо
«Верстах в трёх от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом; это – ворота, образованные природой; они вздымаются на высоком холме, и заходящее солнце сквозь них бросает на мир свой последний пламенный взгляд. Многочисленная кавалькада отправилась туда посмотреть на закат солнца сквозь каменное окошко».
Михаил Лермонтов, «Княжна Мери».
По инициативе председателя Кисловодского городского отделения Русского географического общества Петра Кортунова «посмотреть на закат солнца сквозь каменное окошко» в минувшую субботу, в день осеннего равноденствия, отправилась кавалькада специалистов и любознательных кисловодчан, среди которых был и корреспондент «КГ».
В прошлом первый начальник расположенной в окрестностях Кисловодска Кавказской горной обсерватории МГУ, а ныне генеральный директор московского ООО «Азмерит», разрабатывающего приборы для спутников, коренной кисловодчанин Пётр Кортунов всегда живо интересовался историей своей малой родины.
Повествование Михаила Лермонтова «Княжна Мери» многие называют первым путеводителем по Кисловодску – настолько точно там описаны детали тогдашнего поселения у Кислого колодца.
Когда Пётр Васильевич его штудировал, он как астроном особое внимание обратил на слова о наблюдениях за закатом Солнца сквозь естественный проём в скале, который мы ныне называем горой Кольцо.
– Я задался вопросом: «Откуда Лермонтов мог наблюдать это явление?» От Кислого колодца и окружающих его дач-особняков аристократов гору Кольцо не видно. Но в 1837 году, когда Лермонтов писал «Княжну Мери», на месте нынешнего въездного района города-курорта уже была станица Кисловодская. Из неё хорошо видна гора Кольцо. А в определённые дни оттуда можно было наблюдать и закат Солнца сквозь кольцо в скале. Не исключено то, что общаясь с казаками из станицы Кисловодской, Лермонтов узнал об этом природном явлении и описал его.
Так у Петра Кортунова возник проект организовать наблюдения за закатом сквозь кольцо в скале – столь эмоционально описанным великим русским поэтом.
– Я прикинул, откуда можно наблюдать данное явление, – рассказывает он. – Очевидно, что место должно быть расположено примерно на той же высоте, что и сама гора Кольцо. Это 850 метров над уровнем моря. Такие места есть на соседних скальных мысах Боргустанского хребта.
Как астроном Пётр Кортунов вычислил, что с этих скал закат Солнца лучше всего будет виден через образованное в скале кольцо в день осеннего равноденствия. То есть в минувшую субботу, 23 сентября.

Наблюдать описанное Лермонтовым явление Пётр Васильевич предложил со скалы, которую археологи давно называют «Аланская крепость».
– Когда в аланской крепости жили люди, у них не было календарей. Но равноденствие, именно как переломный момент в природе, люди заметили давно. Потому что в течение недели происходит резкое убывание продолжительности дня. Они вполне могли построить площадку с указателями, когда с этого места лучше всего виден закат сквозь кольцо в горе. И таким образом определять равноденствие.
Столь оригинальная культурологическая и естественнонаучная гипотеза председателя кисловодского отделения Русского географического общества Петра Кортунова заинтересовала заведующую Кисловодской метеорологической станцией Наталью Ульямперль, заместителя директора краеведческого музея «Крепость» Михаила Есаулова, а также председателя ТОС №5 Наталию Джгамадзе, приехавшего на несколько дней из Москвы на малую родину Владимира Доронкина и автора этих строк.
И вот в субботу под вечер кавалькада из трёх автомобилей отправилась по асфальтированной трассе, которая из Кисловодска ведёт в посёлок Мирный и далее – в Малокарачаевский район КЧР.
Неподалёку от съезда в сторону посёлка Нежинский по команде Петра Васильевича все остановились. По едва заметной тропе мы углубились в лес на склоне Боргустанского хребта.
Чем дальше шли, тем тропа становилась круче. Потоки воды смыли с неё всю растительность, обнажив белый известняк. А рядом, на таком же крутом склоне, прекрасно себя чувствовали могучие сосны, которые в середине прошлого века посадили кисловодчане и приехавшие со всей страны озеленители. Под сводами этих деревьев возник целый мир всевозможных кустарников и подлеска. Увы, современным озеленителям никак не удаётся повторить подвиг предшественников: погибли почти все сосны, высаженные возле городской больницы, не выстояли десять тысяч сеянцев сосны, посаженные ровно год назад между Малым и Большим сёдлами Джинальского хребта.
Наконец, изрядно запыхавшись, мы прошли первый ярус горного леса, и Пётр Васильевич повёл нас на скальный мыс, который с трёх сторон окружают отвесные скалы высотой в 10-15 метров. И только с севера на него можно выйти по пологой тропе.
Однако здесь незваных пришельцев встречает известняковая скала, в которой легко можно разглядеть профиль человеческого лица. Прямо как в сказке: великан охраняет вход в замок!
С этого скального мыса вся Кисловодская котловина – как на ладони.
Окажись мы полторы тысячи лет назад на месте древних алан, тоже выбрали бы это место для своего поселения.
О том, что здесь жили люди, неопровержимо свидетельствуют глыбы известняка, тщательно выровненные с одной или с нескольких сторон. Очевидно для того, чтобы укладывать одну на другую и возводить стены.
Рядом с тропой хорошо сохранился первый ярус крепостной стены. В одном из блоков даже выдолблено углубление, вероятно, для деревянных клиньев, скреплявших ярусы строения. Ксюша Есаулова, ученица седьмого класса школы №1, присела возле этого древнего сооружения и стала что-то искать в своём смартфоне. Вот такой диалог тысячелетий получился.
Мы пришли в аланскую крепость, когда солнце ещё было высоко над горизонтом. Оставалось время, чтобы вдоволь полюбоваться окружающими красотами.
Владимир Доронкин поделился впечатлениями:
– Я родился и вырос в этом городе. Мой папа – пианист кисловодской филармонии Валерий Доронкин. В детстве я облазил все эти скалы. Уже давно живу в Москве. Много путешествовал. Несколько раз был в Тибете, Малайзии, Индонезии, Камбодже, в Афганистане. И сам организовывал экспедиции, и к другим присоединялся. Видел разные красоты, но то, что нас здесь окружает – самое прекрасное!
До кольца в скале было ещё довольно далеко, а нижний край солнца уже стал скрываться за тёмной непроглядной кромкой.
Наше недоумение и разочарование развеяла Наталья Ульямперль:
– Это не горизонт, а туча.
В правоте её слов мы убедились буквально через пять минут. Когда верхний край алого солнечного диска ещё виднелся над тучей, из-под неё уже появился нижний край.
А вскоре и весь алый круг повис над кольцом в соседнем скальном мысе. И тут уже действительно солнце стало заходить за горизонт.
Зрелище великолепное! Но мы-то намеревались увидеть солнечный диск в самом кольце, а не над ним. Для этого надо было лишь немного изменить угол обзора – спуститься метров на пять ниже. Но увы, – перед нами были отвесные скалы.
Так что в следующий раз либо найдём площадку где-то посередине этих скал, либо будем наблюдать заход солнца с соседнего скального мыса.
Вывод из нашего похода у всех участников кавалькады был однозначный: в Кисловодской котловине столько сказочно красивых мест с богатейшей историей, что грех их не посещать хотя бы раз в неделю.
А потому мы от всей души говорили «спасибо» и Михаилу Юрьевичу Лермонтову, и Петру Васильевичу Кортунову.
Николай БЛИЗНЮК
Фото автора