Художником может быть каждый!

 
– В 2016 году в Пятигорске я побывала на мастер-классе по правополушарному рисованию. Чувствовала себя неудобно и не могла расслабиться, имея академический опыт. Разве это возможно? Если я знаю,  как правильно рисовать цветы, а тут мне говорят, наберите на кисточку это, потом это, затем сделайте «тычки». Я думаю: «Что за тычки? Куда я попала?», – признается кисловодская художница, руководитель творческого центра Инна Козаева, удобно расположившись в своей мастерской. – Но, когда я увидела картину, которая у меня получилась с помощью этих тычек, я удивилась и стала искать, где учиться правополушарному рисованию. И нашла школу. 
На первом занятии Инне Валентиновне сразу пояснили, что она будет делать, то что скажет учитель. 
– Если я говорю мыть кисточку – значит мыть, если говорю не мыть – значит не мыть, – услышала Козаева от гуру правополушарки.
  По привычке Инна Валентиновна окунала кисть в воду после краски. Сидела кисловодская художница на первой парте и не осталась незамеченной. Тогда ей дали понять: если она не научится следовать за мастером и расслабляться, создавая рисунок, – ничего не получится.
– И техника правополушарного рисования действительно научила меня расслабляться и делать то, что я хочу, – заключила Козаева.
Художница прошла полный курс обучения и стала тренером по правополушарному рисованию. Его методика строится на открытии неосознанного творчества и блокировании страхов. Когда маленький ребенок впервые рисует, он сначала просто мажет лист и только потом определяет, на что это похоже. Со временем, под действием обучения, начинают воспроизводиться определенные символы. Голова – круг, нога или рука – палка, глаза – точки и так далее. Когда взрослый берет в руки карандаш, собираясь воспроизвести портрет, левое полушарие мозга подсовывает символы, пришедшие из детства. В результате вместо шедевра на бумаге выходят детские каракули. Главная задача – избавиться от этих символов, для чего нужно задвинуть логику на задний план и вывести вперед интуицию и вдохновение.
Как рассказала Инна Козаева, ученые давно доказали, что правое и левое полушария мозга отвечают за разные способности и мысли человека. Левое – это формальное восприятие, логика, символы и разум. Правое – наша интуиция, эмоции, чувства, вдохновение. Современная жизнь устроена таким образом, что люди больше доверяют левому полушарию, постоянно учатся слушать разум, а не чувства. Классическое же обучение рисованию рассчитано на длительный срок, идет от простого к сложному.
– Придется долго и нудно рисовать карандашом разнообразные кубы и шары, учиться строить перспективу. Понадобится немало времени на выслушивание лекций о цвете, его сочетании, о направлении света и тени. Постепенно ученик переходит к более сложным формам, и только через несколько месяцев учитель позволяет писать пейзажи и натюрморты. Перед началом работы над картиной нужно сделать несколько эскизов, поработать над набросками. Правое полушарие возвращает рисование в область творчества из сферы аналитического мышления. Отсутствие анализа помогает успокоиться и исключить из живописи психологическую нагрузку, снять ограничители. Творчеству сопутствуют расслабление и наслаждение самим процессом, а не результатом, – поделилась Инна Валентиновна. 
Листая большой альбом с рисунками, мы выбираем с Инной Козаевой картину, которую хотим повторить. Решаем нарисовать красные маки в поле. Техника правополушарного рисования начинает жить с белого листа. Основа  «прогрунтовывается» белой гуашью, затем мы берем зеленую и желтую краску и «балуемся» – наносим на бумагу пигмент пятнами без правил. После этого большой кистью растушевываем наши «тычки». Как только краска подсохла, в том порядке, который нам нравится, рисуем зелень. 
– Главное кисть отпустить и дать голове творить так, как хочется, – комментирует процесс Инна Валентиновна. – Здесь происходит раскрытие своего внутреннего мира. Это можно сравнить с состоянием человека перед сном. Он расслабляется, чувствует себя абсолютно легким. Так и рисуя, он находится в гармонии с красками, не боится испортить картину, дает выход эмоциональному состоянию.  
Правополушарное рисование было основано американским художником и доктором наук Бетти Эдвардс. Она утверждает, что если на время «отключить» левую зону мозга и вовлечь в работу правую (что с легкостью делают дети, у взрослых это получается с трудом), то человек сможет увидеть реальность под непривычным углом и проявить свои творческие способности в полной мере. Кроме того, она твердо убеждена, что научиться рисовать, так же как, например, читать и писать, может любой человек. Главное – выработать привычку наблюдать и избавиться от страха белого листа. Возможно, вы замечали, что иногда, когда вам необходимо что-то изобразить на бумаге карандашом или красками, вы чувствуете неуверенность и беспомощность. Этот страх возникает по причине того, что левая половина нашего мозга пытается найти алгоритм выполнения действия и подает сигнал, что он не найден.
При правополушарном рисовании снимаются внутренние зажимы, напряжение, снижается уровень стресса, а, главное, выключаются «внутренний критик», пропадает страх.  Рисование превращается в терапию.
Правополушарное рисование подразумевает отсутствие четкой схемы. Оно спонтанное, построенное на копировании, непосредственном восприятии натуры в целом. Буквально несколько прикосновений кисти с гуашью к бумаге – и на нашем зеленом поле появляются алые маки. На создание одного цветка уходит не более 30 секунд. Через мгновение перед нами «расцветает» целое поле красных маков. Легкими мазками добавляем к цветам стебли, чтобы те не висели в воздухе. Теперь их словно колышет ветер. Вуаля, картина готова!
Инна Валентиновна говорит, что правополушарное рисование сегодня используют в качестве арт-терапии. Есть четыре веских основания освоить эту технику. Во-первых, в рисунках мы выражаем себя и свои внутренние ощущения, которые даже не осознаем. Во-вторых, через рисунок можно прорабатывать те чувства и эмоции, которые подавляются нами и приводят к болезням. Чувствуете злость, ненависть, страх? Рисунок поможет излить эмоции, а не прятать их внутри. В-третьих, рисование развивает правое полушарие мозга. В результате растут наши творческие способности и интуиция.
И, в-четвертых, рисование и творчество в целом приносят радость. Человек, вкусивший удовольствие рисования, открывает для себя еще один мощный канал наслаждения. 
Инна Козаева длительное время преподает правополушарное рисование взрослым и детям. Имея большой опыт работы с учениками, она убеждена, что художником может быть каждый! Кстати, мастер-классы по правополушарному рисованию проводятся не только тет-а-тет. Они есть в интернете. Может стоит попробовать?