Водоснабжение Кисловодска было и будет надёжным

Жара, обрушившаяся на Ставрополье в начале августа, напомнила, что самый главный ресурс жизни – это вода.

Надёжно ли обеспечен питьевой водой курорт федерального значения и насколько полно происходит удаление жидких стоков через канализацию?

Об этом корреспондент «КГ» расспросил Мурата Тамбиева, которого в этом году назначили руководителем производственно-технического предприятия «Кисловодское».

– Мурат Билялович, за последние годы в коммунальной сфере произошло столько различных преобразований, что давайте начнём разговор с разъяснения статуса вашего предприятия…

– ПТП «Кисловодское» – это эксплуатирующая организация, которая, наряду с ПТП Железноводска и Ессентуков, входит в Предгорный «Межрайводоканал». А он, в свою очередь, является структурным подразделением ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».

– Читателей «Кисловод­ской газеты» волнует, кто возглавил важнейшее коммунальное предприятие города. Пожалуйста, коротко расскажите о себе.

– Кисловодск я знаю хорошо, поскольку родился и вырос в Учкекене. После школы окончил автодорожный колледж в Черкесске и поступил в Карачаево-Черкесский государственный университет на агроинженерный факультет.

С 2000 года работал главным механиком ГУП СК «Ставрополькрайтеплоэнерго», а с 2019 года – главным механиком ГУП СК «Ставрополькрайводоканал». И вот второго февраля нынешнего года меня назначили техническим директором ПТП «Кисловодское».

– Насколько надёжно обеспечено водоснабжение федерального города-курорта? И каково качество поступающей воды?

– Основной источник водоснабжения Кисловодска – это Эшкаконский водораздельный узел в Карачаево-Черкесии. Вода в нём довольно высокого качества. Перед отправкой её дополнительно хлорируют. Также питьевая вода поступает к нам из источников «Теплушка» и «Близнецы», которые тоже расположены на территории КЧР.

В совокупности они на 98 процентов обеспечивают потребность Кисловодска в питьевой воде.

Ещё два процента в водопроводную сеть города-курорта поступает из Лермонтовских источников, которые находятся возле посёлка Нарзанный. Вода там тоже весьма хорошего качества. И наша лаборатория её ежедневно проверяет.

Если же нарушится водоснабжение Кисловодска из Эшкаконского водоразборного узла, как это было во время наводнения 2002 года, когда смыло трубу, то есть техниче­ская возможность подключить курорт к водоводу Кубанского водохранилища, обеспечивающего питьевой водой Пятигорск и Ессентуки.

– Что представляет собой водопроводно-канализационная сеть Кисловодска?

– Город-курорт очень рельефный, поэтому в нём расположено 33 резервуара с запасами питьевой воды. Самый большой из них, «Баязет», находится в районе Центральной городской больницы.

Общая протяжённость водопроводных сетей, которые обслуживает ПТП «Кисловодское», составляет 399,4 километра. Их граница проходит по приборам учёта воды, поступающей в многоквартирные и индивидуальные дома. Дальше за водоснабжение отвечают собственники зданий или управляющие компании.

К сожалению, многие жители этого не знают, поэтому при любых перебоях с поступлением воды в квартиры обращаются с жалобами в «водоканал». Наши службы им терпеливо разъясняют, где проходит зона ответственности ПТП «Кисловодское». Мы связываемся с управляющими компаниями и, при необходимости, совместно решаем технические вопросы.

Протяжённость канализационных сетей в Кисловодске – 157 километров. Главный канализационный коллектор проходит под проспектом Победы. Однако из-за сложного рельефа города-курорта в нём есть и другие канализационные коллекторы. В частности, под улицами Азербайджанской, Красивой и Римгорской. На выходе его содержимое  насосной станцией во въездном районе перекачивают в главный канализационный коллектор под проспектом Победы. И далее стоки уже самотёком идут в сторону Пятигорских очистных сооружений по единому канализационному коллектору.

– В каком техническом состоянии вы приняли водопроводные и канализационные сети? Что уже сделано для их обновления и что ещё предстоит?

– Сложный рельеф местно­сти сильно влияет на степень изношенности водопроводных сетей на различных участках. Но если взять в среднем по городу, то она составляет примерно 60 процентов. То есть состояние не критичное, но изношенность значительная.

ПТП «Кисловодское» – предприятие эксплуатирующее. В тариф, взимаемый с абонентов, не заложены расходы на замену сетей. Для этого необходимо войти в инвест­программы по капремонту.

Например, со следующего года начнёт действовать программа «Модернизация коммунальной инфраструктуры». Мы в неё вошли, чтобы модернизировать водопроводные и канализационные сети в городе-курорте. Сейчас проводим их обследование и до конца года составим сметы на замену отдельных участков.

В настоящее время сотрудники ПТП «Минераловодское» заканчивают замену водопроводной сети длиной 1302 метра к посёлку Индустрия. За неделю завершим работы на последних 150 метрах и сделаем переключение. И до конца августа полностью заменим трубу диаметром 150 миллиметров на улице Белинского.

Канализационные сети Кисловодска уже давно работают на пределе возможного. Без их реконструкции невозможно дальнейшее развитие города-курорта.

Только не надо путать хозяйственно-фекальную канализацию и ливнёвку. Например, на стыке улиц Кирова и Фоменко над руслом реки Белой по металлической трубе большого диаметра, в которой образовалось несколько свищей, проходит именно ливнёвка. В неё сливают использованные лечебные воды санатории, расположенные на улице Желябова, проспектах Ленина и Дзержинского. Неприятного запаха от них нет.

Отвечает за эту ливневую канализацию не ПТП «Кисловодское», а управление городского хозяйства администрации города-курорта.

Что касается хозяйственно-фекальной канализации, то по программе капремонта мы методом прокола в этом году заменили 160 метров изношенного канализационного коллектора на улице Промышленной.

Также мы устранили некоторые замечания по проекту рекон­струкции главного канализационного коллектора, проходящего под проспектом Победы.

Заказчик проекта – министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, а технические вопросы на месте решали мы.

Сейчас проект проходит Главгосэкспертизу. Я думаю, что уже в сентябре мы получим положительное заключение, и в будущем году главный канализационный коллектор Кисловодска начнут реконструировать.

Делать это будут без остановки движения по главной транспортной артерии города-курорта. В основном работы планируют вести методом прокола, а на отдельных участках – временно устанавливая одностороннее движение.

Замена главного канализационного коллектора Кисловодска обойдётся примерно в три миллиарда рублей. Средства предусмотрены в федеральном бюджете.

– Насколько ПТП «Кисловодское» укомплектовано сотрудниками и обеспечено техникой?

– Инженерно-технических работников у нас достаточно. А вот специалистов рабочих специальностей не хватает катастрофически. В частности, мы хоть сейчас готовы принять 18 слесарей. Обещаем им заработную плату более 30 тысяч рублей и все социальные гарантии. Но велика конкуренция со стороны санаториев, где слесарям работать легче.

Предприятию также требуются электрогазосварщики, водители, машинисты экскаваторов и автокранов. Соответствующие объявления мы опубликовали и в «Кисловодской газете», и разместили в нашем абонентском отделе.

Возможно, желающих занять вакансии рабочих профессий станет больше, когда люди увидят, что на нашем предприятии появляется новая техника. Ведь её давно не обновляли.

Этим летом ПТП «Кисловодское» впервые получило новый полноприводный кран-манипулятор вместе с буровой установкой на шасси КАМаЗа Он пройдёт по любой местности, поднимет стрелой груз весом до семи тонн. Пополнил автопарк и маневренный грузо-пассажирский УАЗ «Фермер».

Уже отыграли конкурсы и в ближайшее время ожидаем поступление экскаватора-погрузчика и аварийно-восстановительной машины для доставки на место происшествия бригады ремонтников и материалов. Имеющиеся на предприятии три АВМ – очень старые.

Хотя решить все проблемы одним махом невозможно, но я надеюсь, что уже в нынешнем году ПТП «Кисловодское» обновит транспортный парк на семь-восемь единиц. То есть более чем на 20 процентов.

Вёл беседу Николай БЛИЗНЮК

Фото автора