В Кисловодске испытывали спецавтомобили «Aurus»

Инженеры и водители федерального государственного унитарного предприятия «Научный автомоторный институт» завершили кисловодскую часть программы испытания нескольких моделей тяжёлых спецавтомобилей на платформе «Aurus» («Золото России»).

Базой для команды испытателей этого самого совершенного отечественного автомобиля уже пятый год подряд стало транспортное предприятие города-курорта – ЗАО «Автоколонна 1721», которым руководит депутат Думы Кисловодска Шамиль Касымов (на фото справа).

Латинское обозначение химического элемента золота (Au, или AURUM) не случайно положили в основу названия платформы отечественных спецавтомобилей, призванных заменить всю линейку «Мерседесов», которые прежде использовали для служебных целей руководители нашего государства и федерального правительства. В них во­площены самые передовые разработки отечественного автопрома.

Команду специалистов, в которую входят два десятка инженеров и водителей, возглавляет начальник управления испытания транспортных средств ФГУП «НАМИ» Максим Ляхов (на фото слева). 

Максим Геннадьевич рассказал корреспонденту «КГ»:

– Производят «Aurus» только на двух площадках в стране: в Москве, на базе ФГУП «Научный автомоторный институт», и в свободной экономической зоне Алабуга республики Татарстан.

После того, как компания «Форд» ушла из Алабуги, власти республики приняли предложение создателей тяжёлого спецавтомобиля и на освободившемся многофункциональном конвейере организовали предприятие ООО «Aurus».

– Почему вы уже пятый год приезжаете в Кисловодск?

– Заказчик проекта (Министерство промышленности и торговли России) поставил задачу создать исключительно надёжный отечественный автомобиль. Поэтому исполнитель – ФГУП «НАМИ» – огромное внимание уделяет испытаниям «Aurus» в самых разных условиях: при температурах от – 40 до + 50 градусов и на любом рельефе.

Перед командировкой в Кисловодск мы работали в Астрахани, а ещё раньше – в Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа.

Здесь наша главная задача – отметить, как будут вести себя различные модели «Aurus» в горных условиях.

– Почему базой для испытателей вы выбрали именно ЗАО «Автоколонна 1721»?

– Прежде чем перейти в НАМИ, я 24 года отработал на АвтоВАЗе. Там у нас был проект по «Калинам» с элек­трическим двигателем, которым руководил Сергей Никитович Ивлев. А курировал это направление заместитель гендиректора автозавода и мой наставник Евгений Николаевич Шмелёв.

В том корпусе АвтоВАЗа, где я работал, собрали 100 элек­трических «Калин». Из них пять по личному ходатайству Шамиля Солтановича передали в Кисловодск.

В свою очередь депутат Касымов припомнил:

– Когда проект «электро-Калин» только начали реализовывать, мы стали официальными дилерами АвтоВАЗа. В 2013 году в Кисловодске устроили пышную презентацию элек­тромобилей с участием руководителей крупнейшего в стране автомобильного завода и губернатора Ставропольского края. Первые в России пять электро-такси стали работать именно в Кисловодске.

Максим Ляхов дополнил:

– То, что все они до сих пор ездят, для нас – бальзам на душу! И неоспоримое свидетельство того, насколько Шамиль Солтанович любит новые технические авторазработки. Поэтому когда мы стали искать места для базы «Aurus» на испытаниях, то обратились именно к нему.

– Какова была программа испытаний?

– Начиная с 2018 года мы опробовали в горных условиях прототипы нынешних серийных машин. Так что здесь, на Кавказе, прошли несколько этапов развития проекта «Aurus».

В этом году мы испытывали лимузин «Aurus», на котором уже несколько лет ездит Президент Российской Федерации. А также модели служебных автомобилей вице-премьеров Правительства РФ. И прототип серийного тяжёлого джипа на платформе «Aurus». Все они работают на углеводородном топливе.

Принципиальное нововведение нынешнего сезона – испытания единственного в нашей стране автомобиля на водородных ячейках. В нём вообще нет двигателя внутреннего сгорания. Водород преобразуется напрямую в электрическую энергию, и два электромотора тянут машину.

К сожалению, производство водорода в России налажено всего в четырёх точках. И его себе­стоимость пока в разы выше углеводородного топлива. Поэтому в Кисловодск мы привезли кассеты баллонов с водородом.

Если тяжёлый «Aurus» за­правлять водородом прямо из баллона – пробег составит 200 километров. Если через компрессорную станцию, то одной заправки хватает более чем на 300 километров.

Все машины мы испытывали как на дороге в сторону Джилы-Су, так и на дорогах общего назначения, которые ведут от Кисловодска в сторону Минеральных Вод.

– Неужели возможно поднять автомобили массой пять – шесть тонн на два с половиной километра над уровнем моря? И что будет, если придётся ехать по разбитому дорожному покрытию или если где-то в «Aurus» врежется лихач на допотопном «жигулёнке»?

– 600 лошадиных сил двигателя позволяют легко преодолевать все подъёмы на пути к Джилы-Су. Благодаря отличной проходимости и амортизации «Aurus» не боятся плохих дорог.

А лихачам лучше держаться подальше от машины особого назначения – отскочит, как орех от стены!

Машины проверены, испытаны и сертифицированы по всем стандартам. В том числе по пассивной безопасности – наезд на столб, удар в сторону заднего пассажира. Все автомобили шестого класса бронирования. Они защищены от подрыва, от пробивания пулями снайпер­ских винтовок, гранатами.

– Намерены ли вы и впредь сотрудничать с кисловод­ской Автоколонной 1721?

– Разумеется. Кисловодск нам очень нравится. А местность вокруг него отлично подходит для испытаний, – без колебаний ответил Максим Ляхов.

Желание продолжить сотрудничество с ФГУП «НАМИ» подтвердил и депутат городской Думы Шамиль Касымов.

– На испытателей ложится большая физическая и эмо­циональная нагрузка во время длительных командировок. Однако эти люди позволяют увидеть будущее автопрома нашей страны. Поэтому мы дорожим сложившимися с ними отношениями.

По просьбе Шамиля Солтановича руководитель программы испытаний разрешил корреспонденту «КГ» посидеть в президентском лимузине и проехать по двору автоколонны в «Aurus» вице-премьеров Правительства РФ.

Фотографировать внутри спецавтомобилей запрещено. Но кратко описать увиденное и поделиться впечатлениями – разрешили.

Хотя оба автомобиля были напичканы испытательными датчиками и проводами, места на заднем сиденье вполне достаточно.

Дверца закрывается плавно, но чувствуется, что она очень тяжёлая.

Удивило небольшое стекло в дверце. Поначалу не понял – чем? Лишь приглядевшись, осознал, что его толщина – с ширину моей ладони. Прозрачность идеальная, но обзор невелик.

Однако Максим Геннадьевич нажал кнопку – и на только что глухих стенах салона автомобиля стало видно, как по двору автоколонны ходят люди, ездят машины. Это включились видеокамеры.

Так же одним нажатием кнопки глава государства может отгородиться от водителя и охранника на переднем сиденье, чтобы вести конфиденциальные переговоры со спутником на соседнем сиденье или общаться по одному из нескольких установленных в салоне мониторов спецсвязи.

В машине вице-премьеров меня удивило, как быстро и плавно эта громадина набирает скорость. И как легко маневрирует.

А главное – на выщербленных и покосившихся на горном склоне бетонных плитах я не почувствовал ни единого толчка – только плавное покачивание.

Так что мои личные испытания подтвердили: автомобили «Золото России» сполна оправдывают своё название.

Николай БЛИЗНЮК

Фото автора