Урок истории в школах Кисловодска пройдётв аланской крепости

Недавно федеральное Агентство стратегических инициатив (АСИ) предложило разработать маршруты образовательных походов и включить их в учебную программу российских школ.

Первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаёв так откликнулся на эту инициативу АСИ:

– Образовательный туризм – перспективное направление. Он позволит получать знания о культурном и природном наследии нашей страны в новых интересных формах.

Образовательные путешествия решено интегрировать в учебный процесс школ в 22 «пилотных» регио­нах страны. Один из них – Ставропольский край.

Возможно ли внедрить образовательные походы в практику кисловодских школ, лицеев и гимназий? Об этом корреспондент «КГ» побеседовал с начальником управления образования администрации Кисловодска Светланой Рябошапка (на снимке).

– Светлана Борисовна, на мой взгляд, эта инициатива АСИ открывает грандиозные перспективы перед кисловодскими школьниками. Не только в Ставропольском крае, а и во всей России трудно найти территорию, столь насыщенную археологическими и природными памятниками, как Кисловодская котловина.

В городе Кисловодске и на прилегающих горных хребтах учёные выявили, исследовали и официально задокументировали более 700 поселений, рукотворных курганов, святилищ, укреплений, могильников, склепов и использовавшихся в качестве жилья гротов. Среди них есть памятники эпохи энеолита и раннего бронзового века, позднего бронзового и раннего железного века (кобанская культура), богатое наследие сарматов, скифов и алан.

Да, большая часть этих памятников уничтожена последующей застройкой. Но любо­знательному учителю истории вполне по силам поднять документы археологических экспедиций, чтобы рассказать школьникам: мол, под зданием этого магазина находилось святилище племени сарматов, которое пришло в Кисловод­скую котловину оттуда-то и обитало здесь более двух веков.

Впрочем, в нашем городе и на прилегающих горных хребтах есть немало сохранившихся древних памятников. Например, в посёлке Аликоновка археологическая экспедиция Российской академии наук несколько сезонов раскапывала городище «Горное эхо», где находилась резиденция правителя Западной Алании, которого в византийских источниках называют Сарозий.

К сожалению, раскопки не были завершены. Но мощёную улицу замка, каменные цоколи домов и нижние ярусы кре­постной стены, сложенные более полутора тысяч лет назад, школьники могут воочию увидеть прямо сейчас. Так же, как и фрагменты стен в аланских крепостях на Боргустанском и Джинальском хребтах.

В историко-краеведческом музее «Крепость» несколько лет подряд подводили итоги полевых сезонов в Кисловодской котловине экспедиции института археологии РАН, Берлинского археологического института, института почвоведения РАН, ГУП «Наследие» министерства культуры Ставропольского края. Полагаю, сотрудники музея охотно покажут отчёты о тех заседаниях школьникам и их учителям, желающим разработать образовательные маршруты по родному краю.

Словом, возможностей для реализации предложения Агентства стратегических инициатив в кисловодских школах предостаточно. Но меня гложет сомнение: найдутся ли среди преподавателей истории, географии и краеведения люди, которые вместо стандартного урока хоть и в уютном, но скучноватом кабинете согласятся повести учащихся, например, в аланскую крепость и там рассказать им, что было на этом месте полторы тысячи лет назад?

С.Б. Рябошапка:

– Я думаю, что это очень хорошее направление работы. В рамках краеведения образовательный туризм в кисловодских школах будет очень популярен. У нас есть учителя-предметники, которые в свободное время работают экскурсоводами. То есть они хорошо знают историю курорта и могут показать многие памятники, интересно рассказать о них. И таких заинтересованных педагогов в Кисловодске немало.

Сейчас мы создаём в городе самостоятельную детско-юношескую организацию «Академия талантов». Однозначно решено, что в её рамках будем развивать и туризм школьников.

Мы видим перспективу этого направления. Многие учащиеся заинтересованы в нём. Они даже представляли и защищали свои авторские проекты пешеходных и велосипедных маршрутов. Более того, у нас есть дети, которые с удовольствием выступают в роли экскурсоводов.

Министерство образования Ставропольского края уже реализует это направление воспитания подрастающего поколения. Оно даёт Кисловодску квоты, и наши школьники ездят на экскурсии по Ставропольскому краю.

Я думаю, мы разработаем не менее интересные маршруты по Кисловодску и его окрестностям. Нам есть что предложить, и у нас есть люди, которые могут и готовы развивать образовательный туризм.

Нужно только озвучить, что существует такой проект, и поддержать инициативу первопроходцев. Управление образования готово всячески им помогать и содействовать. В частности, мы можем предоставлять транспорт для подвоза целых классов в район включённого в образовательный маршрут археологического памятника. Сейчас у нас уже есть два лицензированных автобуса, а в декабре нам дадут ещё два.

Словом, от учителей – инициатива, от нас – помощь.

Что касается музея «Крепость», то я в восторге от него. И у нас уже сложились добрые партнёрские отношения с его руководством. Я чрезвычайно благодарна сотрудникам музея за замечательную выставку, посвящённую кисловодским педагогам, которую они подготовили к Большой педагогической неделе.

Надеюсь, они нам помогут и с разработкой маршрутов образовательного туризма по Кисловодску и его окрестностям.

Вёл беседу Николай БЛИЗНЮК

Фото автора