Тридцать лет без суфлера

Афиши спектаклей этого театра не встретишь на рекламных щитах Кисловодска, но на премьерах в зрительном зале яблоку негде упасть. Театр-студия «Без суфлера» распахнула свои двери тридцать лет назад в кисловодской школе №15 и стала вторым домом для многих кисловодчан.

Некогда маленький театральный кружок сегодня превратился в настоящую экспериментальную площадку. Актеры – ученики средних и старших классов, их родители, а также выпускники, которые, окончив 11 классов, все еще приходят играть на школьной сцене.

– У нас нет человека, который бы стоял с бумажкой и подсказывал из-за кулис, – говорит выпускница Киевского государственного института культуры, руководитель и режиссер театральной студии «Без суфлера» Ольга Ивановна Агаркова. – Актеры никогда не учили текст – все запоминали в процессе репетиций. А потом уже это стало нашим кредо. Главное – умение думать. Не поверхностно воспринимать факты, а анализировать, делать выводы и понимать, чего хочет герой.

В этом театре нет зубрежки. Во время подготовки спектаклей руководитель вместе со школьниками может неделями разбирать мотивы поступков действующих лиц. Незримая же для большинства работа идет ежедневно: к каждому актеру здесь индивидуальный подход.

Ученица известного режиссера Степана Степася Ольга Ивановна Агаркова возглавляет театр-студию со дня ее основания. Жизнь забрасывала ее в разные географические точки: Киев, Полтавская область, Крайний Север. В Кисловодск девушка, одержимая режиссурой и театром, переехала по семейным обстоятельствам. Тут и осталась. Сначала работала в городском Доме пионеров и педучилище в соседних Ессентуках, позже пришла в кисловодскую школу.

– Мы начинали с абсолютно пустого зала, – рассказывает руководитель о первых днях становления студии. – Все делали своими руками, шили кулисы, собирали по всему курорту световую аппаратуру. Все тогда помогали. Например, половина нашей костюмерной – одежда бывшего директора школы Сергея Александровича Ванке, его супруги и детей.

За три десятилетия многое изменилось. Сегодня в спектаклях задействовано около 35 непрофессиональных актеров. Во времена, когда не слышали про ЕГЭ и ОГЭ, в «штате» было около шестидесяти человек.

– С родителями работать очень легко – мы единомышленники, – говорит Ольга Ивановна. – Со школьниками тяжело только первый год, а потом они уже входят во вкус, и у нас начинается творчество. Ты даешь им какой-то костяк, скелет – они наращивают «мясо» самостоятельно. В силу того, какие у кого привычки, жесты, взгляды – это все помещается в героя. Дрессуры тут не видно, ребята очень органичны, – рассказывает Агаркова.

Напряжение и зажимы присутствуют, но, в основном, у самых неопытных актеров.

– Маленькие дети волнуются очень. Старшеклассники – только первые секунды, когда выходят на сцену. А потом они контролируют эмоции. И я волнуюсь, правда дети об этом не знают, – признается Ольга Ивановна. – За все переживаю: чтобы актер сказал правильно, чтобы повернулся и его хорошо было видно из-за партнера.

В процессе репетиций школьники очень быстро понимают то, что нужно режиссеру.

– Бывает, приходит ребенок, и я сразу чувствую, что нет ничего в нем артистического, ну абсолютно квадратный на сцене. А через год он уже танцует и у него главная роль, – рассказывает Ольга Ивановна. – А еще на удивление хорошо нахожу язык с трудными ребятами. Приволоку его, что называется, «оторви да выброси» в театр – и все. Остальное природа сделает сама. Просто нужно открыть дверцы души, чтобы она выбралась наружу. Актер – это синтетическое создание. Он должен танцевать, хорошо двигаться. Зачастую не столько текст выражает его мысль, сколько тело. Поэтому начинаем с биомеханики Мейерхольда и подключаем систему Станиславского.

В студии не ставят простенькие детские сказки – это не интересно. Выбирают то, что за душу берет. Руководитель театра вспоминает, как на спектакле «Завтра была война» рыдал весь зал. Вот он – результат удавшейся постановки. Очищение через страдание.

– При выборе пьесы руководствуюсь актерским составом, – делится Ольга Ивановна. – Пожалуй, это единственное. Товстоногов говорил, что идея пьесы рождается в зрительном зале. У нас не так. Мы пытаемся зрителя подтянуть, потому что иногда ставим такие вещи, где нужно думать, сидя в кресле и глядя на сцену. Воспитывать зрителя пытаемся.

70 спектаклей уже воплотились в жизнь. Это сказки Андерсена, братьев Гримм, повести А. Пушкина и Б. Васильева, пьесы Л. Филатова, А. Арбузова, Г. Лорки, Я. Стельмаха, В. Ольшанского и другие.

-В планах на текущий год – постановка пьесы «Летучкина любовь, или 33 подзатыльника». Уже определились с главным героем. Работа психологически сложная, но, надеюсь, мы с нею справимся, – говорит Ольга Ивановна.

Как рассказала режиссер, самая большая проблема сейчас – нехватка свободного времени у детей. Школьники занимаются в студии, идут на уроки, потом, к примеру, в хореографическую школу, а у некоторых еще и репетиторы. Да и время пребывания на сцене ограничено, приходится делить его с хором.

Несмотря на то, что учащимся в театре-студии «Без суфлера» никогда не навязывалась идея стать профессиональными актерами, многие воспитанники связали свою жизнь с искусством. В частности, Полина Старцева снимается в фильмах в Москве и работает помощником режиссера, Злата Вершинина поступила во ВГИК, а Георгий Богуславский стал заслуженным работником культуры Чувашской СССР.

Отметить 30-летний юбилей недавно собралась большая семья «безсуфлерских».

– «Без суфлера» – важный эпизод моей школьной жизни, – рассказала выпускница театра-студии Екатерина Атрощенко. – Здесь я встретила друзей, с которыми мы до сих пор близки, здесь мне помогли раскрыть творческие способности. Я научилась держаться на сцене, выступать перед зрителем, писать сценарии и многому другому, что теперь пригодилось мне во взрослой жизни и работе. Не ошибусь, если скажу, что для каждого, кто хоть в одном спектакле принял участие, «театралка» стала настоящим домом – гостеприимным, уютным, шумным и весёлым. И не важно, играл ли ты роль, расставлял реквизит или включал свет – здесь каждый любим и важен. А всё это благодаря нашей Ольге Ивановне – человеку с огромным сердцем, настоящему гению и душе театра-студии.

Макова Екатерина, которая после встречи с Ольгой Ивановной попробовала себя в новом режиссерском амплуа, рассказала, что руководитель театра научила школьников слушать, видеть и понимать друг друга.

– Я желаю вам здоровья и, конечно, творческих идей. Потому что они – нескончаемы. Я желаю вам сил, чтобы воплотить эти идеи в жизнь, чтобы вынести их на сцену. Желаю вам благодарных и понимающих артистов, которые будут любить театр так же, как любите его вы. Вы этого заслуживаете, – с теплыми словами к Ольге Ивановне Агарковой обратилась на праздничном вечере Екатерина из далекой Италии.

Неожиданным подарком для руководителя театра и учеников стало поздравление с юбилеем от российского актера, режиссера и сценариста Вениамина Смехова.

– От всей души торжествую вместе с вами, что, несмотря на все ветры, шквалы, препятствия, вы доставляете людям удовольствие без суфлера, но от души, – сказал в видеообращении «благородный Атос».