Преодоление

    
– Я теперь очень сожалею, что не дала ему много тепла, не дала ему много ласки. Мы все время торопимся куда-то, куда-то бежим. Дела у нас какие-то более важные. Потом оказывается, что все эти дела – неважные. А важно только то, что рядом люди, которые нуждаются в тебе, – говорит о своем отце Нина Рувимовна Шутко.
 Жизнь Рувима Лазаревича Версеса завершилась в Кисловодске накануне 50-летия Победы,  4 мая  1995 года. Он прошел две войны, пережил антисемитские кампании, предательство друга и попал под хрущевские «миллион двести». Ветеран до последнего ходил на парад Победы, тщательно подготавливая к этому дню свои награды: орден  Красной Звезды, орден Красного Знамени, орден Ленина, медаль «За взятие Кенигсберга» и другие. 
У Рувима Версеса сложилась непростая судьба. Он родился в 1907 году между двумя революциями в городе Вильно. Мать его, Софья Абрамовна, была хорошей портнихой. И когда случались очередные еврейские погромы, первое, что она спасала – швейную машинку. Потому что знала, где бы семья ни основалась, швейная машинка голодными их не оставит. Отец же Рувима Лазаревича был  мелким лавочником. Из-за непролетарского происхождения у сына были трудности с учебой. Единственное, куда он смог поступить – Кино-фототехникум. Помимо желания учиться, юноша очень хотел стать офицером. Ему удалось попасть в армию, но тут Версеса ждало предательство: друг написал донос, в котором говорилось, что молодой человек утаил свои корни. Рувима Лазаревича вызвали в соответствующие инстанции объясниться.
    – Хотел в армии служить – не брали. Пришлось скрыть, – сказал правду Версес.     
 «Пила» 1937 года его миновала. В 1939 году Рувим Лазаревич участвовал в  войне с белофиннами. Те, как говорится, родились с лыжами, а он не умел толком  ходить на них. Как и не умел сидеть в седле, но сознаться в этом было стыдно. Истирал ноги в кровь.
– Как это я пожалуюсь? Не могу! – передает слова отца Нина Рувимовна.
После окончания Советско-финляндской войны Версес поступил на первый курс московской Военной академии химзащиты. Началась Великая Отечественная, и курсантов перевели  на Урал, в  небольшой шахтерский городок Кизел. Поскольку Рувим Лазаревич был кадровым военным, его призвали на фронт. В первые месяцы войны дивизия Версеса не раз попадала в окружение. Прошла информация, что немцы после поражения под Москвой готовятся применить биологическое оружие. Тех, кто имел хоть какое-то отношение к химзащите, срочно отправили преподавать в училище в Москву. После войны отца Нины Рувимовны переводили в Кострому, затем в Оренбург и, наконец, в Ереван, где он попал  под  хрущевское сокращение армии. Версес демобилизовался и поступил в Общевойсковую академию имени М.В. Фрунзе, получил высшее образование заочно. 
  Семья прочно обосновалась в солнечном Ереване.  
– Бывших военных тогда охотно брали в руководящие структуры. Это были грамотные люди и, главное, некоррупционные, – уточняет дочка ветерана. 
Рувим Лазаревич устроился в совнархоз.  Позже  семья обменяла жилье в Ереване на квартиру в Кисловодске. В городе он трудился управдомом и  инспектором по гражданской обороне в автопарке. Общий трудовой стаж Версеса – больше 70 лет.  Ветеран Великой Отечественной войны был беззаветно предан коммунистической партии, советской стране. Мысль о взятке для него была недопустимой. Он никогда ничего не делал, что противоречило закону. Даже за вознаграждение. Рувим Лазаревич любил литературу, был начитанным и грамотным  человеком, несмотря на то, что в детстве даже не говорил по-русски – только на идише и польском.   
В 1933 году Версес познакомился с коренной москвичкой, комсомолкой Александрой Максимовной Симаковой. В 1936 у них родился сын  Эдуард, спустя 10 лет появилась дочка Нина.  
– Ему лекцию прочитать легче, чем гвоздь забить! –  подзуживала Александра Максимовна своего мужа, с которой Версес отметил бриллиантовую свадьбу.
– Они были очень разные  по характеру, часто ругались, – вспоминает Нина Рувимовна. – Спасало только то, что отец часто был в отъезде. Он был добрым и честным человеком. И очень любил свою семью, ради которой был готов на все.    
Став дедушкой, Рувим Лазаревич с удовольствием помогал воспитывать внуков. В последние годы  здоровье его начало подводить, но и тогда он брал палочку в руки и долго гулял по Кисловодскому парку, время от времени присаживаясь почитать газету на скамейке. Это  помогло ему дожить до столь преклонного возраста. 
Сегодня внук ветерана Илья Версес тщательно собирает историю своей  семьи, бережно хранит ордена и наградные книжки своего дедушки, которые передала ему Нина Рувимовна. 
– Все награды у него. Как у продолжателя нашей династии, нашей фамилии. Кстати, недавно родился еще один «версесенок» – праправнук Рувима Лазаревича Коленька, – улыбается дочь героя.