Посаженное дерево – лучший памятник человеку!

По решению Генеральной Ассамблеи ООН 21 марта в России и во многих других странах мира отмечают Международный день лесов.

Кисловодчанин Юрий Александрович Демченко показал корреспонденту «КГ», как он уже не один год по своей инициативе пополняет посадки сосен на отроге Джинальского хребта, пролегающем параллельно улице Целинной.

 

От автобуса, курсирующего по улице Седлогорской, узкий проход между базой ПАТП-2 и частной застройкой ведёт вниз – к лощине. От замыкающей улицу Целинную панельной пятиэтажки мне навстречу шагает среднего роста сухощавый мужчина в камуфляжной куртке.

Я уже знал, что Юрию Александровичу Демченко 76 лет, поэтому удивился его лёгкой походке и тому, как уверенно он протиснулся между железобетонными плитами забора, отделяющего жилую застройку от лощины и горного леса.

Из дальнейшего нашего разговора выяснилось, что я не ошибся в своих предположениях. Ещё в середине 60-х годов минувшего века, когда учился в школе в столице Бурятии Улан-Удэ, комсорг класса Юрий Демченко активно занимался пешеходным туризмом. Вместе с тренером и со сверстниками он прошёл немало перевалов в тайге – как в сторону Байкала, так и в сторону Читинской области.

Заметив, что я хромаю, Юрий Александрович заглянул в кучу засохших веток. Вытащил из-под них и протянул мне почти идеально ровную, прочную и упругую палку. Благодаря этой опоре я вслед за провожатым вскарабкался на первую террасу Джинальского хребта. Здесь Юрий Александрович остановился перед маленькой ровной площадкой, огороженной камнями.

– Это моя первая посадка. Третий год растёт, – указал он на сосенку размером с ладонь.

В Кисловодск инженер теплогазоснабжения и вентиляции Юрий Демченко с женой переехали в 1980 году. Бывшие однокурсники по технологическому институту предложили ему оборудовать вентиляцией строящийся здесь завод ЖБИ и ряд других промышленных объектов. Через два года ценные для города-курорта специалисты получили квартиру на улице Целинной.

– В это время отрог был пустой, – вспоминает Юрий Александрович. – На нарезанных трактором террасах только-только посадили сосны. Лишь несколько лет назад некоторые из них начали давать семена.

Когда Юрий Демченко окончательно распростился с работой, то смог больше времени уделять горам и лесу. В частности, тому отрогу Джинальского хребта, который находится как раз напротив их пятиэтажки.

Он показал мне одиноко стоящую на самой вершине отрога стройную, но пушистую сосенку. Из множества опавших шишек он однажды извлёк семена и прямо под ней разбросал по крутому склону. Но пока что издалека их всходов среди травы не заметно.

Из-за больной ноги я предпочёл не лезть наверх, а идти по террасе, нарезанной в середине прошлого века трактором. Здесь какие-то несознательные гуляющие несколько лет назад подожгли сухостой травы, и пламя опалило все стволы на метр от земли. Некоторые деревья полностью усохли. У других сосен вершины ещё зеленеют. Но повреждённые огнём корни и стволы не смогут долго снабжать вершины питательными веществами. Пора подумать о замене деревьев.

Юрий Александрович показывает мне на этой террасе и её склонах обложенные камнями крохотные сосенки: одну, вторую, третью, четвёртую… Эти камни не только отмечают место, где подрастает грядущая смена обгоревшего леса. По его мнению, они также помогут спасти молоденькие сосенки от огня, если кто-нибудь вздумает снова поджечь траву. Да и бродячие коровы не станут облизывать камни. Поэтому, скорее всего, обойдут эти маленькие участки.

Часть из тех крохотных сосенок, которые Юрий Демченко огородил камнями и обозначил сухими палками, выросли самосевом. Остальные прорезались из семян на лоджии его квартиры.

– Я из шишек выбираю только чёрные семена – остальные всходов не дают. Быстренько обрабатываю их кипятком, чтобы убить микробы. Кладу семена на мокрую тряпочку и сверху чуть прикрываю. Жду, чтобы они набухли. Потом сажаю в стаканчики с почвой. Сейчас у меня дома прорастает два десятка семян.

Мы переходим с одной террасы на другую, от одной крохотной огороженной сосенки – к другой.

– Надо что-то оставить после себя. Они со временем поднимутся, – говорит Юрий Александрович.

А я вспоминаю, как в прошлом году участвовал в показательной посадке 10 000 сеянцев сосен на разглаженном бульдозером горном склоне между вершинами Малое седло и Большое седло. Тогда для участия в ней на нескольких автобусах приехали люди из краевого центра и из районов со всего Ставропольского края.

На моего собеседника эта акция не произвела впечатления.

– Лучше бы они раздали сеянцы конкретным жителям Кисловодска, чтобы те следили за их сохранностью и ростом. Например, если бы жители нашего пятиэтажного дома засадили сосенками расположенный перед их глазами горный склон, то они бы радовались, глядя на дело своих рук. И сохранность саженцев была бы на порядок выше.

На одной из террас, куда я с помощью посоха с трудом взобрался, кто-то бросил автомобильную шину рядом с обложенной камнями сосенкой.

Юрий Александрович пробурчал упрёки в адрес разгильдяев и катнул шину вниз – на предыдущую террасу.

– Надо же на такой склон затаскивать всяческий мусор! Я почти каждый раз, когда бываю в лесу, сбрасываю его ниже. Потом, возвращаясь домой, спускаю ещё ниже и ниже. Пока из леса не выкину мусор в лощину.

Мы выходим на обширную поляну в лесу. Рядом с ней – сколоченные из досок большой стол и лавки с двух сторон. Юрий Александрович вспоминает:

– Здесь частенько отдыхающие оставляют после себя кучи мусора. Хорошо, что в последний раз были ответственные люди – всё убрали, – удовлетворённо отмечает мой собеседник.

Мы идём через поляну и почти спотыкаемся о маленькую, выросшую самосевом сосенку.

– На обратном пути надо будет обложить её камнями, чтобы никто не затоптал, – замечает мой собеседник, – Хорошо, если бы настоящий лесник дал рекомендации, как выращивать саженцы сосен…

Мы спускаемся в яр по другую сторону отрога Джинальского хребта. Там находится небольшое озерцо, а выше его – родник, уставленный множеством всевозможных стареньких, выцветших икон. Здесь частенько бывают горожане, они верят в особую силу этой воды, прорвавшейся наружу из недр земли.

На мосту рядом с озерцом источника мы с Юрием Александровичем распростились.

Пока он возвращался по краю отрога на улицу Целинную, я спускался по соседнему ущелью мимо небрежно огороженных в лесу полусгнившим штакетником садово-огородных участков и вышел на улицу Калинина, по которой курсирует автобус №26.

Так что у жителей и гостей Кисловодска есть множество маршрутов для интереснейших загородных прогулок. Давно пора в городе-курорте возродить некогда популярный клуб туристов! Так и леса наши сохранятся лучше – забота о них станет адресной!

 

Николай БЛИЗНЮК

Фото автора