Орден Мужества как семейная традиция: казак получил награду вслед за сыном

Герои Кисловодска

Орден Мужества как семейная традиция: казак получил награду вслед за сыном

Полковник запаса Сергей Петрович Мерзеликин – заместитель командира казачьего добровольческого отряда «Сибирь» бригады «Терек». Казак Петрович, как уважительно называют его товарищи, прошёл несколько войн и горячих точек. «Горец» (это позывной Сергея) с 24 февраля стремился принять участие в специальной военной операции и применить свой боевой опыт.

 О том, почему в первые дни СВО близкие не пускали Горца на фронт, о тяжелейшем бое под Бахмутом и о значимости ордена Мужества, который вручил ему президент России, Сергей Мерзеликин рассказал в своём интервью.

Беседа с Сергеем Петровичем несколько раз откладывалась – то строгие правила военного госпиталя не позволяли увидеться, то связь давала сбой.

Всё время ожидания встречи Горец сохранял поистине олимпийское спокойствие: «Поговорим, обязательно поговорим…» Выдержке Сергея, кажется, научила вся его предыдущая биография. Родился казак в Кисловодске и всю свою жизнь посвятил служению Отчизне. Сначала срочная, потом служба в ВДВ и спецназе. Сергей Мерзеликин прошёл не одну горячую точку: Афганистан, Нагорный Карабах, Чечня…

По окончании службы он занимался военно-патриотической работой: воспитывал и тренировал детей. Сейчас 14 его воспитанников принимают участие в СВО – многие из них были ранены и отмечены государственными наградами.

Горец спешит в зону СВО

Казак с самых первых дней рвался в зону СВО добровольцем. Сердце болело и за своих ребят-воспитанников, да и за всех бойцов. Хотелось подсказать, помочь, поделиться немалым опытом…

Но в этот раз Сергея опередило более молодое поколение. Сын (офицер спецназа) и зять оказались в зоне СВО первыми. Раз мужчины отправились сражаться за Родину, надо было кому-то присмотреть за женщинами в семье, тем более что накануне Горец стал дважды дедушкой.

– И дочь, и моя невестка – одна в декабре, другая в январе родили мне внуков. И когда я уже собрался отправиться на СВО, жена мне сказала: «Куда ты пойдёшь, на кого ты нас оставишь с малыми детьми? Все ушли на СВО, и ты собрался?» Я подумал: наверное, доля правды в словах женщины всё-таки есть, – рассказал замкомандира отряда «Сибирь».

Но долго дома Сергей рассиживаться не мог. Как только сын и зять с честью выполнили свои боевые задачи, Горец заспешил на передовую. Теперь уже ничто не могло его удержать.

– Я не мог спокойно на всё это смотреть. Я же профессиональный военный, славу Богу, опыт у меня есть и немалый. Мне было без разницы, какая должность будет, хоть чем-то хотелось быть полезным и помогать ребятам там, – вспоминает Сергей.

Горец быстро устроил собрание с товарищами-земляками, с которыми плечом к плечу прошли не одну горячую точку. Было решено сформировать свой, ставропольский добровольческий батальон. На словах их все поддержали, но финальной санкции батальону никто не давал. Дело начало буксовать.

– Тут мы узнали о батальоне «Терек». Получили добро от атамана Виталия Владимировича Кузнецова, нашли с ним полное понимание. Вообще, я хотел бы поблагодарить Виталия Владимировича и нашего полпреда СКФО Юрия Яковлевича Чайку. Без этих людей нашей замечательной бригады точно не было бы. Они нам очень помогают и сильно поддерживают. Ну а мы, бойцы, не подведём! – сказал доброволец.

Два коротких – огонь!

И действительно не подвели. Самый страшный бой случился у Сергея и его товарищей из бригады «Терек» аккурат после великого праздника 9 Мая. Сражение проходило в ночь с 11 на 12 мая на Бахмутском направлении. Схватка была жесточайшей. Кровопролитная битва длилась более суток.

– Началось всё в 5:00 11 мая и фактически прекратилось, когда мы уничтожили последних укрофашистов к 7:00 12 мая. Позицию мы удержали, не сдали, не отступили. Это был правый фланг Бахмута. Враг пытался совершить обход с флангов и взять Бахмут в клещи, – вспоминает боец.

Но планам врага было не суждено сбыться. Хладнокровие, опыт, холодный разум – всё это сильно пригодилось Горцу под градом вражеских снарядов. В его подчинении были все сплошь ребята, для которых это было первое серьёзное столкновение – проверка боем.

Казак-командир мгновенно сориентировался и избрал единственно верную тактику. Это помогло выстоять и спасти множество жизней.

– Я дал команду: «Два коротких – огонь! Или одиночным – огонь!». Ребята видели, как передвигается враг, и мы открывали огонь. Учитывая, что нападавший противник в несколько раз превосходил нас численностью, нам было легче убирать скопление украинских нацистов. Другой формулы боя я не видел, – рассказал Сергей Мерзеликин.

Раненых было немало, в том числе досталось и Горцу. Прямо на позиции ему оказал первую помощь товарищ с позывным «Казбек». К слову, на гражданке он работал спасателем-подводником. Вот и здесь спас командира.

Сергея накрыло миной, и Казбек ринулся перевязывать плечо товарищу под рёв артиллерии и свист пуль. Не обращая внимания на ранения, Горец тут же продолжил командовать своими… и они все вместе сдюжили!

Нельзя отставать от сына

Именно за это сражение Сергей получил орден Мужества, который вручил ему президент России.

На вопрос, а что же всё-таки для него значит эта награда, Горец поначалу отшучивается. Мол, в мае орден вручили сыну, ну и как было отставать?

– Сын мне говорит: «Батя, сейчас на СВО всё совсем по-другому. Не как в твоё время». Вот я и подумал: сядем мы как-нибудь все вместе за стол, и будут сын с зятем рассказывать мне про боевые действия и свои награды. Ну, уж нет! Статус старшего в семье по всем нашим казачьим законам нельзя ронять, – с улыбкой рассказывает Горец.

Но в этом шутливом ответе чувствуется огромная гордость за то, что Сергею удалось воспитать такого сына.

Вспоминая о своих боевых товарищах, Горец переходит на серьёзный тон. Он уверен: орден Мужества – общая награда и олицетворение подвига каждого без исключения бойца в отряде.

– На позициях (21-я и 24-я позиции) практически все были наши терские казаки. Мои земляки, ставропольчане. Всем там было очень тяжело, фактически все были ранены. Но никто не раскис, сопли не распустил, а больше суток держали позиции в жесточайшем бою. И танк мы подбили, и БМП были подбиты! – говорит замкомандира отряда «Сибирь».

А ещё, по мнению Сергея, сражение – наглядный пример того, что же всё-таки означает словосочетание «Русский мир»:

– Плечом к плечу на этой позиции стояли армянин и азербайджанец, русский и украинец, татарин, башкир, тувинец и много кто ещё. И мы все вместе олицетворяли Русский мир. Тот Русский мир, о котором часто говорит наш президент.

Слуга царю, отец солдатам

О дальнейших планах Горец говорит однозначно. Вернётся на передовую. Без вариантов. И мыслей иных не допускает. Ведь ждут его там ребята.

– Там мои подчинённые, мои боевые друзья. Поэтому я, безусловно, собираюсь возвращаться. Буду продолжать служить и сражаться за Родину, за Отечество, – рассказал казак.

Командиром, который заботится о своих, он остаётся не только на поле брани. Находясь в госпитале, Сергей постоянно держал связь со всеми раненными товарищами. Всего ли хватает? Хорошо ли лечат? Своя рана мало беспокоила… главное, чтобы у ребят всё было гладко. Эта забота как олицетворение строк – «Слуга царю, отец солдатам».

– Ребята не должны быть брошены! Они должны чувствовать, что точно нужны нам – отцам-командирам, – говорит доброволец.

В завершение беседы Сергея Петровича попросили что-то пожелать всем казакам в зоне СВО, да и вообще всем нашим бойцам.

Горец чётко, по-военному отчеканил:

– Нашим казакам и всем бойцам желаю только одного – верности присяге, верности нашей Родине, верности нашему Отечеству! Ну и конечно, только победы! Нам всем нужна только победа!

Кажется, лучше и не скажешь…

Фото: Максим Блинов, РИА «Новости»