Налаживал жизнь в поверженном Берлине

Налаживал жизнь в поверженном Берлине

Мой отец, полковник Сергей Михайлович Шестаков, составил проект знаменитого Приказа №1 военного комиссара поверженного Берлина генерал-полковника Николая Эрастовича Берзарина.

Сын рабочего-полиграфиста из уральского городка Кунгур Сергей Шестаков, благодаря своим незаурядным организа-торским качествам, с юных лет волею судьбы оказался на идеологической работе. В 1919 году 14 летнего подростка избрали председателем волостного комитета РКСМ села Березовка Кунгурского уезда. А в 1927 году мой будущий отец уже работал заведующим отделом агитации и пропаганды окружного комитета комсомола.

В 1929 году партия сказал «Надо!», комсомол ответил «Есть!», и Сергей Шестаков был направлен на Дальний Восток, где в составе Красной Армии отец участвовал в военном конфликте на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). В ходе боевых действий Красная армия разгромила гоминьдановские войска, пытавшиеся захватить железную дорогу, и восстановила существовавший с дореволюционных времен статус КВЖД.

Затем отец, уже будучи политработником, служил в пограничных частях на Камчатке. Началась Великая Отечественная война, и 10 августа 1941 года Сергея Михайловича Шестакова командировали в дислоцировавшуюся в Крыму Отдельную Приморскую армию. Здесь начальнику отдела агитации и пропаганды 26-го пограничного отряда НКВД Шестакову впервые представился случай проявить свои организаторские способности в боевых условиях.

Приморская армия отходила от Бахчисарая через горы к Севастополю. Мой отец с группой офицеров выдвинулся к Алуште, чтобы прояснить оперативную обстановку. По пути они встречали мелкие группы бойцов из разгромленных фашистами частей Красной Армии. Комиссар Сергей Шестаков принял единственно правильное решение – он принял командование на себя, сформировал из разрозненных малых групп боеспособное подразделение, которое заняло господствующие высоты и несколько дней сдерживало наступление противника на данном участке, выигрывая время, жизненно необходимое Приморской армии для организованного отступления.

Командование оценило организаторские способности политрука Шестакова Сергея Михайловича, и отец был назначен комиссаром охраны тыла 51-й Армии.

Затем он участвовал в тяжелых оборонительных боях на подступах к Севастополю и к Одессе. За что впоследствии был награжден медалями «За оборону Одессы» и «За оборону Севастополя».

После того, как Крым и Одессу все же пришлось оставить, и остатки частей Красной Армии эвакуировались через Керченский пролив в Краснодарский край, папу направили в Азербайджанский пограничный округ. Там формировали дивизии НКВД для обороны Кавказа. Сергей Шестаков инспектировал эти дивизии и о своих замечаниях докладывал непосредственно руководству в Москву.

Кавказ отстояли! Неимоверными усилиями и потерями… После победы в битве за Кавказ отцу довелось участвовать в грандиозной битве под Курском.

Он как и все, кто прошел трудными, долгими, дорогами войны, редко рассказывал о ней. Однако всегда с содроганием вспоминал, как на Курской дуге в смертельном вихре в небе кружили наши и фашистские самолеты, на земле друг друга почти в упор расстреливали из танков, а попавшие в окружение красноармейцы и командиры последней гранатой подрывали себя и приблизившихся фашистов.

Там, под Курском, фашистам окончательно сломали хребет. И началось неудержимое победное наступление Красной Армии.

Гарнизону пограничного белорусского города Бреста довелось уже 22 июня 1941 года столкнуться в смертельной схватке с врагом. Соответственно, овладение этим городом в 1944 году ознаменовало окончательное изгнание фашистов с территории Советского Союза. За отличные боевые действия в этой операции приказом Верховного Главнокомандующего, Маршала Советского Союза товарища Сталина полковнику Шестакову Сергею Михайловичу была объявлена Благодарность.

Вместе с войсками Первого Белорусского фронта полковник С.М. Шестаков дошел до столицы Третьего Рейха. Помню, отец рассказывал:

– Еще шли кровопролитные бои с фашистами на подступах к Берлину, а командование фронта уже было озабочено тем, как обеспечить мирную жизнь населения столицы Германии. 24 апреля 1945 года приказом Военного Совета фронта начальником гарнизона и военным комендантом Берлина был назначен командующий Пятой ударной армией, генерал-полковник Николай Эрастович Берзарин. Мне было поручено подготовить проект Приказа №1 военного комиссара Берлина. 26-30 апреля листовки с подписанным текстом Приказа на русском и немецком языках уже расклеивали в освобожденных районах германской столицы.

А второго мая, когда гитлеровский гарнизон капитулировал, Приказ №1 стал действовать в полном объеме во всем городе.

Как будто это было только вчера – весна, наш дом, распускаются цветы на деревьях, а их у нас было много, мы с братом… И отец вспоминает далекую весну 1945, что уже в первые майские дни наши подразделения выставляли на улицах города свои походные кухни и кормили голодающих жителей Берлина солдатской кашей и щами. Более того, Военный Совет фронта даже принял специальное постановление №080 «О снабжении молоком детей города Берлина». Комендантам пригородных районов столицы Германии предписывалось ежедневно поставлять в город 70 тонн молока.

Берлинцы надолго запомнили гуманное отношение к поверженному врагу со стороны советской  военной администрации, в которой полковник Сергей Михайлович Шестаков занимал должность начальника управления по руководству военными комендатурами.

Когда после выхода отца в запас наша семья переехала на постоянное жительство в Кисловодск, к нам домой приезжала съемочная группа телевидения ГДР. Журналисты расспрашивали о работе советских военных в первые дни и месяцы после капитуляции фашистского гарнизона в Берлине, от имени жителей столицы Германии далекого 1945 года их потомков сердечно благодарили отца, как бывшего сотрудника советской военной администрации, за спасение.

В Кисловодске полковник в запасе С.М. Шестаков не жалел сил и времени для организации оборонно-массовой работы. Он наладил многогранную деятельность местного подразделения ДОСААФ.

Отца не стало, когда ему исполнилось 77 лет. Полковника в отставке Шестакова Сергея Михайловича похоронили на кисловодском кладбище со всеми воинскими почестями. Его внучка Елена Сергеевна Шестакова и правнук Георгий в каждый День Победы ходят на воинский мемориал в колонне Бессмертного полка, и с гордостью несут в руках портрет деда и прадеда, которым вся семья очень гордится.

Татьяна ГОЛИКОВА-ШЕСТАКОВА,

жительница Кисловодска с 1958 года.