На курорте главный – самокат!

На курорте главный – самокат!

В минувшую субботу в центре Кисловодска состоялся первый массовый заезд на новом виде городского транспорта – электросамокатах. Возглавил колонну самокатчиков глава города-курорта Александр Курбатов.

…Полчаса до условленного времени старта заезда самокатчиков. К скверу «Победа», что возле здания городской администрации и Думы, подъезжают пикап и ГАЗель. Парни в белых майках из компании по шерингу электросамокатов бодро выгружают самые модные во всём мире двухколёсные средства передвижения и выстраивают их в линеечку вдоль газона.

Первым подходит и рассматривает диковинку директор МБУ «Городская экс­плуатирующая служба» Сергей Борзенков. Распознав в нём начальника и увидев, что он в прямом смысле слова большой человек, организаторы предлагают директору МБУ ГЭС опробовать самокат повышенной мощности и грузоподъёмности.

После короткого инструктажа и минутного колебания Сергей Александрович ставит обе ноги на платформу и нажимает на рычажок «газа». Плавно и бесшумно чудо китайского автопрома уносит директора в дальний конец сквера. Там он успешно разворачивается, благополучно огибает один металлический столб с фонарём, второй, и наконец, подкатывает к стоянке самокатов.

– Какие ощущения?

– Здорово, но очень непривычно. Поджилки немного дрожат.

Эстафету самокатокатания принимают заместители главы администрации: начальник управления общественной безопасности Сергей Грачёв и начальник управления городского хозяйства Владимир Соболев.

Массово подходят женщины – начальницы различных отделов администрации города. С помощью 13-летнего сына Святослава первой укрощает двухколёсного коня начальник управления экологии Инна Зекеева.

Из поездки по аллеям сквера Инна Германовна возвращается в полном восторге и тут же начинает уговаривать повторить её подвиг заместителя главы администрации – начальника финансового управления Татьяну Серёдкину. Татьяна Станиславовна упорно отнекивается – мол, я привыкла передвигаться на четырёх колёсах, а два для меня – слишком экстремально. На уговоры она поддаётся, лишь когда Инна Зекеева обещает бежать рядом и держать её за руку. Но через пару десятков метров Татьяна Станиславовна уже вполне самостоятельно и довольно уверенно управляет самокатом.

Пока парни из кисловодской фирмы по шерингу самокатов обучают сотрудников и сотрудниц администрации города-курорта езде на двухколёсном городском общественном транспорте будущего, я отвожу в сторону руководителя фирмы Магомеда Текеева и выпытываю всё-всё-всё об этих электросамокатах.

Узнаю, что изготовили их в Китае. Поднебесная сейчас – признанный мировой лидер в производстве электросамокатов для шеринга (по-русски – проката). Самокаты поменьше стоят 50 тысяч рублей за штуку. Более грузоподьёмные и мощные – 80 тысяч. Сейчас на грузовом дворе фирмы 100 самокатов. Если дело пойдёт, Магомед Текеев готов увеличить парк до 200 единиц.

Но основные затраты фирмы связаны с приобретением не самих самокатов, а программного обеспечения к ним. Ныне самый простой колёсный транспорт, которое изобрело человечество, нашпигован электроникой похлеще, чем во времена моей юности – самолёты.

Как объяснил Магомед, прежде чем организовать сегодняшний массовый выезд, его сотрудники со специалистами администрации проработали возможные маршруты движения электросамокатов в центре города и запрограммировали допустимый скоростной режим на каждом участке.

Согласно новым поправкам в правила дорожного движения, скорость движения электросамоката в городе не должна превышать 25 километров в час. Все самокаты в фирме отрегулированы так, что не могут разгоняться быстрее.

Однако, пока на автомобильных дорогах Кисловодска нет велосипедных дорожек, на электросамокатах можно ездить только по тротуарам. Поэтому даже такое ограничение скорости не гарантирует безопасность самокатчиков и пешеходов на особо оживлённых улицах. Например, на Курортном бульваре.

На таких участках компьютерная программа, управляющая каждым самокатом, автоматиче­ски уменьшает скорость до безопасных пяти – десяти километров в час. Как бы клиент ни нажимал на газ, быстрее он поедет только тогда, когда покинет зону ограничения.

Ездить на электросамокатах будут не только по курортной зоне, а и по всему городу: на работу, учёбу, в магазины за покупками.

Конечно, лучше бы это делать на обычном самокате, где двигателем являются ваши собственные ноги, – заодно бы развивали мышцы, сердце и лёгкие. В равнинных городах механические самокаты, – не как игрушка для детей, а как средство передвижения взрослых, – сейчас очень популярны.

Но Кисловодск разместился на отрогах горных хребтов. Поэтому здесь помощь электродвигателя зачастую весьма умест­на. Есть тут и ещё один плюс: когда вы тормозите на крутом спуске, электрическая батарея самоката автоматически подзаряжается.

Впрочем, и так одного заряда электросамоката, который батарея набирает за три часа, хватает на пять часов непрерывного движения. То есть даже при минимальной скорости на одной зарядке можно проехать 50 километров. Для деловых поездок по такому городу, как Кисловодск, этого хватит за глаза.

– Мы рассматриваем электросамокаты как новый вид городского общественного транспорта, – говорит Магомед Текеев.

Почему «общественного»?

Да потому, что в Кисловодске будет целая сеть пунктов шеринга (проката). Взяв самокат, скажем, во въездном районе города, вы едете на нём до Центрального рынка и оставляете там в другом пункте, за­платив по твёрдому тарифу за количество использованных минут. А когда понадобится, можете взять другой самокат, доехать до нужного места и оста­вить его в ближайшем пункте шеринга.

…Ровно в половине десятого утра, когда организаторы и планировали старт первого массового заезда, к скверу «Победа» подходит глава Кисловодска Александр Курбатов.

Специально для читателей «Кисловодской газеты» Александр Вячеславович объясняет смысл предстоящей акции:

– Разумеется, мы здесь собрались не покататься, а для того, чтобы подать знак автомобили­стам: молодёжь и сторонники активного образа жизни тоже имеют право на часть транспортной инфраструктуры города.

Спрос на здоровый образ жизни растёт повсеместно. Всё больше людей пересаживаются на велосипеды и самокаты. Но, по сообщениям СМИ, мы знаем: в тех городах, где нет соответствующей инфраструктуры, езда на самокатах и велосипедах приводит к многочисленным аварийным ситуациям и травмам.

В Кисловодске такой инфраструктуры пока тоже нет, однако, мы её уже начинаем создавать. На набережной Подкумка, на новых дорогах в посёлок Зеленогорский и к школе на тысячу мест, которые в ближайшее время построим, предусмотрены велодорожки.

А вот в центре города, где дорожная инфраструктура уже давно сформирована, придётся пересматривать всю схему дорожного движения. Например, вводить одностороннее движение. Такая практика успешно используется во многих курорт­ных городах.

По поручению губернатора мы уже подготовили техниче­ское задание и скоро передадим его проектировщикам. Это позволит проложить велодорожки по основным транспортным артериям города. В том числе по проспекту Победы. От автомобильной трассы велосипедную дорожку будет отделять не линия, а бортик безопасности, который не сможет пересечь ни один лихач.

Так что автомобилистам придётся потесниться. Однако делить дорожную инфраструктуру мы будем корректно и взаимоуважительно, обеспечивая удобство и абсолютную безопасность движения и автомобилистов, и велосипедистов да самокатчиков.

…Завершив свою горячую и весьма убедительную речь, Александр Вячеславович становится на платформу мощного электросамоката и уверенно нажимает на «газ». Вслед за ним срываются с места все те, кто уже опробовали самокаты на дорожках сквера.

Я же всё это время фотографировал и записывал интервью, поэтому даже теоретически не знаю как пользоваться электросамокатом. Кроме того гнетут воспоминания. Мои юношеские попытки оседлать мотоцикл закончились столь печально, что с тех пор любой двухколёсный транспорт с мотором вводит меня в ступор.

…Озираюсь – в сквере я остался один. Все остальные уже сгрудились у светофора на перекрёстке проспекта Победы и улицы имени Карла Либ­кнехта.

Если я их не догоню и не увижу, как самокатчики из администрации проедут через центр города, то «запорю» редакционное задание.

Благо сотрудник фирмы подкатывает мне самокат и ободряющим тоном говорит:

– Ничего сложного. Оттолкнитесь одной ногой и правой рукой нажмите на этот рычажок. Когда нужно будет остановиться, отпустите его и левой рукой нажмите на тормоз.

Делаю, что он сказал, и, – о чудо! – бесшумно, плавно и довольно быстро качу по тротуару.

Проспект Победы пересекаю пешком по «зебре». Мой двухколёсный транспорт послушно и без усилий катится рядом.

А вот на наземном пешеходном переходе в районе кафе «Снежинка» электросамокат вдруг взбрыкивает так, что я едва его удерживаю на месте. И только перебежав дорогу, соображаю, что непроизвольно нажал на «газ».

В самом начале Курортного бульвара глава города Александр Курбатов и его заместитель Александр Данилов остановились: поджидают отставших и обмениваются впечатлениями о первом километре пути. Вдруг самокат Александра Павловича Данилова взбрыкивает так, что едва не врезается в витрину соседнего магазинчика. Все с удивлением смотрят на заместителя главы администрации. И только я один знаю, в чём дело: он тоже случайно нажал на «газ». Так что навык нужен даже в таком простом деле…

По Курортному бульвару едем медленно и осторожно. Но там ярмарка, и народа столько, что я просто схожу с самоката и потихоньку качу его рядом.

На улице Карла Маркса, что ведёт к железнодорожному вокзалу, народа сравнительно мало, и я снова еду на электросамокате. Однако на крутом подъёме то ли у электросамоката не хватает духа тащить мои 110 килограммов живого веса вверх, то ли, согласно компьютерной программе, на этом участке «мёртвая зона».

Ничего страшного. Иду пешком и без труда качу рядом самокат.

На обратном пути к зданию администрации города у пешеходного перехода догоняю начальника управления архитектуры Георгия Сидорова. Сетую, что на лестницах сняли полозья для скатывания колясок и велосипедов, поэтому самокату приходится на заднем колесе прыгать со ступеньки на ступеньку. Он согласно кивает:

– Теперь мы это учтём и исправим.

У перехода через проспект Победы, который ведёт к конечной остановке шеринга самокатов в сквере «Победа» встречаю председателя комитета имущественных отношений администрации Кисловодска Михаила Войтова:

– Какие впечатления от поездки?

– Кое-где надо подправить дорожную инфраструктуру. А в целом – замечательно!

Итак, сотрудники администрации Кисловодска подали знак – город-курорт ждёт транспортная революция!

Николай БЛИЗНЮК.

Фото автора.