На городские вершины – безопасно и быстро

Первого февраля отметили свой профессиональный праздник люди, без трудового вклада которых жизнь миллионов горожан превратилась бы в муку – работники лифтового хозяйства России.

Эту дату празднования «Дня лифтовика» установили отнюдь не случайно. Дома выше пяти этажей в нашей стране начали массово строить со второй половины 30-х годов минувшего века в связи с политикой индустриализации. Многие из них оборудовали лифтами. Но все те чудо-кабинки, которые быстро и безопасно возносили советских людей на городские вершины, государство рабочих и крестьян закупало у капиталистов Британии, Германии и США.

И вот, наконец, первого февраля 1949 года в Москве сдали в эксплуатацию первый высотный дом, оборудованный отечественным лифтом.

В Кисловодске многоэтажные жилые дома на проспекте Победы, улицах Красивой, Азербайджанской и других массово строили в 70-80-е годы минувшего века. И в каждом устанавливали лифты.

Дети и внуки тех, кто получал квартиры в этих новостройках, чуть ли не с рождения пользуются лифтами и воспринимают их как нечто само собой разумеющееся. Сродни восходам и закатам.

Поэтому, когда два года назад то в одном, то в другом доме Кисловодска начали останавливать лифты, жильцы верхних этажей были в шоке: каково впервые в жизни подняться по лестнице на девятый, двенадцатый, а то и шестнадцатый этаж?! Особенно, когда в руках тяжеленные сумки с продуктами или детская коляска…

От бунта обитателей квартир в «высотках» удерживало только то, что они видели: в зияющих провалах лифтовых шахт целыми днями работают люди.

О том, что происходит в высотных домах Кисловодска, я попросил рассказать заместителя начальника производственно-технического отдела управления городского хозяйства Тиграна Аваняна.

– С 2019-го года в рамках региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в нашем городе стали ускоренно менять лифты, отработавшие нормативный срок службы (25 лет) и находящиеся в неудовлетворительном состоянии, – пояснил Тигран Владимирович. – В позапрошлом году в многоэтажных домах Кисловодска установили 24 новых лифта, в прошлом – 46.

Строительно-монтажные работы при замене каждого лифта продолжаются, в среднем, два месяца. Но после них еще месяц-полтора уходит на пуско-наладку, всевозможные проверки, согласования. Так что жильцам приходится запастись терпением.

Еще больше процесс затягивается в многоэтажных домах с одним подъездом, в котором находятся сразу два лифта. Пока там меняют один лифт, жильцы продолжают пользоваться старым. До замены второго лифта дело доходит обычно лишь в следующем календарном году.

В 12-этажном доме демонтаж каждого старого лифта и установка нового обходится в 2 миллиона 650 тысяч рублей. В 9-этажном – на 20 процентов дешевле, в 16-этажном, соответственно, дороже. Все деньги платит заказчик – НО Ставропольского края «Фонд капитального ремонта» – из тех взносов, которые в течение многих лет собирали с жильцов многоквартирных домов.

Подрядчиком выступает флагман данной отрасли в России – Щербинский лифтостроительный завод. В Кисловодск он не только поставляет лифты, которые полностью соответствуют международным стандартам, но и направляет специалистов.

После неизбежной для любого сложного агрегата притирки узлов и деталей, все 60 новых лифтов, установленных за два года в городе-курорте, действуют исправно.

– Мы каждый лифт держим на контроле, знаем ситуацию в каждом доме, – заверяет Тигран Аванян – ответственный по взаимодействию администрации Кисловодска с заказчиком и подрядной организацией.

Дабы воочию убедиться, что работы по замене лифтов идут своим чередом, мы с Тиграном Владимировичем направляемся к дому №53 на улице Куйбышева.

Эта громадная девятиэтажка, возвышающаяся над офисом местного отделения Сбербанка, в советские времена слыла элитной. Да и поныне жить в ней престижно. Однако сегодня у каждого из четырех подъездов здания стопками лежат массивные металлические уголки, другие запчасти новых лифтов, остатки деревянной упаковки. Все свидетельствует – в доме происходят большие перемены.

Возле второго подъезда представителя администрации и корреспондента «Кисловодской газеты» встречают монтажники Сейвак и Михаил. Осенью минувшего года они установили новые лифты в «высотке» на улице Красивой. И вот с 24 января вместе со своей бригадой приступили к работам в доме на улице Куйбышева.

– Пока мы занимаемся только демонтажом старого оборудования, – поясняет Михаил и показывает зияющий провал лифтовой шахты.

Тусклый свет лампочки-переноски позволяет разглядеть в нем мотки кабеля и массивные амортизаторы на концах металлических уголков. Поднимаемся по лестнице на второй этаж и оказываемся вровень с крышей лифтовой кабинки. Она вся нашпигована

какими-то устройствами, датчиками.

– Что-нибудь из этих деталей будете использовать повторно?

– Нет. Мы все уберем подчистую.

Согласно паспорту объекта, вывешенному на стене дома, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, а также замену лифтовых кабин подрядчик должен завершить к 16 апреля. Опытные монтажники, Сейвак и Михаил, уверены, что свою часть работ их бригады выполнят в срок.

Однако не сорвутся ли сроки из-за задержек с поставками оборудования? Тигран Аванян признает:

– Да, пока поступили не все комплектующие. Но завод обещает их доставить по мере выполнения работ на объекте.

В 2021-м году в шести кисловодских «высотках» заменят 21 лифт. После чего до полного завершения программы в нашем городе останется установить лишь 20 новых лифтов взамен отслуживших свой срок.

В результате, в предстоящие 25 лет кисловодчане и гости курорта быстро и безопасно будут подниматься на лифтах в квартиры и офисы, расположенные в самых высоких зданиях города. И хорошо бы, чтобы при этом они с благодарностью вспоминали работников лифтового хозяйства России, обеспечивших им такие удобства.

 

bsh