Местная пресса – живой источник

Местная пресса – живой источник

На днях в Кисловодске, на базе санатория «Виктория», второй год подряд прошёл Всероссийский фестиваль телевидения, радио и прессы «Моя провинция».

Послушать мэтров журналистики, поучаствовать в «разборах полётов», обменяться опытом и просто пообщаться с коллегами в город-курорт Кисловодск приехали 55 журналистов из 50 регионов России: от Хакасии до Адыгеи.

Открыла XXII фестиваль «Моя провинция» его основатель и бессменный президент Елена Фоминых. Заслуги Елены Васильевны в развитии фестивального движения провинциальных телевидения, радио и прессы велики и неоспоримы.

В далёком 1994 году Борисо­глебская телестудия, которую Елена Фоминых за символиче­ские 10 тысяч рублей выкупила у обанкротившихся московских коммерсантов, сняла фильм «Антонов огонь». Неожиданно работа новоиспечённой провинциальной студии стала призёром международного телефестиваля.

– Тогда я поняла, что в провинции работает много талантливых людей. И загорелась идеей сделать фестиваль маленьких провинциальных телекомпаний.

Пять лет Елена Фоминых стучалась во все двери. Никто не верил, что на такой провинциальный фестиваль приедут журналисты из разных регионов России. Да и просто-напросто не было денег. В 1999 году телестудия получила от одной российской компании грант на проведение фестиваля. Небольшой, всего пять тысяч долларов (тогда доллар стоил пять рублей), но этого хватило, чтобы дело закрутилось.

В первый же год на предложение поучаствовать в фестивале «Моя провинция» откликнулось 28 телекомпаний: от Владивостока до Орла, от Мурман­ска до Сочи. Для маленького Борисоглебска это было грандиозное событие – первый Всероссийский фестиваль.

«Мою провинцию» заметил и поддержал тогдашний руководитель федеральной службы по телевидению и радиовещанию Михаил Сеславинский. Организаторам предложили впредь проводить его в разных провинциальных городах, чтобы максимально охватить журналистов, работающих в глубинке России. В результате за 22 года существования «Моей провинции» в фестивале участвовали журналисты более чем из трёхсот городов страны. Уже много лет фе­стиваль провинциальных СМИ деятельно поддерживают Союз журналистов России и телеканал «ТНТ».

На торжественной церемонии открытия XXII фестиваля Елена Фоминых сказала:

– Я рада, что нас второй год подряд встречает замечательный город-курорт Кисловодск. Хорошо, что у нас есть возможность собираться, делиться опытом, творить.

Приветствие полномочного представителя Президента России в СКФО Юрия Чайки участникам фестиваля «Моя провинция» зачитал его заместитель Александр Куренной: «Знания, полученные вами в ходе фестиваля, помогут развитию региональных СМИ во всех уголках нашей великой родины России», – такими словами завершилось послание.

После чего Александр Куренной добавил от себя:

– Когда я учился на факультете журналистики МГУ, каждый студент мечтал попасть на практику или работу в редакцию газеты «Московская правда», которой руководил и по сей день успешно руководит председатель жюри фестиваля «Моя провинция» Шод Саидович Муладжанов. Для меня большая честь сегодня сидеть рядом с ним в зале и общаться.

Заместитель главы администрации Кисловодска Александр Данилов тепло поблагодарил журналистов со всей страны за то, что они второй год подряд выбрали для своего профессионального форума Кисловодск:

– По сравнению с прошлым годом количество отдыхающих в городе-курорте увеличилось в два раза. В этом есть и ваша заслуга!

На торжественном открытии перед участниками фестиваля также выступили заместитель председателя Союза журналистов России Алексей Вишневецкий и председатель Ставропольского регионального отделения СЖРФ Вадим Баканов. А по аудиосвязи к собравшимся в Кисловодске журналистам обратился председатель Комитета ГД РФ по информационной политике Александр Хинштейн. Он подчеркнул, что эффективность взаимодействия органов власти и гражданского общества во многом зависит от местных и региональных СМИ, которые формируют информационное пространство России.

Второй день работы фестиваля начался встречей журналистов с главой Кисловодска Александром Курбатовым и председателем городской Думы Любовью Волошиной. Приветствуя гостей курорта, градоначальник сказал:

– Мы понимаем, что работа, которой вы занимаетесь, очень сложная. Её невозможно уместить «от звонка до звонка». И после рабочего дня журналист не может выбросить из головы тревоги по поводу того материала, над которым он работает. Поэтому мы желаем вам не только плодотворно поработать, а и хорошо отдохнуть в нашем городе-курорте.

После чего Александр Вяче­славович поразил собравшихся журналистов тем, что без единой бумажки или подсказки, в течение 40 минут рассказывал с цифрами и фактами о том, как Кисловодск работает в русле политики федеральных властей по формированию современной туристической отрасли России.

В частности, он рассказал о том, как последние пять лет горожане реализуют Распоряжение Правительства Российской Федерации по развитию Кисловодска. Градоначальник рассказывал о каждом построенном объекте и о ближайших планах благоустройства не только курортной зоны, а и о строительстве школ, детских садов, спортивных комплексов и дорог для жителей города-курорта.

Завершая своё блестящее выступление, градоначальник попросил помощи у журналистов провинциальных СМИ в решении проблемы создания архитектурного облика Кисловодска и других малых городов России. Дело в том, что в них более половины площади жилой застройки занимает сектор индивидуальных жилых строений (ИЖС). А никаких законодательных актов, которые бы регламентировали стиль, цветовую гамму и даже состояние заборов ИЖС не существует.

В Москве и в других мегаполисах такой проблемы нет, потому что там доля ИЖС ничтожна. Может быть, поэтому федеральные законодатели до сих пор не прониклись, сколь необходимо дать муниципальным властям право регулирования внешнего вида ИЖС. Вот глава Кисловодска и попросил провинциальных журналистов поднять эту тему в своих газетах, на телевидении, на радио.

Председатель городской Думы Любовь Волошина так подвела итог встречи:

– Я уже больше 50 лет работаю в системе управления. Всегда считала и считаю журналистов большими помощниками власти. Они видят то, что мы не видим или не хотим видеть. Вы нам показываете, где есть слабое звено, на что следует обратить особое внимание. Спасибо за то, что вы есть в нашей жизни!

А модератор встречи, президент Фестиваля Елена Фоминых, сообщив собравшимся, что Любовь Волошина была заместителем губернатора Ставропольского края, воскликнула:

– Вы представляете, сколь плодотворным может быть сочетание такого опыта, как у Любови Николаевны, и такой силы, как у Александра Вячеславовича!

Также во второй день Фестиваля заместитель председателя Союза журналистов России Алексей Вишневецкий на конкретном примере рассказал провинциальным журналистам о расследовательской и правозащитной деятельности Союза журналистов.

Его выступление предварил показ оглушительного документального фильма «Презумпция виновности». Он рассказывает о том, как в Щукинском отделе ГУВД московскому студенту Никите Михеенко и Ивановскому журналисту Андрею Евгеньеву подбросили наркотики, а потом пытками «выбивали» из них признательные показания.

Несколько лет их родители с помощью Союза журналистов, в том числе лично его председателя Владимира Соловьёва и заместителя Алексея Вишневецкого добивались пересмотра сфабрикованных уголовных дел.

Однако самой полезной для последующей работы провинциальных журналистов была та часть программы Фестиваля, которую на журналистском сленге назвали «Разбор полётов». Мэтры отечественной журналистики – члены жюри конкурсов «Моя провинция» и «75 лет Великой Победе» глаза в глаза или по видеосвязи разбирали каждый представленный на конкурс видеосюжет, радиопередачу или публикацию в районных газетах.

В недавнем прошлом блестящий телеведущий, а ныне один из руководителей отечественного телевидения Владислав Флярковский с огромного экрана концертного зала санатория «Виктория» с присущей ему иронией обсуждал видеосюжеты конкурсантов. К большинству мэтр был суров: слишком растянуто, нет неожиданных поворотов сюжета, а главное, нет сквозной мысли – для чего делали это видео.

Хотя в отношении нескольких представленных сюжетов Владислав Флярковский не скупился на комплименты.

Материалы журналистов, работающих на радио, также в режиме видеосвязи, рассматривал известный медиаэксперт из информационного агентства «Россия сегодня» Олег Дмитриев. Может быть, потому, что в номинации радио было представлено не так много работ, их обсуждение не вызвало живого отклика в зале.

Олег Дмитриев также заострил внимание слушателей на том, что в условиях информационного вала, ежедневно обрушивающегося на людей, следует превращать новостные заметки в истории. Если вновь и вновь возвращаться к теме, освещая её в разных ракурсах, то формируется устойчивый интерес аудитории.

А вот «разбор полётов», который два дня подряд устраивал председатель жюри Фестиваля, главный редактор газеты «Московская правда» Шод Муладжанов, похоже, никого не оставил равнодушным.

К тому же Шод Саидович начал с увлекательного рассказа о том, как «Московская правда» из обычной редакции газеты превратилась в мультимедийное СМИ нового поколения.

С 1991-го года единственным владельцем ЗАО «Редакция газеты «Московская правда» является трудовой коллектив газеты. В 2016-м году, когда отчётность об использовании субсидий Правительства Москвы превысила все разумные рамки, коллектив решил отказаться от любых бюджетных договоров и субсидий.

Поначалу планировали полностью уйти в Интернет. Но потом выяснилось, что многие читатели по-прежнему ждут, что хотя бы раз в неделю им принесут бумажную газету. Так что бумажная газета осталась, но параллельно с ней журналисты «Московской правды стали выпускать три больших интернет-проекта.

Из них самым популярным стал «Мой дом – Москва», где журналисты рассказывают о том, что происходит в квартирах, подъездах, на улицах. То есть о повседневной жизни рядовых москвичей.

Это как раз то, чем, в основном, должны заниматься районные газеты, которые представили свои материалы на конкурс. Шод Муладжанов в молодости был бле­стящим репортёром. Любовь к этому жанру в нём сохранилась поныне. Поэтому рецензируя представленные публикации, Шод Саидович вновь и вновь говорил: здесь не хватает конкретных деталей, здесь – эмоций автора, здесь – прямой речи героев, здесь – участия автора в происходящим, а в том полосном материале – «мини-взрывов», то есть крутых поворотов сюжета или всплесков эмоций, которые бы удерживали внимание читателей.

Такой разбор был весьма полезен не только авторам рассматриваемых публикаций, но и всем остальным. Каждый мысленно примерял замечания мэтра к своим материалам.

А член жюри фестиваля, заместитель председателя Ставропольского регионального отделения СЖ России Василий Балдицын так сформулировал свою принципиальную позицию:

– По сравнению с федеральной журналистикой «малая пресса» производит впечатление живого источника. Она рассказывает о тех проблемах, которые интересуют конкретных жителей конкретной территории.

А вот генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей Александр Широких, напротив, предложил провинциальным журналистам взглянуть на свои газеты, телевизионные и радиостудии с высоты новых трендов в мировом медиапотреблении. Я постараюсь в нескольких строках пересказать обширную презентацию, которую Александр Александрович сделал на основе собственного анализа всех основных публикаций в мире на эту тему.

В 2019 году потребление медиа посредством телевидения и Интернета сравнялось, и с тех пор доля Интернета неизменно растёт, а доля телевидения уменьшается.

56 процентов интернет-медиа люди во всём мире потребляют через смартфон. И этот тренд стремительно развивается. Поэтому если у вас нет мобильной версии сайта, считайте, что он не существует.

То же самое относится к видеосюжетам.

Отдельная и весьма обширная тема, которую затронул Александр Широких – радикальные различия в медиапотреблении между поколениями. Уже выросло и стало интересным для рекламодателей поколение Z (родившиеся в 2000 году). Это первое поколение, которое может общаться в социальных сетях вообще без текста. Лишь посредством всевозможных мемов. Поэтому они смотрят на тех, кто читает большие тексты, как на динозавров.

И уже набирает обороты в медиапотреблении поколение Альфа (родившиеся в 2010 году). Они чуть ли ни с рождения держат палец на кнопке смартфона.

Для газетчиков проблеск надежды мелькнул лишь тогда, когда Гендиректор НАТ перешёл к анализу медиапотребления в России. Исследования весьма уважаемой аудиторской компании показали, что за последние две недели перед опросом телевизор смотрели 88 процентов россиян, а печатные газеты и журналы читали 38 процентов наших соотечественников.

Тем не менее переход бумажных СМИ в «цифру» неизбежен. Но это надо делать с учётом мировых трендов медиапотребления.

Лекциями, мастер-классами и разбором представленных на конкурс работ программа фестиваля не ограничилась. Заметным пунктом её программы стала номинация «Репортаж с колёс». Журналистам показали медицинские кабинеты санатория «Виктория», исторический центр Кисловодска и Медовые водопады. Они на ходу ориентировались и собирали материал для репортажей, которые должны представить оргкомитету до 15 июня. Эти репортажи, а также газетные публикации, телевизионные и радиосюжеты, которые жюри признало победителями конкурсов, будут опубликованы на сайте фестиваля «Моя провинция».

Николай БЛИЗНЮК.

Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *