Для музыки и жизни мало

Посвящение Сергею Рахманинову

Для музыки и жизни мало

И Россия, как белая лира, над заваленной снегом судьбой…

С.В. Рахманинов

Грустные мысли в дождливый субботний день прервал звонок директора Театра-музея «Благодать» Валентины Имтосими.

– Я хочу пригласить вас на премьеру спектакля, посвящённого русскому музыкальному гению – Сергею Васильевичу Рахманинову, который мы поставили к 150-летию со дня его рождения.

На встречу с уникальными людьми я помчала без раздумий. Окунуться в мир музыки, историю судьбы самого Рахманинова посредством таланта актёров «Благодати» – что может быть лучше? Почтенная публика стала собираться в театре ещё за час до премьеры. Заслуженный работник культуры России, неподражаемая Валентина Петровна встретила меня как старого и доброго друга. Хотя внимание и гостеприимство – отличительная черта и руководителя «Благодати», и всего коллектива Театра-музея.

Под крышей уникальной старинной усадьбы учителя Агафонова «Благодать» создана и царит атмосфера душевного тепла, а рядом с Валентиной Петровной каждый чувствует себя желанным и самым дорогим гостем. В коротких промежутках между приветствием гостей спешу узнать – что предшествовало появлению на свет нового спектакля.

– Главная цель, которую мы ставили перед собой, проводя исследования жизни и творчества С.В. Рахманинова – развеять слухи и домыслы о Сергее Васильевиче. Рассказать правду о причинах эмиграции и жизни за пределами России, о трагической судьбе композитора с «Россией в душе», как он сам о себе говорил.

Решение о проведении исследования было принято нами с профессором Портнягиным 5 лет назад. Существует множество книг, повествующих о жизни Рахманинова в России, а вот как он жил на чужбине?

Эту тему мы с Александром Дмитриевичем и подняли. Совершили поездки в Германию, Францию, Швейцарию, США – по тем странам, которые для проживания избрал композитор. Мы дышали воздухом, которым он дышал, общались с людьми, проникались атмосферой, которая окружала русского гения. И всюду увидели неподдельную любовь и уважение к творчеству Рахманинова, к нему лично как к неординарному Человеку.

Из России Рахманинов был вынужден уехать после октябрьского переворота, но в его душе и произведениях она осталась на всю жизнь. Местечко Сенар в Швейцарии, где находится имение композитора, невероятно похоже на Кавказ. Люди, узнавая, что мы из России, с восхищением отзывались о Сергее Васильевиче – он горячо любим за рубежом. Гений вообще не знает территориальных границ!

Доктор политических и экономических наук, профессор Александр Дмитриевич Портнягин работал в библиотеке конгресса США, имел доступ к архивам, и это позволило узнать ранее неизвестные факты о жизни и творчестве Рахманинова. Авторы и творческая группа «Благодати» в спектакле, поставленном на основе проведённых изысканий, хотели показать трагедию и мытарства русского до глубины души человека в изгнании. Рахманинов, даже будучи вдали от родины, всячески искал её там на чужбине. Он видел Россию во всём: в очертаниях гор, в звуках природы, окружал себя русскими людьми.

В период войны с фашистской Германией Сергей Васильевич часть гонораров от концертов передал советскому послу, написав в сопроводительном письме: «От одного из русских, посильная помощь русскому народу в борьбе с врагом. Верю в полную победу!». Он оказал финансовую помощь Глазунову, Бунину и многим другим творческим людям.

Перед началом фильма о композиторе удалось побеседовать с Александром Портнягиным. На мой вопрос, как он относится к запрету всего русского за рубежом, профессор ответил:

– Соединённые Штаты целенаправленно проводили курс на уничтожение Союза, России – и уже достаточно давно. Только благодаря миролюбивой политике нашей страны удавалось поддерживать зыбкий мир. Я преподавал студентам из 95 стран. На вопрос о характерной черте американцев большая часть отвечала – лицемерие. Простые люди там зомбированы пропагандой в СМИ. А им в свою очередь дано предписание – ни одного доброго слова о России и нашем президенте!

Люди первой волны эмиграции, к которой относится и С.В. Рахманинов, мечтали вернуться на Родину. Многие из них так и не приняли американского гражданства. Рахманинов это сделал практически перед смертью, и то ради своих детей. Отменить всё русское в Америке – это диагноз!

Просмотрев фильм, я поняла, насколько мало мы знаем о нашем гениальном соотечественнике…

До премьеры остаются минуты. Зрители замерли в ожидании. Гаснет свет.

И вот мы в Америке начала прошлого века, перед нами страницы жизни самого Сергея Рахманинова, его семьи, лучшего друга, выдающегося баса Фёдора Шаляпина, дружеские отношения с которым композитор поддерживал всю жизнь, Игоря Сикорского – гения авиастроения. Атмосфера самого Театра-музея «Благодать», спектакль, который актёры не представляли, а проживали в каждом моменте, окончательно стёрли временные границы. Зрители потеряли чувство реальности, проживая с главными героями все перипетии ушедших времён. Вот она – магия театра! Ради этого и стоит возвращаться сюда вновь и вновь. Смеяться и плакать, страдать и переживать вместе с героями.

«Для музыки и жизни мало!» – эти слова сказал Сергей Васильевич на закате своей жизни, они и стали лейтмотивом спектакля. До глубины души потрясает игра актёров, скорее даже не игра, а правда, рассказанная зрителю. Премьера прошла безупречно. После продолжительных оваций гостей театра пригласили на театрализованный музыкальный ужин.

У меня же появилось ещё больше вопросов. Обращаюсь к Ольге Колчевой, режиссёру театра «Благодать»:

– Сложно ли было работать над сценарием?

– Крайне сложно! Проект дался потом и кровью. Его долго откладывали, открывались всё новые и новые факты из жизни Сергея Рахманинова. Зато звёзды сложись к 150-летию композитора. Премьера – это всегда волнительно, но спектакль, как ребёнок, будет расти и развиваться. Сценарий писали быстро, надо было уложиться за 2 месяца. Работа осложнялась невероятно большим количеством информации, которую хотелось донести до зрителя.

– Спектакль документальный или больше художественный?

– Документально-художественный. Он основан на архивных материалах, художественная составляющая – для сценических ходов.

Поблагодарив Ольгу, пробираюсь за кулисы в надежде задать волнующие меня вопросы актёрам. Встречаю музыкального руководителя театра Нелли Дмитриевскую. Она делится своими впечатлениями о премьере:

– За 30 лет работы в «Благодати» для меня это самый ответственный и значимый проект. Потому что я ответственна за музыку в театре. Спектакль о великом русском Человеке, которому не понаслышке знакомо чувство ностальгии. В каждом его аккорде – русскость и композиторский гений. Работать над спектаклем было крайне непросто, но результатом я довольна. Наконец мне удалось пробраться за кулисы. Беседую с исполнителем роли С. Рахманинова – Дмитрием Войсковым.

– Рахманинов самый русский из всех, кто был вынужден жить в эмиграции. Он страдал, видел Родину во снах. Насколько сложно далась вам эта роль?

– Пришлось изучить много материала, смотрел даже канал «Культура». Современному человеку довольно сложно понять характер и менталитет людей той эпохи. Я думаю, работу над речью, мизансценами спектакля мы будем совершенствовать постоянно.

Виктория Лисовецкая исполнила роль супруги, Натальи Сатиной.

– Жена Сергея Васильевича – гораздо больше, чем муза. Вы рады, что в вашей жизни случился подобный проект? – спрашиваю я актрису.

– Для меня эта роль очень личностная. Сатина – пример настоящей женщины. Она близка мне по духу – мне понятна её внутренняя суть. Несмотря на все сложности судьбы, она для Сергея Васильевича и муза, и опора, жена и верный друг.

Интересуюсь, поймут ли подростки спектакль?

– Даже если не всё будет понятно, надо приходить, смотреть, чтобы формировался правильный взгляд на окружающую действительность!

У исполнителя роли Фёдора Шаляпина, Антона Днепровского, интересуюсь:

– Мы привыкли, что Шаляпин – всегда сам главный герой, а в спектакле он как бы роль второго плана. Трудно ли играть гениальность, стоящую в то же время чуть в тени ещё большей гениальности?

– Рахманинов и Шаляпин и в жизни, и в нашем спектакле как одно целое. Я уверен, что роль Шаляпина тоже главная.

Общаться с ребятами было очень интересно, но их ждала работа на театральном ужине. Я поспешила попрощаться и поблагодарить Валентину Петровну за чудный вечер под сенью «Благодати». Нашла её в компании друзей, прилетевших из Якутска в Кисловодск специально на премьеру спектакля. Михаил Ильич и Ольга Ивановна поделились впечатлениями от премьеры.

– Великолепно! Впечатления превзошли все ожидания! Мы прилетели ради этого дня. Знали, что коллектив «Благодати», как всегда, покажет что-то выдающееся. Будем прилетать в Кисловодск вновь и вновь!

Задаю почитателям театра давно мучающий меня вопрос:

– На премьере зрители в основном старшего поколения. Как зажечь молодёжь, как привить любовь к театру?

– Взять и один раз привести, больше они не уйдут из этого волшебного мира! Организовывать коллективный поход старшеклассников – пусть на спектакле будет одна молодёжь, – отвечает Ольга Ивановна.

– Огромная благодарность коллективу Театра-музея «Благодать», Валентине Петровне. Изумительная игра! Потрясающая атмосфера, – поделился впечатлением Михаил Ильич.

К нашей беседе присоединилась компания молодых людей из Братска. Подошли поблагодарить Валентину Петровна за восхитительный вечер. Тринадцатилетняя Настя не могла сдержать слёз. Она здесь второй раз, говорит, что в «Благодати» открывается её душа. Рядом братик Егор, ему 11, и он не скрывает своих чувств:

– Мне очень понравилось. На спектакле хотелось плакать, как Настя, но я держался!

Еду домой… Дворники машины упорно смахивают с лобового стекла капли дождя. А я понимаю: это не дождь – это наши слёзы по тем людям, которые своей жизнью, талантом и Верой прославили и продолжают прославлять нашу многострадальную, но безусловно великую Россию!

С любовью к театру, Анна ПТАХА

Фото автора и Театра-музея «Благодать»