Когда два сердца бьются в унисон

– Моя половинка – Нина Ивановна, – знакомит нас с супругой Владимир Михайлович Рахматулин.
Мы проходим в комнату, которую словно постирали и отутюжили. Не сомневайтесь,  такая идеальная чистота здесь всегда. Да и сами супруги, аккуратно расположившись на краешке дивана напротив, завораживают безупречными осанками, одеждой с иголочки, приветливыми улыбками и удивительной степенностью.
  В 2020-м семье Рахматулиных исполнился 61 год и они удостоились медали «За любовь и верность». Их судьба  сложилась счастливо, хотя и была полна испытаний, как всякая жизнь семьи военнослужащего – постоянные переезды, новые города, знакомства. Свои чувства супруги пронесли через года, подарив любовь своим детям, внукам и правнукам.
Владимир Михайлович родился в селе Алексеевском Ставропольского края, окончил семь классов и отучился в педучилище. В 54-м году его призвали в армию, и он попал в Ригу на курсы шоферов-электромехаников. Впоследствии машины стали настоящей страстью молодого военного. В связи с частыми переводами по службе Рахматулину приходилось переезжать в разные города Латвии, Эстонии, Венгрии. Спустя три года он уволился на гражданку и приехал работать на курсавскую оптовую базу Райпотребсоюза. Там трудился недолго: активно включился в комсомольскую работу. Тогда же в Красноярской сельской школе появилась вакансия учителя машиноведения. Владимир Михайлович взялся вести уроки, позже добавилась нагрузка физкультурника и замдиректора по производственному обучению. Здесь Рахматулин и встретил будущую половинку. Первого сентября 1958 года в школе появилась очаровательная учительница физики и математики Нина Ивановна. Она окончила пединститут Нальчика, и приехала в село сеять разумное, доброе, вечное.
Годы преподавания были насыщенными. Помимо комсомольской агитационной работы Владимир Михайлович занимался туризмом, регулярно водил учеников в походы по Кочубеевским местам, Кавказским Минеральным Водам, в Черкесск. Благодаря учителю сельские школьники увидели Ставрополь, Ростов, Москву, Сочи и Крым. В поход с рюкзаком за плечами Рахматулину удавалось выбираться и с классом Нины Ивановны. Тогда молодые педагоги только присматривались друг к другу.
К работе Владимир Михайлович относился с большой любовью. К чему бы ни прикасались умелые руки мастера – все преображалось. Сначала школьники корпели над учебниками при свете керосиновых ламп. Друзья помогли найти Рахматулину генератор, списанные запчасти, и в школьных классах появился свет. Из старого трактора со сломанным фрикционом и без пускового движка после починки получилась отличная машина для обучения. На базе школы заработал кружок мотоциклистов. Все ребята, прошедшие «школу вождения» Рахматулина, сдали экзамен у специальной комиссии, приехавшей из города, и получили права.
За трудовую деятельность Владимир Михайлович и Нина Ивановна неоднократно награждались грамотами районного отдела народного образования, райкома партии и Минпросвещения.
Нина Ивановна прекрасно знала преподаваемые предметы и помогала решать задачи по математике и физике Владимиру Михайловичу, поступившему на заочное отделение в ростовский автомобильный техникум. Это очень сблизило молодых учителей. Они целовались украдкой после школы, скрываясь от любопытных глаз в цветущей сирени, а десятиклассники подглядывали и говорили между собой: «Что ж у них дальше получится? Женятся они или нет?».
15 июня 1959 года Нина Ивановна и Владимир Михайлович поженились.
О том, что за зарождающимися отношениями тайно наблюдали ученики, супруги узнали год назад на встрече выпускников. Бывшие школьники проговорились. Рахматулиным настолько удалось сплотить сельских ребят, что по сей день в последнюю субботу июля одноклассники собираются с учителями в стенах альма-матер, вспоминают школьные годы, а затем выезжают на природу. Каждая такая встреча отражается в фотоальбомах, которые изготавливает кисловодская семья.
Но вернемся немного в прошлое. Когда вышло постановление ЦК КПСС об улучшении партийно-политической работы в Советской Армии и флоте, Рахматулина снова призвали в армию. Он проходил службу в Грозном, затем в Польше, где супруги прожили пять лет и вернулись на родину. Здесь снова потекли будни военнослужащего и переезды: в Грозный, в Ростов и, наконец, в Кисловодск.
– В Грозном слышимость хорошая в домах была, – вспоминает Нина Ивановна. – Понимаю, что бегут по ступенькам. Это значит тревога. Пока за мужем поднимаются по лестнице, я до звонка в дверь успеваю налить ему чаю. У меня уже и чемоданчик походный готов. Попил – и пошел. Были разлуки, командировки, учения, сборы, месяца по три жили отдельно, но военная служба такая – никуда не денешься.
В Кисловодск Владимир Михайлович приехал в военно-строительный отряд. Здесь Рахматулин дослужился до майора и уволился в запас. Работал механиком, потом начальником и замдиректора автоколонны «Турист», а когда автобазу сократили – до 73 лет трудился заместителем директора Кисловодского цирка, откуда и ушел на пенсию.
Рахматулины больше сорока лет живут в спальном районе Кисловодска. Оба 1935 года рождения. Отвечая на вопрос о секрете долголетия, супруги признаются, что никогда не думали об этом. Вредных привычек не имели, старались вести здоровый образ жизни. В еде тоже были неприхотливы.
– Мы дети войны. Тогда в основном на съедобной траве сидели, – вспоминает Нина Ивановна. – Сейчас едим все, что есть. В чем секрет долголетия? У нас ни дня без юмора не проходит, – улыбается хранительница очага, вспоминая про папку с названием «Приколы», которая тут же достается из шкафа. Супруги собирают анекдоты, смешные заметки и стихи, время от времени пересматривая накопившиеся за годы файлы.
Спрашиваем у Рахматулиных,  как удалось сохранить чувства и идти вместе рука об руку более 60 лет.  
– Это все любовь, уважение, взаимопонимание, честность и верность, – словно через сито просеивает каждое слово Нина Ивановна. – Нужно ценить положительные качества в супруге, отрицательные будут у каждого. И очень важно разговаривать и обсуждать проблемы. Не нахрапом, а в нужный момент.
– Семейная жизнь трудна, но хороша, – заключает Владимир Михайлович.
Просим разрешения сделать пару снимков для газеты и уже наводим объектив.
– Подождите, не так! Я всегда слева должна быть, – Нина Ивановна спешно, как птица, порхает под левое крыло. – Честь военным же правой рукой принято отдавать, она всегда должна быть свободной.