Известные музыканты о фестивале, музыке и любви

На прошлой неделе в органном зале им. А.Н. Скрябина состоялся концерт в рамках одного из самых значимых  проектов Мальтийского музыкального фестиваля: «Дни мальтийской музыки в России».  В нем участвовали: с мальтийской стороны –   выдающийся дирижер Алексей Галеа Каваллацци,  с российской  –  блистательный  скрипач Карэн Шахгалдян. Мне довелось не только побывать на этом единственном концерте, но и задать несколько вопросов  музыкантам лично.

Имя Карэна Шахгалдяна на слуху в столицах и в инете.  На  рекламных щитах в реале и виртуале портрет стройного, романтического музыканта  во фраке со скрипкой, словно вышедшего из кадра старого кино. Мы привыкли, что так «гламурно» популяризируют эстраду, но не  классику. Но могу точно сказать, что эта реклама правдива, ибо  удовольствие, которое я, не будучи музыкантом, получила от Скрипичного концерта  Иоганнеса Брамса в исполнении Карэна неизмеримо глубже, чище и ярче любого эстрадного послевкусия, оставленного  поп-звездой.

– Карэн,  побродила по интернету и сделала вывод, что пример рекламной подачи Вашего таланта и живописного облика – это начало популяризации классической музыки в должных рекламных формах. Если правильно к этому подойти, то концертные залы будут полны, и часть молодежи переориентируется на высокое искусство!

– Уточняю, раскручивают не меня, а классическую музыку! Реклама высокого искусства должна быть рассчитана не только на профессионалов  и  любителей классики, но и на тех, кто пока  далек от него. И пусть вначале  старшие школьники  и студенты воспримут посещение филармонии как  престижное мероприятие, на котором можно блеснуть в вечернем туалете. Но я уверен, что 3 из 10 пришедших «потусоваться» откроют на концерте для себя новый,  прекрасный мир музыки, которая есть Любовь.

– Устаревшие методы рекламы концертов классики  давно пора менять, чтобы искусство меньше зависело от господдержки и частично окупало себя… Когда я слушала Ваше выступление, мои чувства вибрировали на высокой божественной ноте, и это не громкие слова.  К сожалению, зал был полон только на 80%. Хотя бы за месяц до подобных концертов нужно «засылать» в учебные заведения грамотных агентов с афишами и рассказами о музыкантах и музыке, которая гармонизирует мир.  А хорошему музыканту «завлечь и затянуть публику в себя», как это определял Паганини, будет легко…

– На Западе те же проблемы со зрителем, к большому сожалению…  Для исправления этой ситуации в школах необходимо возродить  уроки музыки, как это было в царской  и советской России. Только популяризация классики, о которой мы говорим, не должна опускаться до ее эстрадной адаптации, чтобы привлечь зрителя. Микст-музыка теряет главное – свое духовное наполнение, которое лечит и возвышает человека. И  только подлинное искусство  может «завлечь публику в себя».

– Восприимчивый слушатель понимает, что исполнитель – это транслятор  музыкальной гармонии – вселенской идеи,  которую талантливый композитор принимает с Небес. А дирижер, как камертон, настраивает ее передачу, чтобы донести до слушателя этот высокий Замысел.  Какую музыку Вы предпочитаете исполнять?

– Любую, если она талантлива, не выдумана. Надуманную, искусственную музыку  играть сложно, потому что задействован только разум и техника, а сердце и душа – не работают. Значит, и  сердце слушателя эта музыка не тронет.  Исполнитель – не только транслятор готовой музыкальной гармонии, как идеи – любое произведение он пропускает  через себя. Поэтому у каждого музыканта свой «почерк», своя манера и характер игры. Это и есть творчество.

– Знаю, что Вы – потомственный музыкант, но сделали себя сами. Расскажите о себе, о своих наградах и планах, о скрипке, о работе с Алексеем Галеа и нашим симфоническим оркестром.

– Родился в Москве. Учился в центральной музыкальной школе, затем в консерватории.  Мама  – пианист, отец –  хоровой дирижер,  дед также был известным дирижером и скрипачем в КБР. Но мне с детства была ближе скрипка. В 22 года стал лауреатом международного конкурса им. Пабло Сарасате в Испании. Было большой удачей, что еще студентом я попал в мастер-класс  к Владимиру Спивакову. В настоящее время  выступаю с концертами, в том числе, в составе «Трио им. Хачатуряна», а также  в сопровождении симфонических и камерных оркестров  в концертных залах мира. Женат, у меня есть дочь и сын. Моя семья в настоящее время живет в Ереване – там выше качество жизни в смысле экологии и безопасности.  Как сделать себя? Это напряженно  работать, но на сцене быть легким и непринужденным. К тому же мне всегда везло на людей и обстоятельства, что тоже немаловажно. С инструментом  мне также повезло – в начале

 2000-х мне выдали скрипку Страдивари 1712 года  из Госколлекции уникальных инструментов  благодаря РОСИЗО и Минкультуры РФ…

С дирижером Алексеем Галеа Каваллацци мы знакомы много лет и хорошо взаимодействуем в работе…  Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность Академическому симфоническому оркестру  Северо-Кавказской  государственной  филармонией им. В.И. Сафонова, с которым мне, как всегда,  было легко и интересно работать. Я не первый раз в Кисловодске и очень люблю ваш чудесный город. В начале декабря заканчивается проект «Дни мальтийской музыки в России». Остались концерты в Сочи и Краснодаре. Мои планы расписаны до 20-го года включительно, но я обязательно постараюсь найти время для концерта  в Кисловодске.

                      ************************************************

  Известный дирижер Алексей Галеа Каваллацци –  единственный мальтиец, закончивший Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского по классу фортепиано, который регулярно ездит в Россию и сотрудничает с нашими  лучшими музыкантами. Он – один из основателей Средиземноморского фонда культуры на Мальте, менеджер по искусству Средиземноморского конференц-центра,  инициатор и  арт-директор Мальтийского  международного фортепианного конкурса в столице Мальты Валлетта, а также член правления директоров Мальтийских филармонических оркестров.  Алексей Галеа руководил оркестрами в России, Грузии, в европейских странах, участвовал во многих престижных музыкальных фестивалях. Награжден медалью «Совет Федерации. 20 лет» за большой вклад в развитие культурных связей между Россией и Мальтой.

В упомянутом концерте он дирижировал  Симфоническим оркестром  Северо-Кавказской  государственной  филармонией им. В.И. Сафонова.

 – Алексей, у вас была возможность учиться в любой европейской консерватории, но вы поехали учиться в Москву. Вас называют «мальтиец с русской душою»,  имя у Вас тоже русское… 

–  Люблю Россию, ее народ, природу, музыку, литературу. Россия – страна с богатейшим культурным наследием, а русская музыка –  настоящее сокровище. Алексеем, в честь главного героя «Анны Карениной» Алексея Вронского, меня назвала мама, которая очень любит творчество Льва Толстого. То, что я мальтиец – это данность, но не гордость перед другими народами. Обычно таланты любого народа проявляются в отдельных личностях, но культурные, языковые и другие отличия не являются границей для понимания красоты музыки и прочих искусств, творимых этими людьми. Музыка прекрасна и понятна, поэтому не имеет границ и объединяет целые континенты…    После окончания  Оксфордского университета по специальности музыковедение я поступил в Московскую консерваторию, потому что всегда хотел учиться игре на фортепиано именно там. Мне очень повезло – моим педагогом был легендарный Виктор Мержанов, и я на практике имел возможность использовать полученные знания и навыки. Чтобы стать хорошим дирижером надо начинать с игры на музыкальных инструментах  и  обладать  кругозором.  К слову, я хорошо знаком с историей Московской консерватории  и Северо-кавказской филармонии им. В.И. Сафонова, которые исторически связаны между собой.

– Как Вам работалось с нашим оркестром? Ощущалась Ваша мягкая энергия, сыгранность с музыкантами. Все звучало выразительно, легко и, главное, трогало душевные струны, по которым зритель оценивает выступление.  Приятно поразила также ранее неизвестная мне музыка мальтийского композитора, Вашего тезки, Алексея Шора, талантливая и необычная…

 – Оркестр вашей филармонии хорошо реагирует и очень музыкален. Мне было не трудно играть с вашими музыкантами, несмотря на то, что манеры исполнения мальтийской и русской школ отличаются. Главное в работе с оркестром – контакт, понимание, порядок и единство.  Программа  была составлена так, чтобы зритель получил максимальное удовольствие от концерта и познакомился с новой для него мальтийской музыкой. Мы включили Симфонию №3 мною любимого великого композитора Антона Брукнера; Скрипичный концерт Иоганнеса Брамса, сольную партию в котором виртуозно исполнил Карэн Шахгалдян –  мне с ним всегда комфортно работать; а также увертюру к балету ведущего мальтийского композитора Алексея Шора «Хрустальный дворец» – мультижанрового спектакля-феерии – синтеза балета, оперы, драмы. Мне  близка серьезная классическая немецкая, австрийская и русская музыка – Бах, Вагнер, Малер, Чайковский.  Вообще считаю, что самое большое чудо – это композитор!  Приятно, что аудитория зала  нас хорошо принимала.  

– Мальтийский музыкальный  фестиваль – это настоящий праздник, на котором через универсальный язык музыки мы обменялись эмоциональной, духовной информацией. Впечатления от этого общения останутся  навсегда, обогащая и сближая нас. Кто помогал Вам в организации столь масштабного мероприятия?

-Главный инициатор и помощник – Европейский фонд поддержки культуры (ЕФПК) при участии Ассоциации поддержки культурных инициатив. Президент ЕФПК, мой друг и коллега  Константин Ишханов через фонд оказал фестивалю огромную финансовую помощь и помог установить контакты с ведущими музыкантами современности.   Совместный проект с российской стороной – это один из самых грандиозных проектов фестиваля. Большую помощь в организационном плане нам  также оказало Минкультуры РФ и руководство Северо-Кавказской филармонии им. В.И. Сафонова…  Кисловодск  – во всех смыслах прекрасный город! Надеюсь, что мое знакомство с ним продолжится, чему я буду очень рад.