Горожане и бездомные собаки. Как нам ужиться?

Горожане и бездомные собаки. Как нам ужиться?

Город – это не только каменные постройки, асфальт и извергающие выхлопные газы автомобили. Это еще и весьма сложная биосистема, в которой главенствуют люди и бездомные собаки. Могут ли они гармонично сосуществовать?

…Ухабистая грунтовая дорога ведет от поселка Новокисловодский к поселку Высокогорный. Справа – прекрасная березовая роща и сосновый бор, слева – изумительно красивое ущелье, которое замыкает знаменитая Лермонтовская скала! И вот за пригорком открывается длиннющий забор из металлопрофиля. Это и есть цель нашей поездки – пункт временного содержания (ПВС) собак. В его середине – бытовка сторожа и слегка приоткрытая дверь. Почти каждый день через эту дверь заводят бездомных псов, которые чем-то мешают жителям и гостям Кавминвод.

Посмотреть, как здесь живется четвероногим постояльцам, вознамерились не только журналисты, а и глава Кисловодска, секретарь местного отделения партии «Единая Россия» Александр Курбатов. Но в отличие от нас, градоначальник приехал не с пустыми руками, а с мешком сухого корма для собак и с пакетами, полными мясных субпродуктов.

Пока Александр Вячеславович с явным удовольствием угощал вкусняшками каждого из полутора сотен обитателей вольеров, я побеседовал с владелицей самого крупного на Кавминводах частного приюта для собак Радимхан Чагаровой.

Выяснил, что у Радимхан Канабиевны есть и медицинское, и экономическое образование, а также большой опыт в бизнесе – предпринимательством она занимается с 2003 года.

Переключиться на столь не­обычный вид деятельности их семью побудил опыт друзей из Москвы и Санкт-Петербурга, которые содержат приюты для собак. Оказывается, этот весьма востребованный социальный проект, при грамотном ведении дел, может быть и рентабельным.

* * *

Во времена моего детства бездомных собак в городах отстреливали, травили нашпигованными ядом кусочками мяса, душили проволочными петлями.

За это мальчишки со всего двора люто ненавидели работников коммунальных служб и обзывали их живодерами.

Тогда не скрывали, что из шкур убитых в городах собак шьют шапки, унты и воротники для пальто, а из их тушек варят мыло. Да и новорожденных щенков без сантиментов топили в ведре или в бочке с водой.

Однако уже в середине прошлого века во всем мире стало набирать силу движение зоозащитников, и к концу минувшего века в цивилизованных странах бездомных собак перестали убивать, а для регулирования их численности задействовали программу ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, возврат в среду обитания).

При поддержке администрации Кисловодска предприниматели Чагаровы в трех километрах от ближайшего населенного пункта построили вольеры, ветеринарную клинику, и с января 2019 года пункт временного содержания (ПВС) животных на 200 мест начал действовать на южной окраине Кисловодска.

* * *

Спрашиваю владелицу кисловодского ПВС Радимхан Чагарову:

– Каким образом и откуда к вам поступают собаки?

– Мы работаем по контрактам с администрациями Кисловодска, Пятигорска и Железноводска. Их управления городского хозяйства принимают жалобы от населения: где-то бездомная собака кого-то укусила, где-то другая лает по ночам и не дает спать, где-то их просто слишком много. Специалисты УГХ составляют реестр подлежащих отлову животных и согласовывают график выездов нашей бригады.

При отлове каждой собаки обязательно присутствует представитель заказчика. Он ведет видео и фотосъемку, подтверждающую, что животное поймали разрешенными средствами. При отлове особо крупных и агрессивных собак допускается укол безвредным релаксантом, который на пять – семь минут обездвиживает животное. Этого достаточно, чтобы погрузить его в специально оборудованный автомобиль.

– Что происходит с собакой, когда ее привозят в пункт временного содержания?

– Ветврач Керам Тебуев тщательно осматривает каждую вновь прибывшую, делает ей прививки и стерилизует. Лишенная способности размножаться, собака может жить долго и счастливо.

Согласно контракту, мы должны держать отловленных собак от двух до трех недель. Обычно за это время послеоперационные швы заживают. И тогда мы их выпускаем в том же районе города, где отловили. Зачастую там их уже ждут люди, которые прежде подкармливали ту или иную собачку.

Если же и спустя три недели собака продолжает болеть, то мы ее оставляем и содержим за свой счет до тех пор, пока она не выздоровеет.

Каждую собаку заносим в журнал учета и крепим к ее уху бирку с индивидуальным номером. С января 2019 года по сегодняшний день через наш пункт временного содержания прошли 2064 собаки.

– Это все были бездомные псы или есть и другие категории?

– К сожалению, к нам поступает очень много собак, которых безответственные хозяева выгнали из дома. Заведут симпатичного щенка, дети с ним поиграют, а когда тот вырастет – выбрасывают на улицу.

Буквально вчера ночью мы забрали с улицы Кисловодска вон ту рыжую собаку с ошейником. Жители позвонили в администрацию и рассказали, что хозяева выгнали ее из дома. Она никуда не ушла, а целый день лежала рядом с дорогой. У нас нет доказательств, что собака принадлежала именно данным людям. Это известно только со слов соседей. Поэтому официально предъявить претензии мы не можем.

Так что суть проблемы не в собаках, а в сознании людей.

Есть еще одна категория – нежелательные щенки. К нам их иногда привозят целыми коробками – просят забрать в приют. Но мы вынуждены отказывать. Согласно уставным документам, в ПВС можем помещать только собак с шестимесячного возраста. Очевидно, что этих щенков оставят на улице, и те, которые выживут, пополнят поголовье бездомных псов.

Чтобы не усугублять ситуацию, мы многим предлагаем: привезите собаку, мы за свой счет ее стерилизуем. После чего она сможет еще долго жить, а у вас не будет проблем с нежелательными щенками.

Однако, встречаются чудики, которые отвечают: мол, я не дам свою собачку стерилизовать, потому что она каждый год рожает таких симпатичных щенков! А то, что подросшие щенки потом оказываются на улице, их не заботит.

– Бывают ли счастливые истории, когда ваши четвероногие постояльцы обретают любящих хозяев?

– Бывают, и нередко. Мы сами ищем хозяев нашим постояльцам через социальные сети, а также поддерживаем связь с пастухами, которым для охраны стад требуются крупные собаки. Когда появляются подходящие особи, мы извещаем животноводов и по договору безвозмездно передаем им собак. Используем и другие каналы для того, чтобы пристроить отловленных бездомных собак. Некоторых отправляем в питомники Москвы и Санкт-Петербурга. И следим за их судьбой – получаем фото и видеоотчеты. В больших городах многие предпочитают заводить не породистых собак, а здоровых и ласковых дворняжек.

Находить бездомным собакам хозяев нам помогают кисловодские волонтеры из движения «Преданное сердце». Они социализируют бездомных собак: играют с ними, выгуливают, приучают к ошейнику и поводку. А затем по различным каналам предлагают горожанам взять домой симпатичного, здорового питомца. И желающие находятся. С каждым мы заключаем договор о безвозмездной передаче ему конкретной собаки.

К сожалению, встречаются и псевдоволонтеры, которые помещают в социальных сетях фото собачки из нашего ПВС и объявляют сбор пожертвований на ее содержание, чтобы затем прикарманить их.

В действительности никаких дополнительных средств на содержание отловленных собак не требуется – мы вполне укладываемся в ту смету расходов, которая предусмотрена в контрактах с администрациями городов-курортов. К тому же приют регулярно посещают благотворители, которые привозят собакам что-нибудь вкусненькое. В частности, приезды главы Кисловодска Александра Вячеславовича Курбатова для нас уже давно стали нормой.

– Но ведь стерилизация и вакцинация не меняют характер бездомных псов. Среди собак с бирками в ухе есть не только безобидные и ласковые, но и те, которые с остервенением бросаются на прохожих. Поэтому многие горожане возмущаются и требуют уничтожить бездомных собак в том или ином дворе…

– Так не решить проблему, потому что город – это живая, мигрирующая экосистема. На освободившиеся место обязательно придут собаки с других территорий. Когда и их уничтожим, то с горных хребтов, окружающих город, спустятся одичавшие собаки и лисы.

Если идти таким путем, то придется уничтожить вообще все живое в городе и в его окрестностях.

Нет, действовать надо гуманно и разумно. На это и направлена программа ОСВВ. Количество бездомных стерилизованных собак в городе будет постепенно, естественным образом, сокращаться. Без травмирующей души детей жестокости.

Однако программа ОСВВ может успешно действовать только при том условии, что поголовье бездомных стерилизованных собак не будут регулярно пополнять домашние, которых хозяева выгнали на улицу. Достучаться до разума этих людей – задача всего общества.

Существует и проблема размещения злобных псов.

Действительно, не всех отловленных в городе бездомных собак можно после вакцинации и стерилизации вернуть в район их прежнего проживания.

Например, вон того громадного и на первый взгляд свирепого «кавказца» мы изъяли в одном из кварталов Кисловодска. Представляете, какая возникнет паника, если мы выпустим его в городе! Поэтому постараемся найти этому волкодаву хозяина – сообщим о нем животноводам. Наверняка, кто-то захочет завести такого охранника для пасущихся в горах отар.

А вот что делать с маленькой, похожей на ягдтерьера, собачкой из вольера №48 я не знаю. Она абсолютно здоровая, стерилизованная, но очень «кусучая». Если ее выпустить в городе, то дети потянутся погладить маленького песика, а тот их покусает. И найти хозяина не можем – такой маленький сторож никому не нужен.

Вот и живет она у нас уже полгода вместо оговоренных контрактом с муниципалитетом двух недель. Кормим и ухаживаем за свой счет. И это не единственный подобный случай. Плюс есть собаки с хроническими болезнями, которых тоже нельзя выпускать в город. Для подобных животных в Москве и Санкт-Петербурге есть приюты постоянного содержания.

Крайне необходим большой приют постоянного содержания «проблемных» собак и на Кавминводах.

Николай БЛИЗНЮК.

Фото автора.

Когда верстался номер

Как нам стало известно, в правительстве Ставропольского края сейчас обсуждают возможность приобретения в региональную собственность ПВС в Кисловодске с его последующим расширением до 500 мест и проект строительства в окрестностях Пятигорска приюта постоянного содержания животных на 2000 мест.