Французов познакомили с «культурными мостами» между Парижем и Кисловодском

В Культурном центре имени Александра Солженицына в Париже состоялась презентация выставки «На родине Солженицына: пролог „Красного Колеса”. Музей в Кисловодске». Экспозиция была подготовлена сотрудниками научно-исследовательского сектора изучения наследия А. И. Солженицына Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля при содействии Фонда Солженицына и московского Дома русского зарубежья.
Директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Д. Бак, рассказывая о подготовке выставки, выразил сердечную благодарность кураторам проекта, сотрудникам сектора А. И. Солженицына Галине Тюриной и Екатерине Жуковой, а также Наталии Дмитриевне Солженицыной за предоставленные мемориальные предметы и материалы из архива семьи великого писателя. Д. Бак подчеркнул, что выставка в значительной мере построена на материалах, представленных в экспозиции Информационно-культурного центра «Музей А. И. Солженицына», ровно три года назад открытом в Кисловодске в доме старшей сестры матери писателя, где он родился и провел детские годы. 
В Культурном центре имени Александра Солженицына в Париже с авторской краеведческой лекцией «Париж и Кисловодск: культурные мосты между французской столицей и русским курортом» выступил кандидат исторических наук Вячеслав Яновский. Доклад был с интересом встречен аудиторией, которую составляли русские эмигранты и их потомки, а также французы, любящие русскую культуру. Оказывается, Кисловодск и Париж имеют давние культурные отношения, сформированные в своё время благодаря, прежде всего, отдельным людям, биографии которых были связаны с Кисловодском и Парижем. Что интересно, в XIX и начале XX столетия два города были связаны больше благодаря французам, которых ввиду различных обстоятельств заносила на Кавказ судьба. Это: Эдуард Менетрие – известный энтомолог, парижанин, поселившийся затем в России; Адель Оммер де Гелль – писательница, которая с мужем-геологом Ксавье Оммером довольно долго прожила в России и много путешествовала по просторам огромной страны; Жюль Франсуа и Леон Дрю – технические специалисты, внесшие свой вклад в развитие курортов КМВ; Эмиль Карон – журналист и путешественник, выступивший в Кисловодске с лекцией о своём кругосветном путешествии в 1903 г. После 1917 г. культурные мосты из Кисловодска в Париж «перебрасывались» уже преимущественно русскими эмигрантами, которые внесли большой вклад в развитие не только русской культуры «в изгнании», но и французской культуры как таковой. В Кисловодске в 1908 г. родился будущий французский писатель и драматург, один из основоположников «театра абсурда» Артюр Адамов. В 1920-1930-х гг. и позднее в Париже публиковали свои мемуары прожившие некоторое время в Кисловодске государственный деятель Владимир Коковцов, писательница Тэффи, балерина Матильда Кшесинская, писатель Анри Труайя. В Кисловодске происходило действие опубликованного в Париже очерка Зинаиды Гиппиус «Мальчик в пелеринке». Также на кисловодской земле происходит часть действия известного романа «Вечер у Клэр» Гайто Газданова и повести «Чёрная тетрадь» Ильи Сургучёва, впервые увидевших свет во французской столице. Также именно в Париже состоялась в своё время премьера кантаты «Семеро их», над которой композитор Сергей Прокофьев с поэтом Константином Бальмонтом работали в 1917 г. в Кисловодске. Впрочем, и из Франции к нам во второй половине ХХ столетия представители мира культуры приезжали. Парижанка с греческо-итальянскими корнями Сесиль Зервудаки в 1988 г. сыграла главную роль в снимавшемся тогда в Кисловодске и Ленинграде фильме Александра Сокурова «Спаси и сохрани». И вот очередным культурным мостиком между Кисловодском и Парижем стала замечательная выставка «На Родине Солженицына: пролог «Красного Колеса». Вячеслав Яновский рассказал слушателям об участии в парижской выставке и прочитал лекцию «Париж и Кисловодск: культурные мосты между французской столицей и русским курортом» в Информационно-культурном центре «Музей А. И. Солженицына» в родном городе. Кисловодская аудитория восприняла доклад Вячеслава Яновского с не меньшим интересом, чем парижская. Сам же автор лекции в завершении отметил, что тема парижско-кисловодских культурных связей на самом деле многогранна и представляет собой ещё весьма широкое поле для дальнейших исследований.