Елена Свихнушина, председатель ТОС №1: «На веревках спускаемся с обрыва, чтобы убрать мусор»

Наша справка:

Функционирование территориального общественного самоуправления, как самоорганизации граждан по месту их жительства прописано в статье 27 Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в законе Ставропольского края №12 «О местном самоуправлении в Ставропольском крае».

Предусмотрены различные органы территориального общественного самоуправления: советы микрорайонов, уличные комитеты, домовые комитеты, старшие домов, старшие подъездов в многоквартирных домах.

Они призваны быть связующим звеном между населением и органами местного самоуправления города, района или муниципального округа.

Наше досье:

Елена Семеновна Свихнушина родилась 58 лет назад в Азербайджане. С юности активно участвовала в общественной жизни, работала освобожденным секретарем комсомольской организации в Шемахинском районе республики. В 1989-м году, на пике националистического экстремизма в Закавказье, вместе с мужем-строителем уехала в Российскую Федерацию.

Обосновались в Кисловодске. Работала бухгалтером. С 2006 года состояла в правлении Товарищества собственников жилья дома №86 на улице Главной. В 2011-м ее избрали председателем этого ТСЖ.

Воспитывает двоих внуков. Очень любит водить машину – на личном автомобиле ездила в Москву, Тулу, Ростов.

С 2017-го года возглавляет Территориальное общественное самоуправление №1, в которое входит 43 многоквартирных и более сотни индивидуальных домов во въездном районе Кисловодска.

– Елена Семеновна, когда и как Вы стали председателем ТОСа?

– В 2016-м году депутатом городской Думы во въездном районе Кисловодска избрали Ивана Сергеевича Гордеева. Он сразу же активно включился в работу: обходил все дома, расспрашивал жителей об их проблемах, нуждах. Естественно, депутату подсказали, что в 86-м доме живет давнишняя председатель Товарищества собственников жилья.

Иван Сергеевич нашел мою квартиру. Мы долго обо всем говорили. И, вроде бы, понравились друг другу. Тогда он предложил: «А как Вы смотрите на то, чтобы возглавить ТОС въездного микрорайона?».

К тому времени некогда созданные в Кисловодске ТОСы фактически прекратили свою деятельность. И вот по инициативе нового главы города Александра Вячеславовича Курбатова их начали возрождать. Точнее – создавать заново.

Иван Сергеевич созвал на собрание всех домкомов, старших по дому, председателей уличных комитетов въездного микрорайона. И они проголосовали за то, чтобы я стала председателем ТОС №1. Это чисто общественная работа, за которую ничего не платят. Но мне нравится общаться с людьми, поэтому я согласилась. И с тех пор работаю в тесной связке с депутатом.

– Как это происходит на практике? Приведите хоть один свежий пример.

– Мы постоянно созваниваемся с Иваном Сергеевичем и довольно часто встречаемся на территории или в его приемной, которая находится недалеко от моего дома.

Что касается свежих примеров, то… Буквально на днях убрали старое ореховое дерево, которое очень мешало местной жительнице: во двор не заехать, корни постоянно разрушают асфальт. Женщина живет одна с детьми. Помочь некому. Вот она и обратилась ко мне.

А что я сама могу сделать? Позвонила Ивану Сергеевичу. Он приехал, посмотрел. Поскольку сквозь крону проходили провода, вызвал бригаду из Горэлектросетей. С их помощью дерево и снесли.

Вроде бы мелочь, но из таких мелочей складывается повседневная жизнь людей.

– Тогда давайте поговорим об еще одной мелочи, которая лично мне давно отравляет жизнь. Я часто хожу по дамбе Нового озера и всякий раз возмущаюсь, когда вижу среди прекрасного пейзажа безобразную свалку на обрыве за гаражами неподалеку от вашего дома на улице Главной…

– О, это моя постоянная боль! Гаражи находятся на окраине жилой зоны, и между ними широкий проезд, сразу за которым начинается почти отвесный обрыв к Подкумку. С него не только местные жители сбрасывают ненужный хлам, но и по ночам машины вываливают мусор из кузова.

И еще… У нас здесь есть гараж, в котором стоит большой стол, кожаные диваны – везде шик и блеск. Там почти каждую неделю устраивают массовые гулянки. Хозяева объясняют так: мол, у них есть квартира в другом районе города, но там не соберешься с друзьями, не попразднуешь. Для этого они специально купили гараж с красивым видом на Боргустанский хребет.

В ответ на мои замечания хозяева гаража уверяют, что весь мусор после себя они собирают и увозят. Сомневаюсь, что весь. Потому что зачастую после их пирушек вижу на склоне обрыва свежие пластиковые тарелки.

Что мы только ни делали, чтобы ликвидировать эту стихийную свалку! Я, мой муж Павел и соседи из 12-й квартиры нашего дома несколько раз на веревках спускались по обрыву, собирая весь хлам в мешки. Их потом сбрасывали вниз, к дороге, и вывозили.

Но через несколько дней склон опять превращали в свалку. Мы уже и деревья, и кусты высаживали, чтобы затруднить подход к обрыву. Все вырывают, вытаптывают.

Однако скоро мы прекратим это безобразие. Не так давно в нашем доме поменяли металлические трубы на пластиковые. Из старых металлических труб мы сделаем стойки, которые вкопаем вдоль обрыва. Специально для этого муж привез домой перфоратор. Как только потеплеет, устроим субботник. Между стойками натянем металлическую сетку, а по верху рулонами пустим колючую проволоку.

– Отрадно. Однако, я видел безобразие и по другую сторону от злополучных гаражей в вашем микрорайоне.

– Действительно, там было несколько заброшенных, полуразрушенных домиков, где собирались алкоголики и наркоманы со всего микрорайона.

Куда мы только не обращались, где только не били в набат! Наконец, минувшей осенью городские власти прислали бульдозеры, и те подчистую снесли эту клоаку.

Появилась обширная площадка в тихом месте за двумя многоэтажными домами. Я мечтаю, чтобы там построили уютный сквер с детской площадкой. Мне возражают: мол, перед вашим домом и так есть детская площадка. Да, есть, но к ней со всех сторон вплотную примыкают дорожки, где часто ездят автомобили. Как там оставить без присмотра ребенка?

– Какие еще проблемы беспокоят жителей этой части въездного микрорайона?

– Бродячие собаки. У нас тут затишек – заканчивается жилая застройка и начинается природа. Так что к вечеру они собираются здесь стаями. Недавно парню из нашего дома пришлось ночевать у друга, потому что ночью не мог зайти в подъезд – на пороге лежала громадная черная собака и бросалась на него. Перед этим бродячие собаки покусали девочку из 21-й квартиры нашего дома и мальчика из 65-й. Дворник начинает убирать в половине шестого утра, и почти каждый день «с боем» проходит мимо стаи собак.

Проблему усугубляют так называемые «любители животных», которые подкармливают бездомных кошек и собак. Одна из них живет на проспекте Победы и почти каждый день приносит баулы с объедками к нашему дому. Когда я однажды попросила не вываливать еду для собак на детской площадке, она ответила буквально так: «Ваше дело – метла. Вот и метите!»

Знаю, что из бюджета выделяют весьма значительные средства на то, чтобы отловить бездомных псов и отвезти в питомник, где их моют, лечат, прививают. Затем кастрируют, чипируют и выпускают в прежнюю среду обитания. Но ведь далеко не все собаки после такого ветобслуживания перестают кусаться. Считаю, что надо как-то иначе решать эту проблему.

– А как обстоят дела с коммунальными сетями во въездном районе?

– Плохо. Особенно с ливневой канализацией. Ведь мы находимся в нижней части города. Сюда стекает вода из многих других микрорайонов. Например, жители первого и второго подъездов многоквартирного дома на Победы, 151 после дождей иной раз едва ли ни вплавь добираются до сухого места.

Такая же история много лет была возле девятиэтажки на Чайковского, 38. Лишь недавно, благодаря Ивану Сергеевичу Гордееву, там проложили новую траншею, и вода после дождей стала уходить.

И порывы труб горячего водоснабжения во въездном районе случаются чуть ли ни каждую неделю. Из-за этого – то батареи холодные, то нет горячей воды. Я предлагаю обратиться к губернатору с предложением забрать «Газпром Теплоэнерго Кисловодск» в краевую собственность. Мне возражают: мол, а что делать с теми огромными долгами, что висят на этой организации?

В этой связи могу сослаться на собственный опыт. Когда я возглавила ТСЖ дома №86, у него тоже были очень большие долги. Но потихоньку мы их все выплатили.

– Товарищества собственников жилья – это тоже один из видов общественного самоуправления. Почему жильцы отказываются от услуг домоуправлений? Много ли ТСЖ во въездном микрорайоне?

– Товарищество собственников жилья гораздо более «прозрачная» структура, чем управляющая компания. В последней попробуй узнать, на что и сколько денег ушло? А с меня каждый жилец нашего дома может потребовать отчет в любой день и в любое время. Да и результаты налицо – люди видят, как много сделано для благоустройства дома. Например, мы недавно установили пластиковые двери на всех этажах.

Но чтобы пересчитать все ТСЖ во въездном районе хватит пальцев на одной руке. Ко мне обращались жильцы соседнего многоэтажного дома с просьбой включить их в наше Товарищество собственников жилья. Я отказала. Несколько домов в одном ТСЖ – это будет уже целое домоуправление. А там такая бумажная волокита…

Очень хотят создать ТСЖ и на улице Западной, 34. Я им обещала помогать, консультировать. Мол, вы только начните! А они никак не могут найти человека, который бы согласился стать председателем ТСЖ.

Оно и понятно: хлопот уйма, а зарплата мизерная. Я, например, на руки получаю 11 тысяч рублей в месяц, наша дворник – 5 тысяч 220 рублей.

Но, главное, люди просто не хотят брать на себя ответственность за общее имущество!

 

От редакции:

Чтобы читатели могли составить полную картину жизни кисловодчан, мы планируем в этом году рассказать об успехах и проблемах каждого из 22-х ТОСов города-курорта.