“Эбру – эмоция моей души”

Пляшущие краски, «облака и ветер» – так называют древнее искусство эбру по всему миру. В последнее время рисование на воде увлекает людей разных возрастов. Хотя еще совсем недавно секреты эбру бережно хранились на Востоке, где талантливые мастера творили свои чудеса в небольших мастерских.
 Мы заглянули в студию к кисловодскому художнику Инне Валентиновне Козаевой, чтобы рассказать об удивительной технике рисунка на воде. А как можно рассказать, если не попробовать? В ход пошли краски, шило, салфетки и даже гребни.
– Все думают: «Ой, всего лишь рисовать на воде». Да, рисовать на воде. Но она волшебная, – говорит нам мастер эбру России Инна Валентиновна, и мы приступаем к таинству.
 Сначала набираем краски на кисть и буквально стряхиваем их на поверхность вязкой воды, налитой в прямоугольный поддон. Капли не растворяются и не оседают, а расплываются и принимают причудливые формы. Затем тонким шилом начинаем осторожно водить по глади воды. Краски слушаются и откликаются на малейшее движение руки.
Шило помогает «заплетать» их в различные узоры. Чешуйчатый рисунок удается получить, проведя по поверхности гребнем. Когда картина окончена, сверху, очень аккуратно, мастер кладет лист бумаги на воду. Через несколько секунд краски полностью переносятся на холст. Высушиваем лист, и картина готова!
– Мастерство эбру передается из поколения в поколение на Востоке. Сама вода, на которой мы рисуем, называется китра, – делится Козаева. –  Для ее приготовления используется растение гевен. Его корень выкапывают, режут на тонкие лепестки (китрэ) и высушивают на солнце, а затем перемалывают. Китра для эбру готовится практически два дня. Можно ускорить процесс, взбив воду и гевен кухонным миксером, но это будет совсем не то, что нужно. В эбру используются натуральные краски-пигменты (байялар). Но есть маленький секрет: если в них не добавить одну вещь – бычью  желчь –  ничего не получится. Краска просто утонет. Кстати, этот способ нанесения нетонущих пигментов на воду долгое время держался в секрете. 
Обо всем этом Инна Валентиновна узнала примерно восемь лет назад. Желание рисовать у нее было всегда. Козаева окончила  художественную школу Николая Ярошенко в Кисловодске.  В конце обучения  она  устала от академического подхода, хотелось чего-то нового, хотелось творить. Но жизнь внесла свои коррективы, и о художественном творчестве пришлось забыть почти на двадцать лет. Зато она осуществила заветную мечту: открыла Центр, где люди смогли получать знания по разным направлениям.
Со временем в Центре появились мастер-классы рисования и педагоги-художники. Ученики начинали с гуаши и масла. Вот уже несколько лет им огромное удовольствие доставляют занятия эбру.
Впервые с этой техникой Инна Валентиновна познакомилась через дочку Александру. Та прислала ссылку на видео, где известный  турецкий художник Гарип Ай  превращал яркие  круги на воде в произведения искусства.  
– У меня волосы тогда встали дыбом от увиденного. Я начала судорожно искать, что это такое. Оказалось, древнетурецкая техника живописи, которая была изобретена для того, чтобы делать важные бумаги. На них впоследствии печатали указы. Ведь то, что нарисовано на воде и перенесено на бумагу – никогда не повторится. Своеобразный госзнак, и его не подделать. Представьте, первое произведение эбру создано в 11 веке! – рассказала Инна Валентиновна.
В России об эбру практически не слышали. Козаева нашла краснодарскую художницу Регину Нисимову, которая прошла обучения в Турции. Регина не брала учеников, но все же решила передать свои знания кисловодчанке. Инна Валентиновна отправилась в столицу Кубани и остановилась в хостеле. Студии у Нисимовой тогда не было. Директор отеля выделил художницам место на балконе, где они разместили текне (поддон) и краски. 
– Когда я подошла к поддону и сама начала рисовать – у меня из под ног ушла земля. Часов в одиннадцать утра мы закончили первичное обучение, и до одиннадцати вечера я не выпустила из рук кисти и шило. Не ела, не пила, а только рисовала. Регина уехала по своим делам, а когда вернулась, весь балкон и все дорожки хостела были в рисунках. 
 Мастер поделилась с Козаевой всеми секретами эбру. Отрабатывать технику Инна Валентиновна отправилась в Кисловодск, приобретя для этого необходимые инструменты и материалы.
–  Бычью желчь я изначально покупала на рынке, запах у нее был ужасный, – вспоминает она. – А когда я рисовала эбру – не чувствовала этого, но все вокруг закрывали носы. Стала искать краски без запаха и использования желчи. И нашла. Их научились производить в Москве. Синтетические, сертифицированные и абсолютно безвредные. 
Такими сегодня рисуют ее ученики, особенно турецкое искусство полюбилось детям. Кисти у ребят тоже обычные, ведь главное, чтобы они вбирали много краски, а потом с легкостью разбрызгивали ее на водную гладь. Традиционные же кисти (фырчелак) для турецкого рисунка на воде делают из конского волоса, а ручки изготавливают из стеблей розы.Такими Инна Валентиновна рисует для души.
– Эбру – это мое увлечение-лечение, я могу сидеть часами за текне. Мне становится легко. Перенервничаешь или, допустим, раздражен. Садишься и отпускаешь ситуацию, начинаешь набрасывать краски, все с себя снимаешь и оставляешь на бумаге. Полностью переключаешься. Или, наоборот, у меня очень хорошее настроение, и его хочется сохранить, – говорит художница. – По сути эбру – это эмоция моей души.
Инна Валентиновна показывает альбом, в котором собраны ее работы. Обращает внимание на картину «Ангелы» – одну из любимых.
– Это остатки краски, –  кивает она на лист. –  Однажды мне заказали нарисовать в технике эбру интерьерную картину, я набросала  ее и перенесла на холст. У меня остались краски  на воде. Обычно их я снимаю на газету. Что меня потянуло к бумаге? Я не знаю. Положила бумагу, подняла ее, и появился рисунок: два ангела и вселенная внутри. Это было что-то потрясающее. Картину я оформила в рамку и повесила в своей студии.    
Инна Валентиновна состоит в Творческом Союзе Мастеров Эбру России (ТСМЭР). Она региональный представитель эбру на Кавказских Минеральных Водах. Козаева передала свои профессиональные знания и навыки мастерства эбру большому количеству людей, которые могут использовать их для самосовершенствования и популяризации искусства рисования на воде. Кроме этого, она постоянно проводит мастер-классы, участвует с ними в программе Дня города, в ежегодном фестивале «Арт-Май», сотрудничает с Выставочным залом и городской библиотекой. Мастер эбру России реализует и  благотворительные проекты. Учащиеся из школы №21, а также воспитанники детского сада №3 с удовольствием посещают занятия эбру и получают массу позитивных эмоций.
В разных странах мира рисунки на воде  применяются в качестве арт-терапии. Они помогают развивать воображение и мелкую моторику. Эбру помогает тем, кто имеет трудности эмоционального развития или эмоционально неустойчив, кто пребывает в постоянном стрессе, депрессии и имеет повышенную тревожность. Рисунки на воде дают возможность переключиться и позитивно воспринимать окружающий мир.
Инна Валентиновна проводила совместные сеансы эбру с арт-терапевтами. С помощью программно-аппаратного комплекса они визуализировали энергетическое поле человека  до того, как он начал рисовать на воде, и после. Занятие эбру, согласно показаниям прибора, помогло восполнить недостаток энергии.
Стоит отметить, что рисовать в технике эбру легко в домашних условиях. Все требующиеся материалы достать не трудно. Эбру открывает целый мир для творчества. Декорировать «водными» рисунками можно практически любую поверхность с пористой основой, которая впитывает в себя влагу: бумагу, ткань, дерево и другое.  
 
Инна Козаева демонстрирует нам узоры на платье, которые «родились» на воде.
 – Таких больше нигде не будет – они реально неповторимы. Этим техника эбру и уникальна, – замечает она.