Чтобы физика стала любимым предметом в школе

Недавно в «Российской газете» (официальном издании Правительства РФ) опубликовали большую проблемную статью «Законы физики». В ней приводят весьма тревожные данные: за последние пять лет количество школьников, которые после 11-го класса выбрали физику при сдаче ЕГЭ, сократилось на 40 процентов. Их стало значительно меньше, чем бюджетных мест в тех вузах страны, которые готовят инженеров.

О проблемах преподавания физики в кисловодских школах корреспондент «КГ» побеседовал с бессменным руководителем методического объединения преподавателей этого предмета в нашем городе-курорте, победителем конкурса национального проекта «Образование» Валерием Иосифовичем Пылаевым.

– Как вы стали преподавателем физики?

– Мне было шесть лет, когда наша семья переехала из Нижнего Тагила в Кисловодск. Среднее образование получил в кисловодской школе №2. 

Её директор, Александр Михайлович Божко, отчётливо представлял, насколько важна физика для полноценного образования школьников. Когда оказалось, что нет специалиста, который мог бы на высоком уровне преподавать этот предмет в школе, Александр Михайлович пригласил педагога-энтузиаста из Казахстана.

В те времена в Кисловодске было весьма сложно прописаться, но директор школы добился от местных властей, что приглашённому учителю физики дали не только прописку, а и квартиру.

Таким образом, мне удалось получить основательные знания по физике, что позволило сразу поступить на индустриальный факультет педагогического института в Нижнем Тагиле.

После окончания вуза вернулся в Кисловодск и вот уже 51 год преподаю физику сначала в лицее №4, в школах №15, №2 и вот сейчас – в Православной гимназии. 

Между прочим, многие физики были религиозными людьми. Например, Исаак Ньютон, который открыл закон всемирного тяготения. 

Тут нет никакого противоречия, потому что физика изучает законы, по которым мы дышим, ходим, а как они возникли – это отдельный вопрос.

– «Российская газета» отвела целую полосу дискуссии о том, как сделать науку Ньютона и Эйнштейна любимым предметом в школе. Потому что, при существующей тенденции сокращения сдачи физики на ЕГЭ, в стране скоро возникнет острая нехватка инженеров.

Каков уровень преподавания физики в школах города-курорта Кисловодска?

– К сожалению, в нашем городе остро стоит кадровый вопрос.

В некоторых школах физику преподают по совместительству, потому что некому работать. Например, в новой школе №22 физику ведёт преподаватель начальной военной подготовки.

Давно уже нет учителя физики в школе №12. Этот предмет преподают то биолог, то химик. В школе №15 физику ведёт математик, в гимназии №19 – учитель информатики.

После того, как я перешёл из школы №2 в Православную гимназию, там физику ведёт преподаватель, который не имеет специального образования.

Вдобавок часть учителей физики – люди возрастные. Например, мне уже 75 лет. Естественно, мы не можем трудиться с такой нагрузкой, как прежде. В частности, в Православной гимназии я работаю на полставки.

– Но ведь каждый год Ставропольский пединститут и его филиал в Ессентуках выпускают молодых специалистов…

– К сожалению, большинство из них не хотят работать в школах. Насколько я знаю, в Ставрополе вообще не готовят преподавателей физики, потому что просто нет желающих освоить эту специальность. 

Эта проблема возникла давно. Ещё когда не было ЕГЭ и существовал физико-математический факультет, туда приглашали учиться на бюджетной основе без всяких вступительных экзаменов.

– А много ли 11-классников в кисловодских школах изъявляют желание сдавать физику на ЕГЭ?

– Мало. И с каждым годом их становится всё меньше.

Причина в том, что, помимо нехватки преподавателей, в школах, согласно программе, очень мало уроков физики – всего два часа в неделю.

Раньше в первом полугодии было пять уроков физики в неделю, а во втором – шесть. За это время можно было и теорию преподать, и продемонстрировать законы физики на практических опытах, экспериментах. В этом учителям помогали лаборанты. Ныне о них даже не вспоминают.

Физика – это сложный предмет. 11-классники просто боятся выбирать его на ЕГЭ, потому что не уверены в своих силах.

К тому же большинство выпускников кисловодских школ стремятся поступить в гуманитарные или медицинские вузы. А в медицинских вузах, чтобы привлечь больше абитуриентов, отменили вступительные экзамены по физике. Хотя в современной медицине на первом месте стоит знание именно физики. Потом уже – биологии и химии. И даже в некоторых инженерных вузах физику заменили информатикой – потому что её легче освоить.

В общем, этой науке сейчас не уделяют должного внимания.

– Информационным поводом для публикации в «Российской газете» стало издание книги «Физика всего на свете без формул».

Её автор – в недавнем прошлом министр образования России, а ныне ректор Московского физико-технического института, доктор физико-математических наук Дмитрий Ливанов – считает, что школьников можно заинтересовать физикой, если им в доступной форме объяснять, почему дует ветер, почему облака не падают на землю и прочие явления природы…

– Конечно, учитель должен вдохновлять, доказывать, что вся окружающая нас природа существует в соответствии с законами физики. Ведь мы даже дышим и ходим по законам физики.

Но преподавателя сковывают все эти ОГЭ и ЕГЭ. Там же надо знать формулы, решать задачи.

К тому же нас так закидали бумажной работой, что головы не поднять. Поэтому на уроках меньше времени уделяем практическим занятиям.

– Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы физика стала ведущим предметом в кисловодских школах?

– Во-первых, создавать в школах больше классов с углублённым изучением физики.

Во-вторых, обновить оборудование для опытов и экспериментов. Мы сейчас пользуемся тем, которое осталось с советских времён. 

В-третьих, необходимо решить кадровый вопрос. Недопустимо, когда в школах некому преподавать физику.

В-четвёртых, большим подспорьем стало бы, если б в школах ввели ежегодные обязательные экзамены по физике.

В-пятых, нужно, чтобы вузы не уклонялись от этого предмета на вступительных экзаменах. Старшеклассники должны знать, что если они хотят учиться, например, в институте нефти и газа или в мединституте, то им обязательно придётся сдавать физику.

Будем надеяться, что к мнению таких специалистов, как вы, прислушаются в ведомствах, которые определяют пути развития образования в нашей стране!

Вёл беседу

Николай БЛИЗНЮК