Блюститель чистоты курорта

Блюститель чистоты курорта

Каждый день, в четыре часа утра, когда мы с вами ещё дрыхнем без задних ног, 73-летний Виктор Федосеевич Мальченко встаёт и идёт наводить порядок на главной улице Кисловодска – проспекте Победы.

И так – 26 лет подряд!

Утренняя уборка города – одна из важнейших обязанностей местных властей. В Москве и в других мегаполисах с рассветом на улицы выезжают десятки мощных поливальных и подметальных автомобилей. На иных проспектах они выстраиваются в шеренгу, чтобы разом очистить и вымыть всю проезжую часть и тротуары. Эти парады чистоты раньше очень любили показывать в художественных фильмах и кинохронике.

В Кисловодске ничего подобного никогда не было, нет, и не будет.

Курорт, угнездившийся в лощинах горных хребтов, с его бесчисленными подъёмами и спусками, кривыми узенькими улочками и едва заметными тротуарами испокон века подметали вручную.

С советских времён многое изменилось. Но кое-что в утреннем облике Кисловодска осталось как и прежде.

Горожане и гости курорта, которые рано утром спешат на работу, учёбу, или попить нарзана в бюветах, видят на тротуарах, газонах и на прибордюрной части автомобильных дорог людей в зелёных сигнальных жилетах.

Те широкими взмахами мётел освобождают тротуарную плитку от опавшей листвы, лопатами соскребают засохшую придорожную грязь. И сотни раз наклоняются, чтобы собрать в пластиковые мешки те окурки, обёртки, порожние банки и бутылки, которые за предыдущие вечер и ночь набросали жители и гости города-курорта.

На отрезке проспекта Победы – от Октябрьской площади до перекрёстка с улицей имени Карла Либкнехта – чистоту курорта блюдёт среднего роста худощавый мужчина. Иные кисловодчане видели его и когда ходили в детский сад, и когда заканчивали школу. Видят и сейчас, когда прогуливаются по проспекту со своими детьми.

Виктор Мальченко сразу после того, как демобилизовался из армии, поступил на работу в пожарную часть города Кисловодска.

– Никогда никуда не уходил и не собирался. Так и проработал до пенсии командиром отделения ПЧ №1, – с едва заметной ноткой гордости говорит Виктор Федосеевич.

Виктор Мальченко женился на помощнице воспитателя детского сада №2 Ольге. Они родили и воспитали сына и дочку.

Вдвоём с сыном Виктор Федосеевич пристраивал комнаты к крохотному домику в переулке Речном, где обосновался ещё в 1970 году.

– Своими руками клали стены, штукатурили. Электрическая проводка, канализация – это всё тоже моё!

Служба в «пожарке» вредная и опасная. При тушении иного возгорания столько дыма нахватаешься, что потом весь день не можешь откашляться. Поэтому пожарным пенсию предоставляют после 25-летней выслуги. Виктор Мальченко этим правом воспользовался в 1995-м году. И сразу же поступил на службу в коммунальное хозяйство города.

– Что вас побудило вместо заслуженного отдыха снова устроиться на работу?

– Натура у меня такая – привык постоянно трудиться.

Дети выросли, получили профессию, обзавелись собственными семьями. Старший из трёх внуков окончил кисловодский филиал Ростовского университета и работает преподавателем. Остальные пока учатся.

А 73-летний дедушка по-прежнему каждое утро встаёт и идёт убирать проспект Победы. Да не один. Тротуар на противоположной стороне проспекта очищает от грязи, опавшей листвы и мусора его супруга Ольга Николаевна.

На работу они поступили в городское СпецАТХ. Когда предприятие зачахло, «по наследству» перешли к индивидуальному предпринимателю Кузнецову, а шесть лет назад – в муниципальное бюджетное предприятие «Городская эксплуатирующая служба».

Начальники, названия и статус коммунальных служб менялись, а супруги Мальченко поддерживали и продолжают поддерживать чистоту одного и того же участка города.

Виктор Федосеевич говорит:

– Каждый день мастера предприятия проверяют работу уборщиков городской территории. Но они знают, что к нам с Ольгой Николаевной можно и не заглядывать – у нас всегда чисто!

Официально рабочий день уборщиков городской территории – с 6 до 13 часов. Летом, в солнечный денёк, шесть часов помахать метлой не в тягость. Но ведь работать приходится и в слякоть, и в ледяной ветер. А укрыться уборщикам негде – ни на одном участке нет помещения для отдыха работников и хранения инвентаря.

Не успеешь оглянуться – наступит осень. Тогда собирай горы листвы и таскай мешки на обочину. А зимой – сгребай снег да скалывай лёд.

И сколько же за всё это платят?

– От 16 тысяч рублей и выше. С учётом стажа и премиальными, – говорит старший мастер МБУ «ГЭС» Иван Кугушев.

А Виктор Федосеевич уточняет:

– В прошлом месяце на руки получил 18 тысяч рублей.

В советское время в Кисловодске было 300 уборщиков городской территории. Сейчас в МБУ «ГЭС» их осталось лишь 62. Поэтому постоянно убирают только курортную часть и проспект Победы, а на уборку улиц в других частях города по графику вывозят отдельную бригаду

В скором будущем, как считает старший мастер Иван Кугушев, проблема ещё более усугубится:

– Почти всем уборщикам городской территории далеко за 60 лет. А некоторым, как и Виктору Федосеевичу, уже за 70. Запасы здоровья у них не безграничны. Настанет время, и придётся уйти на покой. А смены поколений нет. Молодые предпочитают работать продавцами, охранниками, менеджерами. Всё что угодно, но только не убирать улицы города, потому что это, видите ли, не престижно. Не представляю, где мы будем черпать кадры…

В Кисловодске проблему полностью не решит и механизация. Сейчас в МБУ «ГЭС» работают две подметально-уборочные машины (третья – в ремонте). И глава города Александр Курбатов обещает закупить ещё несколько, но…

ПУМы могут убирать лишь сравнительно широкие и ровные улицы. Такие, как Курортный бульвар и проспект Победы. Да и то за ними должен идти человек и выгребать окурки, обёртки и пустые пивные банки из-под лавочек и всевозможных закутков. А на узеньких, кривых и, зачастую, не асфальтированных улочках, коих в Кисловодске десятки, поддерживать чистоту возможно только с помощью человеческих рук.

Отсюда вывод: нам следует всеми силами и средствами поднимать престиж уборщиков городской территории и внедрять в сознание жителей частного сектора, что каждый должен содержать в чистоте и порядке не только свой дом и двор, а и прилегающую часть улицы. А параллельно ввести ощутимые штрафы и «публичную порку» в средствах массовой информации за каждый брошенный мимо урны окурок или пустую пивную банку.

Иначе после того, как Виктор Федосеевич Мальченко и его сверстники-коллеги уйдут на покой, Кисловодск утонет в мусоре, и его перестанут воспринимать как мировой курорт.

Николай Близнюк.

Фото автора.