«Башня» в башне

В Кисловодском историко-краеведческом музее «Крепость» открылась необычная выставка под названием «Кубачинская башня». Наверняка вы слышали о знаменитом дагестанском селении Кубачи, который многие века славится своими златокузнецами. К тому же это был один из крупнейших центров художественной обработки металла, резьбы по камню и дереву. С раннего средневековья аул Кубачи известен изготовлением особо прочных кольчуг и надёжного оружия. Искусство кубачинских мастеров можно рассматривать и как своеобразный прототип печатной графики.

Вот почему в 2018 году именно в этом селении состоялось открытие биеннале печатной графики «Кубачинская башня». Стоит отметить, что графика – один из древнейших видов изобразительных искусств. Рисунок при этом отпечатывается на листе бумаги. Уникальная графика создаёт произведение в единственном экземпляре. Это может быть рисунок, акварель, гуашь, монотипия, коллаж, аппликация, фотомонтаж.  С помощью печатной графики (гравюры) получают тираж художественных произведений, оттиски которых являются авторскими работами.

Искусство гравюры состоит в том, что на плоскую поверхность материала наносится рисунок, причём зеркальный по отношении к оттиску. Затем он покрывается краской и печатается на бумаге. Одним из видов выпуклой гравюры является линогравюра на линолеуме. А вот самой древней и наиболее распространённой гравюрной техникой считается ксилография – гравюра на дереве. При изготовлении литографий рисунок наносится на камень литографским карандашом или тушью. Это жирное вещество, проникнув в поры камня, остается на его поверхности. Краска накатывается на камень, и изображение печатается на специальном станке. Ещё один вид гравюрной техники называется офортом. При этом способе углублённые элементы печатной формы создаются травлением металла кислотами. Наконец, надо упомянуть компьютерную графику – изобретение современного времени. Её преимущество состоит в том, что изображение формируется прямо на наших глазах, это дает неограниченные возможности вносить необходимые коррективы.

На выставке представлены графические работы как маститых гравюрных мастеров, так и молодых участников биеннале и пленэра из Москвы, Петербурга, Каспийска, Набережных Челнов, Махачкалы. Они провели в ауле Кубачи десять дней. За это время каждый художник создал этюды и наброски, которые послужат основой будущим произведениям. Об этом рассказал собравшимся народный художник Дагестана, ведущий преподаватель отделения графики педагогического университета Юсуп Ханмагомедов. Своими яркими впечатлениями о добросердечной творческой атмосфере, царившей на форуме в Кубачах, поделились куратор биеннале, член Ассоциации искусствоведов Екатерина Дидковская, участник биеннале, музейный работник Александр Сергеев. Председатель Кисловодской городской организации Союза художников России Владимир Сипович подчеркнул в своем выступлении необычайную сложность исполнения гравюрных работ, которые требуют от авторов ювелирной точности, предельной аккуратности и большого терпения. А иногда это ещё и опасно для здоровья, как, например, при создании офортов. Декан факультета дизайна Северо-Кавказской государственной академии в Черкесске Лариса Атаева отметила важность и нужность привлечения молодых художников-графиков для участия во всевозможных художественных конкурсах, биеннале, фестивалях, что дает бесценную возможность для творческого роста, демонстрации своих способностей, открытия новых дарований. Она вручила организаторам проекта дипломы Международной ассоциации «Союз дизайнеров».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *