«Аланский след: карачаево-балкарский костюм» – новая выставка Заремы Хапчаевой в музее «Крепость»

«Аланский след: карачаево-балкарский костюм» – новая выставка Заремы Хапчаевой в музее «Крепость»

«…На нем чекмень, простой бешмет,

Чело под шапкою косматой;

Ножны кинжала, пистолет

Блестят насечкой небогатой;

И перетянут он ремнем…»,

писал Михаил Юрьевич Лермонтов, точными лаконичными штрихами рисуя образ кавказского джигита.

Благодаря произведениям русской литературы мы хорошо представляем себе облик горца в элегантной приталенной черкеске, портрет горянки в богато украшенном нарядном платье. Наши представления дополняют музейные экспонаты, старинная графика и живопись, запечатлевшая представителей кавказских народов и, конечно же, популярная уже в последней трети XIX столетия фотография. Интерес к колоритному и неповторимому кавказскому костюму всегда был огромен. Кавказская одежда повлияла на обмундирование линейного казачества. Не прочь пощеголять в кавказских нарядах, были и многие выходцы из дворянской среды. Лермонтов с меткой иронией характеризовал подобного офицера-кавказца: «Он еще в Петербурге сшил себе ахалук, достал мохнатую шапку и черкесскую плеть на ямщика…». Интерес к кавказскому костюму не остывает и сегодня. Вспомните, какой огромной популярностью пользуются фотоснимки в знаменитых кавказских бурках и косматых папахах.

Уже много лет реконструкцией традиционного карачаевского и балкарского костюма занимается дизайнер, член Международной ассоциации «Союза дизайнеров-модельеров» России, член Творческого Союза художников России Зарема Рамазановна Хапчаева.

Изделия Заремы Рамазановны являются авторскими произведениями дизайнерского искусства и, в то же время, исторической реконструкцией, погружающей зрителя в волшебный и красочный мир национальной одежды. Среди изделий З.Р. Хапчаевой повседневные мужские кафтаны и нарядные черкески с блестящими чеканными газырями, бархатные и шелковые женские платья, богато украшенные вышивкой, позументами, аппликациями, басонными изделиями и ювелирными элементами. Платья отсылают нас к историческим традициям – некоторые работы выполнены по старинным фотографиям княжеской семьи Урусбиевых. Зарема Рамазановна создает и многочисленные аксессуары к костюму, головные уборы, обувь и многое другое.

Творчество Заремы Хапчаевой получило широкое признание и отмечено многочисленными наградами и дипломами. Зарема Рамазановна – участница многих выставок и творческих фестивалей, в том числе: участница и организатор гала-концерта в республике Дагестан г. Каякент (дефиле-показ) в 2014 году; участница показа национальной коллекции в Турции в г. Кония в  2015 году; обладатель Гран-При «Алтын – къол» на фестивале декоративно-прикладного искусства и традиционной культуры карачаевцев и балкарцев в Кабардино-Балкарской республике в 2016 году; победитель фестиваля «Сто шагов к Кайсыну» в г. Нальчик 2016 году; победитель в номинации «Арт-фолк» традиционный и сценический костюм» в г. Санкт-Петербург на фестивале этно-моды в 2017 году; призер на международном этнокультурном фестивале «ЭТНО АРТ ФЕСТ» г. Москва в 2017 году; участница выставки в честь столетия Карачаево-Черкесской Республики в Кремле г. Москва. 2022г.

Познакомиться с работами Заремы Хапчаевой можно на выставке «Аланский след: карачаево-балкарский костюм» в выставочном зале Кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость».

Выставка работает до 25 декабря по адресу пр. Мира, 11.

М.В. ЕСАУЛОВ, старший научный сотрудник ГБУК «КИКМ «Крепость»