85 лет на страже безопасности дорожного движения

85 лет на страже безопасности дорожного движения

В этом году 3 июля Госавтоинспекция России празднует большое и важное событие – 85-лет со дня образования службы ГАИ-ГИБДД. Образование Госавтоинспекции как самостоятельной службы произошло в тот момент, когда создавалась экономика новой страны – Советского Союза – и укреплялась её обороноспособность. Всё большее значение стали приобретать автомобильный транспорт и дорожное хозяйство. Молодому государству потребовался надёжный механизм управления и надзора за дорожным движением, а также эксплуатацией автопарка.

С момента своего появления на свет и по сей день главной задачей Госавтоинспекции остаётся сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения, обеспечение безопасности и порядка на дорогах страны.

85 лет – серьёзная дата в истории развития ГИБДД, за которой стоит постоянная работа сотрудников, выполняющих свой профессиональный долг изо дня в день, в любое время дня и ночи, в зной и в мороз, в снегопад и ветер.

Каждый выход наряда ДПС на маршрут патрулирования сопряжён с опасностью и риском, ведь неизвестно, с какой ситуацией он может столкнуться на дороге. А ситуаций в наше время хватает: будь то «буйный» водитель, находящийся в состоянии алкогольного или иного опьянения, преследование и задержание транспортного средства, находящегося в угоне или задержание лица, находящегося в розыске, раскрытие преступлений. У каждого инспектора на этот счёт есть свои истории, которые для обычных граждан покажутся сценарием кинофильма, но для них это обычные трудовые будни, из которых как раз и складывается летопись истории службы.

К этой знаменательной дате мы предлагаем перелистать страницы истории, вспомнить о людях, которыми гордится Госавтоинспекция, о ветеранах и действующих сотрудниках.

История ГАИ-ГИБДД

Датой образования Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России, которая в соответствии с Указом Президента России от 15 июля 1998 г. №711 является правопреемником Госавтоинспекции, считается 3 июля 1936 года. Тогда Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено Положение о Государственной Автомобильной Инспекции Главного Управления рабоче-крестьянской милиции НКВД Союза ССР.

Основными задачами инспекции стали борьба с авариями на дорогах, контроль подготовки водителей, разработка техниче­ских норм эксплуатации автотранспорта, его качественный и количественный учёт.

В довоенный период в основном завершилось решение организационных и кадровых вопросов становления новой милицейской службы. Приказами НКВД СССР утверждены правила выдачи водительских документов, учёта и технического осмотра автомобильного парка, порядок проведения углублённой проверки деятельности автохозяйств. В 1940 г. были подготовлены и направлены во все города типовые правила уличного движения.

Во время Великой Отечественной войны многие сотрудники ГАИ стали её участниками, а оставшийся на местах личный состав проводил мобилизацию автомобилей, мотоциклов и тракторов для нужд Красной армии, содействовал авторемонт­ным заводам и мастерским в восстановлении техники, обеспечивал регулирование дорожного движения и контроль подготовки водительских кадров для фронта.

Во время налётов вражеской авиации, находясь на посту, милиционеры-регулировщики следили за соблюдением правил светомаскировки, тушили пожары и спасали людей из-под обломков зданий, выявляли диверсантов, участвовали в борьбе с мародёрством и другими проявлениями преступности. За успешное выполнение служебных обязанностей и проявленные при этом отвагу и мужество многие работники ГАИ и орудовцы получили высокие государственные награды.

В послевоенные годы из армии в народное хозяйство впервые прибыло такое большое количество автомобилей и мотоциклов. Они стали интенсивно использоваться на дорогах, проезжая часть которых не была полностью восстановлена и оборудована техническими средствами регулирования движения.

Работники ГАИ приняли на себя обязанности по организации движения транспорта и пешеходов. Они участвовали в разработке схем и установке светофоров, которых в большинстве городов до этого не было, дорожных знаков и указателей, будок регулировщика, нанесении линий дорожной разметки.

После восстановления народного хозяйства значительно возросли объёмы сельскохозяйственного и промышленного производства, строительства, началось освоение целинных земель.

В середине 1950-х годов выпуск отечественных автомобилей превзошёл довоенный уровень в 2,5 раза. Остро встали вопросы предупреждения дорожно-транспортного травматизма. В этих условиях повышается роль местных органов исполнительной власти в осуществлении мероприятий по борьбе с аварийностью на автомобильном транспорте. С ГАИ МВД СССР снимается часть функций, в состав автоинспекции включаются ОРУДы.

Вводятся в действие единые в стране правила дорожного движения.

Активизируется работа общественных формирований – в автопредприятиях создаются комиссии общественного контроля технического состояния подвижного состава, специализированные добровольные народные дружины. Однако центральное место в системе органов государственного управления, чья деятельность связана с обеспечением безопасности дорожного движения, принадлежала МВД, ибо без участия ГАИ решение многих вопросов в данной области было проблематично.

В конце 1960-х и начале 1970-х годов, когда Волжский автозавод приступил к массовому производству легковых автомобилей, именно ГАИ приняла на себя главную тяжесть борьбы с возросшим количеством дорожно-транспортных происшествий. В этот период произошли качественные изменения в организации и деятельности службы.

В целях специализации по отдельным направлениям работы в составе автоинспекции образуются строевые подразделения дорожно-патрульной службы, подразделения по организации дорожного движения, диагностические станции для проведения государственного технического осмотра транспортных средств, межрайонные регистрационно-экзаменационные отделы, монтажно-эксплуатационные предприятия по внедрению технических средств организации дорожного движения.

Значительно укрепилась техническая база ГАИ. В частности, при надзоре за дорожным движением стали применяться радиолокационные измерители скорости транспортных средств, вертолёты и патрульно-санитарные автомобили. На месте дорожно-транспортных происшествий стали использовать стереосъёмку и аварийно-спасательное оборудование. В стране налажено серийное производство аппаратуры для программированного приёма экзаменов по правилам дорожного движения.

В начале 1990-х годов с переходом к рыночным отношениям в экономике произошло резкое увеличение количества автотранспорта и интенсивности его использования, обострилась криминальная обстановка в сфере дорожного движения. Эти обстоятельства продиктовали развёртывание сети стационарных постов на автомобильных дорогах, укрупнения подразделений дорожно-патрульной службы, более жёсткого применения мер административного воздействия за нарушение правил дорожного движения, создания федеральных компьютерных систем учёта информации о похищенных транспортных средствах, введения более защищённых от подделки бланков водительских и регистрационных документов. Во многом благодаря этим мерам удалось добиться последовательного снижения числа дорожно-транспортных происшествий и краж транспорт­ных средств на территории страны.

История ГАИ города Кисловодска начинается в послевоенное время. Первым начальником госавтоинспекции города был Георгий Ильич Жучков, далее её возглавляли Николай Александрович Сосиев, Иван Архипович Попадин, Николай Яковлевич Борисенко, Александр Юрьевич Мусатов, Иван Семёнович Околелов, Иван Георгиевич Бессонов, Николай Владимирович Лызь, Николай Александрович Ильясов, Гергий Юрьевич Кулько, Евгений Валерьевич Удодов, Анатолий Валерьевич Шинкарец и действующий начальник ОГИБДД подполковник милиции Руслан Александрович Шемигон.

Из действующих сотрудников «старожилами» госавтоинспекции можно назвать Юрия Алексеевича Максимовских, старшего инспектора отдельного взвода ДПС капитана полиции Владимира Викторовича Попова и заместителя начальника майора полиции Александра Юрьевича Иноземцева, которые проработали в этой службе более 25 лет.

История одного дежурства

Есть в Кисловодске памятное место для каждого сотрудника госавтоинспекции города. Здесь проходят торжественные построения личного состава, здесь вручают награды лучшим юным инспекторам дорожного движения. Сюда приходят помолчать ветераны… На улице Замковой, на месте гибели прапорщика милиции Александра Ипатова, установлен памятник. Ипатов Александр Владимирович погиб 25 июня 1999 года.

Во время несения службы наряд ДПС получил ориентировку о подозрительных людях. Экипаж находился в непосредственной близости от указанного в ориентировке дежурного месте. Ребята подъехали. На перекрёстке улиц Марцинкевича и Боргустанской милиционеры увидели двух мужчин, сидящих верхом на конях. Они были одеты в ватники, поэтому сразу понять, что оба преступника вооружены обрезами, было сложно. Александр Ипатов и его напарник Юрий Максимовских вышли из машины и направились к подозрительным людям. И тут раздались выстрелы… От полученных травм Александр Ипатов скончался на месте, Максимовских был ранен. Преступники, как было позже установлено, ранее неоднократно судимые, были задержаны подоспевшими на помощь сотрудниками милиции и осуждены по закону. Но цена задержания – жизнь молодого сотрудника Александра Владимировича Ипатова. Его подвиг олицетворяет верность служебному долгу, законности и своей Родине.

Середина осени 1998 года. Молодой старший сержант милиции Александр Иноземцев меньше года как перевёлся в ГАИ из патрульно-постовой службы. Ему предложили новую должность, так как старший сержант имел высшее техническое образование, свободно владел иностранными языками. День этого дежурства так и остался особенным в памяти и Александра, и всех участников события. Патруль нёс службу согласно расстановке нарядов. К ним резко подъехал автомобиль, оттуда выбежал взволнованный мужчина и попросил о помощи, так как у его беременной жены начались схватки. До роддома оставалось всего 5 километров, но терпеть женщина уже не могла. Связь осуществлялась только по рации, решение надо принимать быстро! Молодой сотрудник не растерялся. Александр по рации запросил пост, попросил экс­тренной медицин­ской помощи, а сам вместе с напарником стал оказывать помощь и будущей молодой маме, и растерявшемуся отцу. Руки тряслись, воздуха не хватало, но Иноземцев самообладания не терял. Скорая помощь подоспела вовремя, к самому моменту появления малыша на свет. И пуповину перерезали, и услышали первый крик новорождённого.

На свет появился крепкий мальчик. Прошло 23 года, но по сей день каждый раз майор полиции, заместитель начальника ГАИ по городу Кисловодску Александр Юрьевич Иноземцев с улыбкой вспоминает эту чудную историю.

Елена ПАВЛОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *