Электросамокаты: «За» и «Против»
Электросамокаты: «За» и «Против»
В администрации города-курорта Кисловодска прошло расширенное совещание (с участием сотрудников ГИБДД и Национального парка «Кисловодский»), на котором всесторонне обсудили тревожные реалии, обусловленные массовым появлением на улицах города-курорта средств индивидуальной мобильности (СИМ). В основном, речь шла о пунктах проката электросамокатов в Курортной зоне Кисловодска.
Болит во всей стране, но в Кисловодске особенно остро
Открывая совещание, первый заместитель главы администрации – исполняющий обязанности главы города Вячеслав Сергиенко подчеркнул, что массовое появление электросамокатов, как средства передвижения в городах, – актуальная проблема для всей страны. Однако в Кисловодске её ощущают особенно остро в силу ряда причин.
Сказывается особый статус города, в котором расположена резиденция Президента России и который нередко выполняет представительские функции федерального уровня. Но главное, кисловодский курорт ежегодно посещает порядка 380 тысяч туристов. Обеспечить их комфорт и безопасность – приоритетная задача органов власти города-курорта.
Курорту – экологически чистый транспорт
То, что автомобили с двигателями внутреннего сгорания губят экологию Кисловодского курорта, понимали ещё в 70 – 80-е годы прошлого века. Чтобы ограничить движение автомобилей в плохо проветриваемой Кисловодской котловине, на въезде в город организовывали перехватывающие парковки.
Увы, сейчас, когда частных автомобилей на улицах Кисловодска стало в десятки раз больше, для них практически не осталось запретов.
Убедить кисловодчан и гостей курорта оставлять машины в гаражах или на парковках, а самим на работу, по делам и по магазинам ходить пешком вряд ли удастся. Хотя Кисловодск за час можно пройти бодрым шагом из одного конца в другой, любуясь замечательными пейзажами и историческими зданиями, большинство жителей и гостей курорта настолько обленились, что даже один-два квартала преодолевают в автомобилях.
Остаётся только предложить им альтернативный, экологически чистый, вид транспорта.
Ещё десять лет назад это осознал и попытался осуществить депутат городской Думы Кисловодска, гендиректор ОАО «Автоколонна 1721» Шамиль Касымов.
При поддержке правительства Ставропольского края Шамиль Солтанович несколько раз устраивал презентации и демонстрационные поездки электромобилей Волжского автомобильного завода.
Увы, по техническим характеристикам отечественные электромобили уступали аналогам с двигателями внутреннего сгорания, а по цене – значительно их превосходили.
С помощью субсидий Правительства Ставропольского края «Автоколонна 1721» приобрела четыре «Калины» с электрическими двигателя и построила «быструю» электрозаправку.
Разумеется, четыре электромобиля не смогли потеснить сотни такси с двигателями внутреннего сгорания, отравляющие вредными выхлопами воздух города-курорта.
За рубежом уже научились делать электромобили, которые по техническим характеристикам практически не уступают обычным авто. Но среднестатистическому россиянину электромобиль «Тесла» не по карману.
И вот в этот тупиковый момент автосборочные предприятия из Поднебесной наводнили нашу страну, от Владивостока – до Калининграда, практичными и сравнительно дешёвыми средствами индивидуальной мобильности – электросамокатами.
Пешеход, двигающийся со скоростью 60 км в час
Почему же массовое появление электросамокатов в Кисловодске вынудило власти города-курорта экстренно собрать расширенное совещание для обсуждения сложившейся ситуации?
После короткого вступления исполняющий обязанности главы Кисловодска Вячеслав Сергиенко подчеркнул:
– Наш главный приоритет – безопасность жителей и гостей города-курорта. Между тем каждую неделю случается от 10 до 15 случаев аварийности с участием электросамокатов.
Он сообщил, что в Кисловодске выдано только пять разрешений на использование территории города для предоставления услуг по прокату средств индивидуальной мобильности, но в действительности пунктов проката электросамокатов на курорте в разы больше, потому что действующее правовое поле несовершенно.
Насколько оно несовершенно, можно судить хотя бы по тому, что даже мощные самокаты с широкими шинами, способные разгоняться до 60 километров в час, не считаются транспортным средством. Соответственно, передвигающиеся на них граждане с точки зрения закона являются пешеходами.
Во многих городах Российской Федерации зафиксированы десятки случаев, когда подобные «пешеходы» тяжело травмировали, иной раз даже со смертельным исходом, прогуливавшихся по тротуарам детей и взрослых.
Первый заместитель председателя городской Думы Андрей Иванов на основе анализа практики других городов и регионов предложил ограничить мощность электросамокатов, сдаваемых в прокат в Кисловодске: – не более 0,25 квт. А также заключить договора с прокатными организациями, в которые вписать ограничения зон использования электросамокатов. Что касается декларируемого прокатными организациями ограничения скорости самокатов в людных местах, то надо найти способ проверять действие этого ограничения.
Заместитель главы администрации Кисловодска – начальник финансового управления Татьяна Середкина предложила создать определённые неудобства частникам, предоставляющим свою территорию для пунктов проката самокатов. Для каждого арендованного участка предусмотрено целевое использование. Если контролирующие органы будут вновь и вновь его проверять, то собственник задумается, стоит ли предоставлять несколько квадратных метров под прокат электросамокатов.
Федеральный Минтранс совместно с ГИБДД уже подготовили проект изменений в Правила дорожного движения, значительная часть которого уделена именно средствам индивидуальной мобильности (СИМ).
Но на принятие федеральных законодательных актов зачастую уходят не только месяцы, но и годы.
Между тем с проблемой бесконтрольного движения средств индивидуальной мобильности в Курортной зоне Кисловодска и в Национальном парке приходится сталкиваться практически каждый день.
Если нельзя запретить, то можно затруднить
С основным докладом на совещании по использованию электросамокатов выступил начальник управления муниципального контроля администрации Кисловодска Юрий Писарев.
Юрий Александрович сообщил, что в ходе проверки управлением установлено: принадлежащие ООО «ЮрентБайк.ру» электросамокаты самовольно, без согласования с администрацией города-курорта Кисловодска, размещены на муниципальной территории. По результатам рассмотрения данных материалов административной комиссией принято решение о привлечении ООО «ЮрентБайк.ру» к административной ответственности в виде предупреждения. А это как дробинка слону.
На территории Кисловодска действуют и прокатные организации «Гагарин», Медведь» «GoDrive». Они также предоставляют в прокат электросамокаты в центральной части города:
– Несмотря на прямой запрет, содержащийся в статье 23 Правил благоустройства территории города-курорта Кисловодска, ни одним из участников прокатной деятельности указанный запрет не соблюдается. Причиной этого является отсутствие норм ответственности участника правоотношений.
Поскольку у прокатных организаций есть сильные юристы, с которыми можно месяцами вести дебаты в Арбитражном суде и в других инстанциях, Юрий Писарев предложил, пока не приняты поправки в ПДД, использовать иной механизм действий.
Нарядам полиции, которые несут службу на Курортном бульваре, следует останавливать передвигающихся на электросамокатах лиц и требовать объяснения о причинах нарушений правил благоустройства города-курорта. Если данный самокат получен в прокатной организации, то сопровождать лицо до места выдачи средства передвижения и получать объяснение у представителя прокатного учреждения.
Поскольку почти все пункты проката электросамокатов в центральной части города расположены на частных территориях, то участвовавшая в совещании сотрудник ГИБДД предложила найти способ запретить передвижение этих электроамокатов за пределами арендованной территории.
К разумному использованию СИМ на курорте
Помимо Курортного бульвара лица, катающиеся на прокатных электросамокатах, чаще всего встречаются на дорожках Национального парка «Кисловодский». Его директор, Дмитрий Науменко на совещании заявил:
– Я не могу найти ни одной объективной причины, которая могла бы обосновать появление проката электросамокатов.
Из примерно тысячи СИМ на территории Кисловодска в собственности граждан находятся не более ста электросамокатов. Человек, который за собственные деньги купил электросамокат, относится к нему и к себе аккуратно. А на прокатных самокатах в 90 процентах случаев ездят несовершеннолетние, гости из соседних республик или люди, которые совершенно не умеют ими управлять.
Подводя итог совещания, и.о. главы города-курорта Кисловодска Вячеслав Сергиенко обозначил принципиальную позицию в отношении СИМ на курорте: полностью запретить передвижение на электросамокатах на Курортном бульваре и в других особо людных местах, а в остальных частях города создать инфраструктуру для безопасного передвижения горожан на средствах индивидуальной мобильности.
Пока не появились федеральные нормативные акты в отношении СИМ, участники совещания предложили подготовить обращение городской Думы по поводу использования электросамокатов и попросить надзорные органы сформулировать свою позицию по данному вопросу.
В любом случае подобные совещания и обмен мнениями по проблемам СИМ будут проходить регулярно.
Николай БЛИЗНЮК
Фото автора