Памяти замечательного доктора. Жил в Кисловодске врач…

Памяти замечательного доктора.

Жил в Кисловодске врач…

Врач высшей категории, реаниматолог Сергей Германович Шаклеин за 49 лет работы на станции cкорой помощи, был знаком с доброй половиной города и многие благодарны ему за спасение, за помощь и советы, за возможность жить. Он был колоритным человеком и отличным специалистом – «звездой», которая, даже погаснув, ещё долго будет напоминать о себе светом доброй памяти.

Сергей Германович родился 25 ноября 1941 года в Кисловодске на улице Октябрьской. Символично, что в этот же день родился целый сонм знаменитых людей, и в их числе немало врачей и ученых, посвятивших себя спасению людей, таких как легендарный хирург Николай Иванович Пирогов, инфекционист Андрей Федорович Агафонов и генетик Николай Иванович Вавилов. Он родился в 157-й день ВОВ, когда была реальная угроза прорыва немцев к Москве, и совсем маленьким пережил немецкую оккупацию, о которой, конечно же, в силу возраста запомнил мало. В его памяти остался только жгучий голод и ощущение сопереживания с матерью, которая жила в постоянном страхе за детей. Пережитое в детстве рано сказалось на здоровье желудка и зубов будущего доктора. Спасением стало молоко, которое появилось в рационе семьи только после войны – поэтому молоко Сергей Германович любил до конца жизни.

Отца нашего героя, Германа Андриановича, призвали на фронт в первые дни войны в звании техника-лейтенанта, поэтому своего сына Сергея он впервые увидел только после демобилизации, когда вернулся домой живым и относительно здоровым 40-летним мужчиной. В мирное время отец занимался строительством – возводил разные объекты в Кисловодске, в том числе военный госпиталь. Мама, Екатерина Васильевна, долгие годы проработала кассиром в «знаковом» для города Центральном хлебном магазине на Курортном бульваре.

Сергей Шаклеин учился в средней школе №14 и считался хорошим учеником. После выпуска сознательно поступил на лечебный факультет Ставропольского госмедуниверситета, окончил его, пройдя интернатуру по реаниматологии, в 1972 году. Стремление лечить людей появилось у Сергея ещё в ранней юности после трагедии с братом Юрием, который умер от ушиба живота и вну­треннего кровотечения. Брата можно было бы спасти, если бы не ложный диагноз, и Сергей Германович скорбел об этом всю жизнь. Безвременная смерть матери стала для него вторым серьёзным ударом судьбы, и укрепило в желании стать реаниматологом – спасать людей здесь и сейчас.

После окончания института Сергей Шаклеин работал анестезиологом в районной больнице города Изобильного, а после переезда в Кисловодск – в санатории «Эльбрус». Однако молодому, энергичному врачу было тесно в кабинете – он мечтал о ежедневном врачебном подвиге – зримом, осязаемом. Поэтому в конце 70-х перешёл на службу в скорую помощь, именно на службу, ибо иное слово самоотверженную работу на скорой отражает не полно. Там и прослужил почти полвека.

Доктор Шаклеин работал со своей бригадой на «канарейке», как он с любовью, в шутку называл жёлтый «реанимобиль» – 03. Ему доставались самые тяжёлые больные с инфарктами и инсультами. И Сергей Германович по максимуму помогал каждому, не жалея ни сил, ни времени: ставил диагноз, спасал, давал советы и свой телефон на экстренный случай, внушал оптимизм и надежду на выздоровление.

На работу доктор Шаклеин летел как на крыльях, и даже после трудового дня сохранял бодрость и радостный настрой. Его могучая энергия требовала постоянного выхода – целенаправленного и плодотворного. Работу на скорой он совмещал с дежурством в санаториях, клинике Ленина, параллельно преподавал в медицинском училище №1, посещал больных на дому, ставил капельницы. И был убеждённым ЗОЖ-евцем – делал зарядку, закалялся, занимался теннисом и футболом. Правда, поесть и поспать успевал не всегда…

У доктора Шаклеина была особая «теплая», располагающая к доверию, «аура». Жена Сергея Германовича, Марина Николаевна, рассказывает:

– Его везде принимали за своего. В 2010 году мы посетили Иерусалим и другие святые места. В Вифлееме к нам подошёл арабский юноша и накинул мужу на плечи большой платок со словами: – Это тебе, отец! – Поклонился и ушёл. А у Стены Плача на его голову с почтением надели «кипу». Нас везде беспрепятственно пропускали: в магазины, в учреждения и на границе.

В чём же заключался секрет доктора Шаклеина? Откуда он черпал силы? По словам близких, этим источником была без­условная любовь к людям и жизни. Политика его не интересовала, телевизор тоже, кроме спортивных и медицинских передач. Сергею Германовичу было просто некогда, да и не интересно то, что не касалось медицины. Он постоянно читал медицинские справочники, изучал новинки фармакологии и опыт коллег (к примеру, ему были очень близки научные труды Ивана Ивановича Великанова – старейшего кисловодского врача-невролога). И всегда стремился к тому, чтобы соответствовать требованиям современной медицины. Даже сны доктору Шаклеину снились особенные, студенческие, как будто он не может сдать экзамен по специально­сти. А в реальности, уже будучи смертельно больным, сдал этот экзамен и перед самой кончиной получил очередное свидетельство о повышении квалификации врача-терапевта… Человечище!

А теперь расскажем о том, что помнят об этом замечательном докторе его коллеги.

Игорь Петрович Марков, заведующий Кисловодским филиалом ГБУЗ СК «Пятигорская межрайонная Станция скорой медицинской помощи» (вот так сложно сегодня называется городская скорая помощь):

– Сергей Германович пришёл на скорую врачом кардиологической бригады полвека назад. Это всегда была не должность, а тяжёлая обязанность. Тем более, что в последние годы у нас из 10 бригад только 1-2 врачебные, а в остальных работают фельд­шеры. Но он, пока хватало сил, продолжал там работать, обслуживая все вызовы, в том числе самые тяжёлые и сложные случаи. И делал всё возможное, чтобы спасти пациента. Даже во время болезни Сергей Германович работал в обычном режиме, не просил облегчения, а также консультировал по телефону на амбулаторном приеме, когда силы были на исходе. Доктор он был серьёзный, пунктуальный, ответственный, никогда не опускался в обращении с больными до иронии и поучений. Воспитал целую плеяду молодых фельдшеров – «обкатывал» их на практике от простого к сложному – в книжках об этом не прочитаешь!

С его сыном Германом мы друзья с детства, поэтому я в курсе событий этой семьи. (Сегодня Герман Сергеевич Шаклеин руководит санаторием «Москва» – авт.) Мы виделись с Сергеем Германовичем за 5 дней до его кончины и обсуждали план его лечения. Он всю жизнь следил за своим здоровьем, благодаря этому сохранил крепость духа и возможность работать до преклонных лет. Другое дело, что каждый раз реанимируя, спасая пациента из критического состояния, он отдавал частичку себя. Как и его коллеги-ветераны, доктор Шаклеин был «лицом» скорой помощи. В январе этого года на 80-ом году жизни умер Борис Николаевич Шатерник, с которым долгие годы работал Сергей Германович. Нам не хватает врачей вообще, но прежде всего – грамотных и опытных специалистов, каковыми и были наши ветераны. Вечная им память!

Владимир Юрьевич Амиянц – руководитель филиала «Кисловодская клиника» ФГБУ «Северо-Кавказский Федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства» России (бывшая клиника им. В.И. Ленина).

– Я знал Сергея Германовича как врача высшей квалификации и очень ответственного, неравнодушного человека. Это сочетание качеств – образец для подражания. Я не раз был свидетелем того, как он выводил больных из тяжёлых состояний при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. А во время дежурств в нашей клинике  всегда подробно описывал состояние больного с глубоким пониманием клинической ситуации. Это был настоящий доктор! Уверен, он ещё бы пожил и поработал, если бы не один случай 4 года назад. Бригада получила вызов к ребёнку. Машина скорой выехала, но при подъёме на гору забуксовала. И ему пришлось в одном халате по морозу пешком добираться к больному ребёнку. А по-другому он не умел. В результате сильно переохладился и долго лечился. Видимо, эта стрессовая ситуация дала толчок к развитию тяжёлой болезни.

Доктор Шаклеин хорошо знал свой прогноз, но не сдавался болезни: занимался зарядкой, гулял в парке, правильно питался и до последних дней служил медицине. И уходил в Вечность без сожалений. Он говорил: я многое видел и сделал, что смог. И был рад тому, что его сын продолжил врачебную династию, а внук нашёл себя в юриспруденции. Знал, что его верному другу – жене будет трудно без него, и подарил в утешение икону Николая Чудотворца со словами: «Он поможет тебе жить дальше…»

Учёные говорят, что продолжительность жизни человека на 20% зависит от уровня медицинской помощи и не в последнюю очередь – скорой помощи. Будем надеяться, что со временем медицина в Кисловодске окажется на самом высоком, показательном уровне, о чём и мечтал доктор Шаклеин.

Юлия ДЮБУА.