Художник солнца

Художник солнца

На днях исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося художника, родоначальника «Русского авангардизма» Аристарха Лентулова. Он родился 16 января 1882 года в Пензен­ской губернии, но творчество известного русского и советского художника, живописца и сценографа не могло в начале ХХ века обойти стороной наш замечательный город.

Аристарх Лентулов вошёл в историю мировой и русской культуры своими яркими, солнечными, звонкими, лубочно-ярмарочными картинами, совершившими революционный переворот в русской живописи, поставив в центр цвет, свет, форму и звук. Он опередил время минимум на сто лет, сделав для русской живописи то же, что сделал Дюрер для немецкой и Матисс – для французской. Сегодня его шедевры вызывают восторг и подлинное наслаждение, а Сотбис и Кристи продают работы Лентулова за баснословные миллионы долларов.

В выставочном зале (Азербайджагская,17) начался цикл лекций, посвящённый Аристарху Лентулову. Подготовленная директором выставочного зала Галиной Мещеряковой информация сопровождается слайдами и видеофильмом о творчестве художника, знакомит с его картинами. Аристарх Лентулов не столь известен для кисловодской публики, как, к примеру, Николай Ярошенко, потому лекции вы­звали неподдельный, живой интерес у учащихся Гимназии №19, студентов медицинского колледжа. Но особо оценили творчество «солнечного художника» участники школы изобразительно искусства для взрослых.

В русском искусстве XX века вряд ли можно встретить другой такой же жизнерадостный талант, такой буйный темперамент, такое покоряющее жизнелюбие, какими обладал Аристарх Васильевич.

Аристарх Лентулов ещё при жизни получил прозвище «художник солнца» за необычайную страсть к изображению этого светила в своих работах. Родился он в селе Чёрная Пятина Нижнеломовского уезда Пензенской губернии. Специальное художественное образование получил сначала в Пензенском, а затем в Киевском художественном училище (1897-1907). В течение следующих двух лет художник занимался в студии Д. Н. Кардов­ского в Петербурге, потом в студии Ле Фоконье в Париже.

Середина 1910-х годов – время расцвета таланта Лентулова, когда он создал ряд композиций, ставших воплощением новых представлений о возможностях живописи. В эти годы творчество Лентулова складывалось под определённым воздействием кубизма, футуризма, орфизма, сочетавшегося у него с интересом к мотивам древнерусского зодчества, иконописи и лубку. Десятые годы двадцатого столетия в творчестве Лентулова связаны с «Бубновым валетом». Вместе с Петром Кончаловским, Михаилом Ларионовым, Ильёй Машковым он основал это объединение и был постоянным участником всех его выставок. Это период свободы, тяги к открытому цвету и буйной фантазии.

Красота нашего города не осталась без внимания художника. В 1913 году он побывал в Кисловодске на отдыхе и был так поражён увиденным, что написал серию работ. Картины «Кисловодский пейзаж со створками дверей в центре», «Дача в Кисловодске», «Пейзаж с мостом», «Церковь в Кисловод­ске» – в них сочетаются гармония цвета и звука и, конечно, красота города. Работы пленяют своей теплотой, необычным размахом и светом. Ввиду особенностей изобразительной манеры художника, определить точно объекты, запечатлённые Лентуловым, представляется практически неосуществимой задачей. Только лишь на «Пейзаже с мостом» перед нами предстаёт вполне узнаваемый железнодорожный мост через реку Подкумок на въезде в Кисловодск. В июне 2014 г. эта работа была выставлена на британском аукционе Christie’s и оценена более чем в полтора миллиона фунтов стерлингов. Некоторые другие работы Лентулова из «кисловодской» серии также выставлялись на зарубежных аукционах.

Революцию семнадцатого года Аристарх Васильевич принял с радостью, считая её революцией бунтарей. Когда многие его друзья-художники оказались за границей, он ещё какое-то время держался: на своём прежнем авторитете, на желании служить новому государству. За него был сам Луначар­ский, и художника не трогали.

Свой потенциал он теперь всё больше реализовывал в театре, где оформлял спектакли. Он работал в качестве сценографа, оформив в 1918 году постановку «Прометея» А.Н. Скрябина в Большом театре, в 1934 году – «Испанского священника» Д. Флетчера во 2-м МХАТе.

В общей сложности Лентулов оформил двадцать постановок. Кроме того, он много преподавал и участвовал в исполнении государственного заказа по оформлению столиц к годовщинам революции. Преподавал он во Вхутемасе-Вхутеине, а с 1937 года и до конца жизни был профессором Московского художественного института.

С начала 20-х гг. в творчестве Лентулова происходит поворот к непосредственно-реалистиче­скому восприятию мира. В 20-30-е гг. автор создаёт индустриальные пейзажи, портреты, натюрморты. Пронизанные ощущением полноты бытия, они ближе к натуре, жизненным прообразам. Творческие поиски и открытия Аристарха Васильевича сменяли друг друга, каждый раз поражая новыми гранями таланта. По словам Скрябина, Лентулов был ближе всех к его цветомузыке.

Создавая индустриальные пейзажи, Аристарх Лентулов начал много ездить по стране: «Крекинг нефтеперегонного завода», «Керчен­ский завод», «Чтение газеты», «Обеденный перерыв», «Строители комбината», многие из работ этого периода жизни художника канули в Лету, потому что получались у Лентулова серыми и безрадостными, даже если на лицах рабочих была улыбка. Из картин ушли цвет, эксперимент и солнце, превратившееся в фон, на котором разыгрывалась трагедия страны. Так стал исчезать «солнечный художник».

В чём-то Лентулов повторил судьбу поэтессы Марии Шкап­ской. В начале тридцатых Ари­старх Васильевич перебрался на 101-й километр, в посёлок «Пески», где рисовал последние остававшиеся не разрушенными церкви. По этому поводу шутили, что художник ушёл в пески.

Последняя прижизненная персональная выставка А. Лентулова прошла в 1933 году. На ней он выставил все свои ранние работы. Наркомпрос, принимавший выставку, ни одну из них не снял. Тогда художник записал в своём дневнике: «Я выдержал экзамен». Это была одна из последних дневниковых записей гениального живописца…

Аристарх Лентулов – участник многих выставок и в нашей стране, и за рубежом. Много его работ находится в частных собраниях. Художник любил народ и щедро дарил своё солнечное искусство, до конца оставаясь в лихую годину со своим народом. За это мы и благодарны ему.

Умер Аристарх Лентулов 15 апреля 1943 года в Москве.

Работы художника выставляются в Государственной Третьяковской Галерее в Москве, Русском музее в Санкт-Петербурге, в коллекции дома-музея Максимилиана Волошина в Коктебеле, в Пензенской и Самарской картинных галереях, в музее Людвига в Кёльне и в Национальной галерее в Праге.

Галина Мещерякова,

директор Выставочного зала