Врачеватели детских душ

Врачеватели детских душ

14 и 22 ноября профессиональные праздники: День логопеда и День психолога. Видимо совершенно не случайно эти два профессиональных праздника стоят в календаре рядом. Задача каждого из специалистов – развивать детей, исправляя небольшие недочеты в их развитии.

В особняке на улице Авиации, 23 и по «горячей» телефонной линии 3-12-80 специалисты всегда готовы выслушать, дать совет и помочь детям, а также их родителям, оказавшимся в сложной психологической ситуации.

Здесь располагается Государственное Бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» города-курорта Кисловодска руководит которым кандидат педагогических наук Валерия Ивановна Старцева-Тарасова (на фото).

Второй век  «дома с колоннами»

Едва ли не каждый, кому доводилось проходить по улице Авиации, останавливался и разглядывал удивительный двухэтажный особняк с застекленной мансардой и величественным фронтоном, отделенный от проезжей части высоченной подпорной стеной с металлическим забором. Двусветные окна ограждают массивные колонны с капителями в духе древнегреческих портиков.

Эти хоромы в далеком 1907 году построил для себя весьма состоятельный кисловодчанин. Однако его имя не запечатлелось на века, поскольку всего через десяток лет власть Советов изгнала владельца. Особняк экспроприировали и стали использовать для самых разных житейских и хозяйственных целей. По слухам, в нем даже некоторое время обитали монахи.

Доподлинно известно лишь то, что в годы Великой Отечественной войны здесь располагался эвакогоспиталь, а в послевоенные годы – образовательная школа №5.

А с 2003 года в старинных помещениях «дома с колоннами»  профессиональные психологи и логопеды Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции помогают ребятам справиться с проблемами, которые мешают им в повседневной жизни, не только из Кисловодска, но и из других территорий Ставропольского края.

От плохой дикции – до склонности к суициду

С первых дней создания Центра работать сюда социальным педагогом пришла выпускница Пятигорского лингвистического университета Валерия Старцева-Тарасова. За плечами у Валерии Ивановны уже был опыт работы в общеобразовательной школе и в органах внутренних дел.

И она продолжала неустанно учиться, повышать свой профессиональный уровень. В 2005 году Валерия Старцева-Тарасова защитила диссертацию и стала кандидатом педагогических наук.

Так что когда в управлении образования Кисловодска, структурой которого являлся  Центр, встал вопрос о новом руководителе образовательного учреждения, кандидатура Валерии Ивановны всех устроила.

С 2019 года кисловодский Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции находится в ведении министерства образования Ставропольского края.

Вот что Валерия Ивановна рассказывает о деятельности Центра:

– Нашей основной деятельностью является реабилитация, психолого-педагогическое и медико-социальное  сопровождение детей. Мы тесно сотрудничаем не только с детскими садами и школами, а и с отделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Как рассказала директор, в структуре Центра действуют три подразделения.

Это приемно-диагностический отдел, где по «горячей» телефонной линии 3-12-80 и лично высококвалифицированные психологи выслушивают обращения граждан и диагностируют суть проблемы. Логопеды дефектологического отдела устраняют дефекты дикции у детей, а, порой, и у их родителей. И также коррекционный отдел, где  психологи в группах и индивидуально проводят занятия по коррекции эмоционально-волевой и познавательной сферы обучающихся.

Всю помощь логопеды и психологи оказывают анонимно и с согласия родителей. Ребята посещают Центр по специальному графику, продолжая ходить в детские сады и школы. 

На Кавказских Минеральных Водах  Центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции всего два: в Кисловодске и в Пятигорске. Поэтому, стараясь предотвратить беду, специалистами Центра проводятся профилактические мероприятия с учащимися школ, родителями и педагогами школ города Кисловодска, Предгорного и Минераловодского районов.

С начала нынешнего года в Кисловодске помощь логопедов и психологов получили 1227 детей и подростков.

И их число неуклонно растет.

Слова сочувствия и мудрый совет

В кабинете приемно-диагностического отдела я довольно долго не мог побеседовать с заведующей, потому что Ульяна Бондаренко терпеливо выслушивала по телефону чью-то исповедь.

Ульяна Николаевна не только не прерывала говорившую женщину, а и, наоборот, поощряла ее участливыми междометьями и замечаниями. И одновременно вписывала в журнал учета данные, которые сообщала собеседница.

Лишь только когда суть дела была ясна, заведующая отделом спросила имя-отчество и телефон звонившей. А также стала советоваться с ней – в какой день и в какое время лучше встретиться с ее ребенком.

– И часто вам приходится выслушивать подобные исповеди?

– Раз 10-15 в день.

От первых контактов с посетителями и комплексной диагностики, которую проводят сразу несколько специалистов Центра, во многом зависит эффективность всей последующей деятельности учреждения.

Голос и дикция – визитная карточка человека

Не счесть примеров, когда сильный голос и четкая речь помогали людям добиваться успехов в жизни. И, наоборот, умница с «кашей во рту» оставался хроническим неудачником. От этой проблемы посетителей Центра избавляют логопеды – сотрудники дефектологического отдела, которым с 2004 года руководит Юлиана Богдан. Прежде она работала логопедом в школе. А 17 лет назад перевелась в специализированное учреждение и не жалеет об этом.

Юлиана Георгиевна рассказывает:

– Сейчас в отделе работает восемь логопедов. Для полного комплекта нужно еще два. Но найти высококвалифицированного специалиста непросто. А иные здесь не справятся. Сейчас среди наших подопечных есть и трехлетние малыши, и 21-летний мужчина – инвалид детства.

Какие качества требуются от учителя-логопеда я увидел на уроке, который вела Ирина Андрияш. Помимо безупречной дикции и кристально чистого голоса, требовались еще и актерские навыки, чтобы увлечь пятилетних малышей историей про домики животных и побудить их выкрикивать труднопроизносимые слова.

Уверен, что у этих малышей с дикцией все будет в порядке. А как быть тем, кому не довелось в их возрасте встретить знающего логопеда. Я, например, прожил шесть десятков лет, но так и не научился выговаривать букву «Р».

Юлиана Георгиевна ободряет:

– Никогда не поздно обратиться к логопеду. Нередко родители, у которых есть дефекты дикции, занимаются у нас параллельно со своими детьми.

Причинами  плохой дикции бывают патологии речевого аппарата, но куда чаще – психологические проблемы личности.

Узловатые корни – мой психологический портрет

Почти все педагоги-психологи Центра сосредоточены в коррекционном отделе, которым руководит Диана Цапко.

Пока готовлюсь к видеосъемке, Диана Павловна готовит ребятишек лет шести к групповым занятиям – рассаживает их так, чтобы каждому было хорошо видно преподавателя и тот методический материал, который она продемонстрирует.

Педагог-психолог Тамара Канаш-Леонова устанавливает на пюпитр рисунок и начинает с ребятами «путешествовать» по нему. В итоге они совместно «приходят» в школу.

Совершенно иная обстановка в другом кабинете отдела. Здесь педагог-психолог Марина Фалалеева общается с одним-единственным учеником. 12-летний мальчик крайне закомплексован и стеснителен. Общаясь с ним, Марине Геннадьевне приходится выверять  буквально каждое слово и каждый жест.

Заместитель директора Центра по методической работе Лала Чахоян еще и опытный психолог. Она тоже индивидуально занимается со сложными подопечными.

Я заглянул в кабинет, когда Лала Владимировна разложила на столе перед клиенткой метафорические карты – изображения всевозможных природных объектов. Выбирая то, что привлекло в данную минуту, человек бессознательно проявляет свой психологический портрет.

Вот и я, по предложению заместителя директора Центра, указал на то, что меня привлекло. Выбор пал на пенек с узловатыми корнями. Лали Владимировна расшифровывает:

– Человек, выбравший эту карту, считает, что в его жизни было столько трудностей и испытаний, что теперь он может справиться с любым сюрпризом, который преподнесет ему жизнь.

Если вспомнить, как я сушил солод во Владивостоке, разгружал вагоны с углем в Муроме, пас коров в Георгиевском районе, и что меня два раза официально хоронили,  то с диагнозом психолога Центра трудно не согласиться.

Николай Близнюк.

Фото автора