Судьба легенды

К Международному Дню фотографа

Судьба легенды

Имя Маргарет Бурк-Уайт (Margaret Bourke-White) символизирует направление фотожурнализма, которое называется свошбаклинг (swashbuckling), приключенческий журнализм. Тот факт, что Маргарет удалось стать знаменитой в фотожурнализме, вклиниться в традиционно мужскую сферу деятельности, делает ее просто легендарной личностью.

«LIFE» – еженедельный новостной журнал, выходивший с 1936 до 1972 гг.,

с сильным акцентом на фото журналистику. Затем выходил ежемесячно с 1978 по 2000 год.

Она родилась в 1904 году в Бронксе (штат Нью-Йорк). Как Маргарет говорила впоследствии, перфекционизму она научилась от отца, а стремлению к самосовершенствованию – от матери. Фотография интересовала Маргарет с юных лет, отец всячески помогал и поддерживал это увлечение. В 18 лет она вышла замуж за Эверета Чапмена, но брак распался через пару лет.

Маргарет успела поучиться в нескольких университетах, прежде чем в 1927 году получила диплом бакалавра, после чего открыла студию и занялась съемкой и продажей снимков зданий и индустриальных объектов. Для этого уже был нужен характер, поскольку женщину, желающую снять процесс выплавки стали в горячем цеху фирмы Оtis, не хотели пропускать на территорию завода и по соображениям национальной безопасности, и просто из-за предубеждений о женщине-фотографе. Маргарет преодолела эти барьеры, да еще и придумала, как на черно-белой пленке, чувствительной только к синему цвету, запечатлеть вспышки огненно-красных тонов. Ее фотографии заметили.

В 1929 году Маргарет пригласили работать в журнал Fortune, где и печатались ее снимки до 1935 года. А в 1930-м году она стала первой иностранной журналисткой, которую впустили для работы в СССР. Так возникла целая серия фотографий о Советском Союзе. В 1936 г. ее пригласили работать в журнал LIFE. Фотография Маргарет Бурк-Уайт вышла на первой обложке первого выпуска журнала, с ним она и связала всю дальнейшую судьбу, проработав там до 1969 года.

Как корреспондент журнала, она исколесила довоенную Европу, отмечая признаки грядущих перемен. Снимала Венгрию, Чехословакию, Испанию, Германию и Австрию.

Начало Великой Отечественной войны застало Колдуэлла и его супругу Маргарет Бурк-Уайт на Черноморском побережье СССР, в Сухуми. В сопровождении переводчика они провели день в разъездах по окрестным колхозам, чтобы узнать реакцию людей. Сельские собеседники не понимали, не верили. Как могло случиться, что Германия напала? То, что было ожидаемым на Западе, советских граждан повергло в растерянность и смятение. Легко представить картину: в абхазскую глубинку под Сухуми, где новость могли даже еще и не слышать, приезжают иностранцы на автомобиле и расспрашивают о начавшейся войне с немцами. Американские супруги оказались очевидцами потрясения, горя и решимости первых дней войны.

С Кавказа Маргарет Бурк-Уайт и ее супруг отправились в Москву. По возвращении в Москву Колдуэлл Эрскин принял предложение ряда американских издательств стать их корреспондентом в СССР. Выезжал на передовую с группой западных журналистов. С большим уважением писал о героизме советских людей и боеспособности Красной армии: «Героизм народа, его жажда победы, наверное, не имеют равных в истории»

А Маргарет Бурк-Уайт была единственным иностранным фотожурналистом, находящимся в Москве во время нападения Германии на Советский Союз. И именно ее снимки рассказали о первых днях войны. Ей удалось увидеть и запечатлеть период перехода страны от мирной жизни к военной.

Работала она в уникальных условиях: после начала войны, советское правительство издало указ, предписывающий стрелять без предупреждения в любого, кто будет замечен с камерой. После двух недель осады соответствующих органов, наградой для Маргарет стало удостоверение фотографа – единственное разрешение, выданное иностранцу. С тех пор объективы ее 5 камер щелкали постоянно. В Кремле в те дни готовились к важным переговорам с Соединенными Штатами, в Москву должен был приехать личный друг и доверенное лицо президента Рузвельта, и Маргарет получила разрешение на съемку образов воюющего СССР, так как советское руководство посчитало, что такие снимки в авторитетном заокеанском журнале выгодно представят Советский Союз американской общественности. И не смотря на то, что Маргарет Бурк-Уайт всегда сопровождали, а иногда и заранее готовились к съемке, ею были сделаны поистине уникальные кадры. Налеты люфтваффе на советскую столицу начались 22 июля, Маргарет сумела заснять 26 июля один из первых. Пустили Маргарет и в святая святых, запретное для обычной сьемки место — московское метро.

В первые недели Великой Отечественной войны Колдуэлл и Бурк-Уайт начали свои выступления по радио, рассказывая американским слушателям о том, что происходит в Советском Союзе. Эти передачи транслировались из Москвы в Нью-Йорк через радио­вещательную сеть Си-би-эс. Радиорепортажи выходили в эфир около двух часов ночи и длились всего три минуты, но за это время американские путешественники, ставшие невольными участниками великих исторических событий, успевали сообщить своим соотечественникам и о сводках с фронта, и о том, как изменилась жизнь в тылу, и о пропагандистской войне между Германией и СССР, и о подвигах советских солдат – лётчиков, танкистов, пехотинцев. Оказавшись в роли свидетелей событий, за которыми с волнением следил весь мир, Колдуэлл и Бурк-Уайт исполняли обязанности военных корреспондентов, сотрудничая с американскими изданиями – газетой PM и журналом Life. Однако заметки, статьи, репортажи Колдуэлла и фотографии Бурк-Уайт печатали в первые месяцы войны не только в США, но и в нашей прессе.

Маргарет Бурк-Уайт посещала Кремль во время переговоров Гарри Ллойд Гопкинса со Сталиным. Гопкинс в качестве представителя американского правительства и лично президента Рузвельта впервые прибыл в военную Москву в конце июля 1941 года.

В середине сентября 1941 года Маргарет Бурк-Уайт и Эрскин Колдуэлл в составе группы иностранных корреспондентов посещали места боевых действий. После недельного пребывания на фронте, супруги-журналисты отбыли на родину, они находились в Советском Союзе с начала мая по конец сентября 1941 года.

В то время Маргарет была членом конгресса американских деятелей искусств, боролась за государственное финансирование искусства, против дискриминации и фашизма, состояла членом нескольких организаций коммунистической направленности.

В период Второй мировой войны Маргарет стала первой женщиной- военным корреспондентом, и первой женщиной, которой разрешили работать непосредственно в зоне атак. Ей не раз пришлось рисковать своей жизнью, освещая события. Приходилось делать снимки под огнем и во время жесточайших боев. Однажды, корабль, который вез Маргарет, был торпедирован, и ей чудом удалось уцелеть. Маргарет, которую торпедировали в Средиземном море, атаковали силы Люфтваффе, которая высаживалась в Арктике, была под обстрелом в Москве, чуть не погибла в Чесапикском заливе, сотрудники «LIFE» прозвали – Магги Неуничтожимая. В 1942 году она пережила развод со своим вторым мужем и полностью погрузилась в работу.

Весной 1945 года Маргарет Бурк-Уайт сопровождала генерала Джорджа Паттона в его поездке по разрушенной Германии, так она попала в Бухенвальд. Впоследствии она говорила:

«Использование камеры давало некоторое облегчение. Она создавала небольшой барьер между мною и окружающим меня ужасом». Ее фотографии оказались настолько сильными, что журнал Life напечатал их в майском номере, несмотря на то, что он традиционно избегал показывать ужасы войны с фразой: «Если живые не хотят смотреть на мертвых, значит их смерть была напрасной»

В 1950-м году, находясь в Корее, она почувствовала первые признаки болезни Паркинсона, постепенно ей пришлось расстаться с фотожурнализмом. Но Маргарет мужественно боролась с болезнью. Она пыталась работать – консультировать, участвовать в организации фотовыставок, писать автобиографию, которую выпустила в 1963 году.

Две операции (1959 и 1961 гг.) помогли ей справиться с тремором, но за это она лишилась речи.

Дальнейшие годы прошли почти в полной изоляции. Два неудачных брака и несколько страстных публичных романов были принесены в жертву профессиональной жизни. Став инвалидом, она осталось одна с немногими друзьями.

Но у нее не было сожаления об этом. Ее неукротимая воля была направлена на преодоление своего недуга. Она была рада любому общению и желала участвовать в жизни журнала до самого последнего своего часа. Умерла Маргарет в 1971-м году.

Елена Булатова