Собака бывает кусачей только ль от жизни собачьей?

Собака бывает кусачей только ль от жизни собачьей?
 
В редакцию «Кисловодской газеты» обратились с письмом жители дома №18 по улице Осипенко. Приводим выдержки из рукописного текста: «Уже несколько лет наш город держат в страхе бродячие собаки, нападающие на прохожих. 29 сентября 2021 года на жительницу Кисловодска Р.Н. Микоэлян набросился пёс породы алабай. Пострадавшей нанесены тяжёлые рваные раны на правой руке. Сегодня она проходит лечение в травматологическом отделении городской больницы. Это не первый случай. Мы, жители ул. Осипенко,  очень обеспокоены за свою жизнь и жизнь своих близких. Рядом с домом 18 находится детская площадка. Где гарантии, что следующими жертвами не станут наши маленькие жители… Большая просьба от жителей улицы в центре города: верните нам спокойствие!». Авторами письма, подписанного ещё восемнадцатью жильцами дома, стали Раиса и Ангелина Микоэлян. К письму приложены справки из больницы о полученных травмах и фотографии правой руки с ранами после укусов, которые мы публиковать не будем из этических соображений.
 
Автор строк и сам чуть не пострадал от стаи злых голодных собак, ежедневно идя на работу и возвращаясь обратно по улице Юбилейной в частном секторе. Около десятка бездомных дворняг месяца два назад облюбовали полуразрушенный домик на этой улице. Одна-две постоянно дежурят у дороги, проходящей мимо. Едва появляются люди, по сигналу «дежурных», вся орава бросается на них с грозным лаем. Вначале (это неправильно!) я пытался отбиваться камнями, но понял, что лучше найти с ними общий язык. Стал подкармливать косточками, колбаской, хлебом и теперь они дружно несутся мне навстречу, почуяв за добрую сотню метров. Мы, можно сказать, подружились.
Наверное, плохой пример и совсем не выход из ситуации. Кстати, жителей, в том числе детей близлежащих домов, собаки не трогают – видимо, выросли они где-то рядом и, возможно, вместе. Некоторые сердобольные жители улицы стабильно их подкармливают. О случаях нападения на людей пока не слышал, но это до поры до времени, не дай-то бог.
Давайте разбираться вместе. Мне, по роду своей деятельности, приходится много передвигаться ежедневно по городу. И такие собачьи «банды» встречаются во всех районах курорта. Не надо далеко ходить – их много даже на нашем любимом Курортном бульваре. Правда, здесь они более спокойные, поскольку чаще сыты – добрые туристы, оказывая нам недобрую услугу, их неплохо подкармливают.
Давайте же разбираться. Ставлю себя на место пострадавшей. В первую очередь после нападения, конечно же, непременное обращение в медицинское учреждение за помощью, к тому же, – мало ли чем больна напавшая собака – укол от бешенства обязателен! А что дальше? Покарать пса?! По закону ответственность несёт хозяин животного. Но в том то и дело, что от почти всех этих свободно разгуливающих четвероногих особей их хозяева давно избавились. Да, именно так – практически 100% заведены-­разведены конкретными людьми. Поигрались. Потом по разным причинам им «дали свободу». Что делать мне, «укушенному»?
Вот, думаю, за всех пострадавших сейчас узнаю, как людей оградить от опасных животных (в первую очередь «нанёсшего мне раны»). Говорят, что собака, единожды попробовавшая вкус человеческой крови, на этом не остановится. Тогда решение одно: в вольер навсегда, либо «усыпление»…
Конечно же, первое, что приходит на ум, это телефон 112 – единый номер службы экстренного реагирования. Что мне делать, как быть? Вот меня внимательно выслушали. Спокойно объяснили, что если в скорую помощь я уже обратился, теперь надо сообщить по телефону секретарю в УГХ (управление городского хозяйства), принимающему такие заявки. А ещё дают сотовый телефончик некоего Тамерлана, якобы ответственного за отлов безхозной живности. Последний, кстати, общаться отказался, сославшись на «вы ошиблись».
Захожу на сайт управления городского хозяйства администрации Кисловодска. Полдня звоню на указанные телефоны – тишина. Оставляю письменную заявку на сайте организации.
Набираю Единую дежурно-­диспетчерскую службу (ЕДДС) города.
– Как таковой, – отвечает заместитель директора ЕДДС Сергей Радьков, – службы отлова собак в городе не существует. Все заявления, заявки, которые поступают к нам, мы передаём в управление городского хозяйства (опять УГХ!), которое, собственно, и отвечает за порядок на наших улицах. Насколько мне известно, они каким-то образом отлавливают животных, стерилизуют и чипируют их в питомнике, а потом выпускают обратно.
Дозваниваюсь ещё в одно заведение, с говорящим названием и связанное с собаками – Региональный Кинологический Центр Обеспечения Общественной Безопасности  – Кавказские Минеральные Воды. Генеральный директор кинологического центра, расположенного в Пятигорске, Альберт Демченко сказал, что и в их городе отловом бездомных животных раньше занималось местныое САХ (Спецавтохозяйство по уборке мусора), а сейчас это прерогатива Кисловодска.
Набираю ветеринарную клинику на ул. Красивой, затем ветстанцию на Кирова – все открещиваются от бродячих животных. Наконец-то удаётся связаться с питомником для животных. Ан нет, не тот – этот находится в городе Ессентуки и занимается разведением элитных пород собак. Однако взявшая телефонную трубку девушка, попросившая не называть её имени, сказала, что такая проблема в их городе-­курорте тоже существует! Совсем недавно на озере она была свидетелем того, как собака укусила человека. Более того, девушка скинула видео, где наши четвероногие друзья атакуют отдыхающих. Как видим, проблема не только Кисловодска, но и других городов Ставрополья.
Поговорка времён раннего средневековья гласит: «Все дороги ведут в Рим», в нашем конкретном случае, перефразируя, – в УГХ! У­далось-таки дозвониться и даже встретиться. Заместитель начальника управления городского хозяйства Азамат Османов сказал, что существует договор с местным приютом для животных. Сотрудники обиталища живности действительно отлавливают бродячих собак, как вы уже поняли, проводят стерилизацию и чипирование и отпускают их на волю. Усып-
лять животных запрещено законом.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №493-ФЗ «Об ответственном обращении с животными…» защищает бродячих кошек и собак от жестокого обращения. Вступил в силу в январе 2020 года. Цитируем тезисы: «отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания», и «воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным». Снова «зелёные» победили. Никаких отстрелов и усыплений! Поместить в вольер при приюте? Навечно, до смерти? Это теперь называется нерентабельно – кто возьмёт на себя расходы по кормлению и уходу за животным, просто потому что… оно – животное, правда, опасное для окружающих?
В песенке Юнны Мориц поётся: «Собака бывает кусачей только от жизни собачей». Только ли? Ведь таких перестраховщиков как я, прикормивший бездомных псов ради своей безопасности только на одной улице города, не много, наверное. Не факт, что если недельку-­другую не буду приносить им съестное, не обидятся ненароком. А если завтра сломается авто, отменят мою «маршрутку», как буду договариваться с мохнатыми хозяевами других улиц – они реально поделили весь город. Какой-то замкнутый круг получается!
А если, не дай-то бог, нападение животного на человека закончится смертью последнего? Читайте закон! Получается, что животные, по сути, защищены от человеческой жестокости, а вот мы, человеки, существа разумные, от их жестокого нападения – нет.
Уважаемые Раиса Николаевна, Ангелина Владимировна и другие жители улицы Осипенко! Сложно что-то посоветовать вам в сложившейся ситуации. Радует одно – вы не одни. Проблема с бродячими животными всероссийская (много форумов, где обсуждается эта тема), и, может статься, её услышат инициаторы принятия того самого Закона. Надо что-то срочно менять. Или как обычно, только после того как жареный петух в причинное место клюнет, что-то изменится?..
 
Александр БЕЙФУС.
Фото автора.
 
P. S. Сразу после прочтения письма жителей улицы Осипенко мы проехали по ней на автомобиле. Собаку алабая, виновника инцидента с Раисой Микоэлян, не нашли, но и на указанной, и на соседних улицах, увидели несколько групп (по 4–6 животных) бездомных собак. Они прятались в траве и за деревьями, гуляли по дорогам и тропинкам, некоторые облаивали проезжавшие мимо автомобили. Выйти и «пообщаться» с четвероногими «друзьями» нам показалось, так сказать, не очень комфортно. От греха подальше.