Ровесник Победы

К Международному Дню художника

Ровесник Победы

Евгений Константинович Горин родился в январе 1945 года в старинном русском городе Костроме, раскинувшемся на берегах красивой и величавой реки Волги всего за несколько месяцев до окончания Великой Отечественной войны. Как шутит сам художник, он «ровесник Дня Победы». Дедушка был из дворянской семьи, занимался росписью церквей и храмов. Дома у него была небольшая мастерская, где дед писал иконы, а отец ему помогал. Женя тоже всегда был рядом – «по уши перемазан в краске». Так что с малых лет тема выбора профессии в жизни нашего героя не стояла.

Это сегодня Евгений Константинович Горин – член Союза художников России, член Творческого союза художников РФ, член Международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП ЮНЕСКО. А начиналось так – дома было в достатке бумаги и краски. Затем художественная школа при костромском художественно-педагогическом училище. 5 лет в училище по институтской программе. Сегодня, увы, учат 4 года.

– Это неправильно, – говорит Евгений Горин. – В советское время всё было продумано. Потому что, и в этом я убедился на личном опыте, 5 курс самый главный. Только перед выпуском студенты начинают чувствовать себя художниками, точнее они так думают. Все готовились, по крайней мере стать ими, хотя училище педагогическое. Только на последнем курсе мы смогли написать нормальную, осмысленную картину.

Повезло с педагогами, заслуженными художниками Российской Федерации, а в создании сюжетов картин дефицита не было – их дарила потрясающе красивая природа Приволжья. Всё лето будущий мастер живописи проводил на берегу Волги, – купался вдоволь и рисовал.

Через несколько лет после окончания училища в 1969 году волею судьбы молодой человек оказался в Кисловодске.

– Я был потрясён городом, – делится Евгений Константинович, – и решил здесь остаться. Кисловодск красивый, экзотиче­ский город. В моём представлении – это маленький Париж. Плюс тут необычная природа – горы, реки не такие как в Центральной России – спокойные, а бурные, с водопадами.

Устроился учителем рисования в среднюю школу и параллельно в художественный фонд (производственно-художественные мастерские). Несмотря на то что работы было предостаточно, оставалось время и для творчества.

В 90-е годы страна «посыпалась», закрывались многие предприятия, фонд не стал исключением – художники оказались ненужными стране. Евгений Горин провёл почти год без работы. Появилась возможность уехать в Грецию, – согласился. Посмотреть страну, родоначальницу европейского искусства, кто же из живописцев откажется! Там писал много, однако всегда тянуло домой в Россию, в Кисловодск. Через 4 года Горин вновь в городе-курорте.

– Я очень люблю русское искусство, – когда, заходит речь о предпочтениях в живописи. В первую очередь Врубеля, гениального художника. У нас принято сравнивать русских и французских живописцев. Он не уступает ни одному из них, на мой взгляд, даже стоит над ними. Люблю творчество Сурикова, Репина, Малевича, Шишкина, да многих. Мой любимый художник Коровин. Жаль, что когда был молод, не оценивал этих мастеров кисти. Мне очень нравится французская живопись – Матисс, Пикассо, Лоррен. Ван Гог своеобразен, хоть он и голландец, но культура у него больше французская, так как очень долго жил в Париже. Обожаю Дюфи, почти всех импрессионистов. Итальянцев, периода Возрождения. Очень внимательно их изучал. Стараюсь в своей практике применять импрессионистские приёмы –  оптиче­ское смешение – мелкие контрастные мазочки тепло-холодности создают вибрацию на поверхности картины. Мне очень нравится такая поверхность, а вот гладкую я делаю крайне редко.

Часто говорят, что наше искусство заимствовано. Это ерунда,  в России есть своё, прекрасное и великое. Дело в том, что культуры разных государств так или иначе связаны между собой, и проникновение одной в другую было и будет всегда. Это закономерно. Без этого мировая цивилизация просто не сможет развиваться. Русские художники ехали учиться в Европу. За границей они погружались в европейскую культурную среду, знакомились с направлениями, которые уже долгое время развивались в искусстве законодательницы мод Франции, национальной живописи Англии, наследнице Ренессанса Италии и Голландии. На манере их письма отражались популярные в Европе стили: маньеризм, барокко, рококо, классицизм. Однако художникам удавалось сохранять черты, присущие русскому искусству.

Например, русская икона – она ни в чём не уступает византийской.

Мне нравится период передвижников. Вообще, в XIX веке русская живопись совершила в своем развитии небывалый скачок. Целая плеяда талантливых и неординарных художников соз-давала шедевры, прославившие Россию в веках. У каждого из них свой, не похожий на остальных, творческий путь. Художники искали свои методы, сюжеты, образы, пробовали себя во многих жанрах, работали в разных стилевых направлениях и над разноплановыми темами Мне близок экспрессионизм. Это течение, получившее наибольшее развитие первое десятилетие XX века. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Для реализации своих творческих замыслов экспрессионисты использовали новаторские методы: искореженные линии, контрастные цвета, абстрактные формы, преувеличения и упрощения. Экспрессионизм прошёл различные этапы развития, а после стабилизации послевоенной жизни людей, где-то в 50-х годах, началось угасание интереса к нему. Общество устало от негатива, возникла пот-ребность в более оптимистическом творчестве.

Так начался советский период в живописи. Мне кажется, что накопленный опыт 20-30-х годов, – периода бурного расцвета художественного искусства в России нашёл отражение и применение в искусстве советского периода. Конечно, нет правила без исключения. Были и есть художники, которые писали заказные работы, чтобы они нравились обывателям. Но были и настоящие, серьёзные мастера, такие как Осмёркин, Лентулов, Экстер – просто выдающиеся художники мирового уровня.

В просторной мастерской живописца Горина расставлены по периметру десятки полотен немалых размеров. Что-то подсыхает, что-то оставлено на потом, что-то будет переписано. У одной стены добрая сотня написанных ранее картин, своеобразный архив художника. Он хорошо помнит, где и какая работа стоит. Прошу показать кисловодскую тематику, и Евгений Константинович быстро и безошибочно извлекает из этой массы нужную работу. Не узнать Курортный бульвар невозможно. Кстати, и полотно, установленное на мольберте, оконченное на 99 процентов, тоже посвящено городу и называется «Ночной Кисловодск».

Недавно произошла забавная ситуация. Меня попросили подобрать картину, написанную маслом. Нашёл экземпляр, сфотографировал на телефон и отправил заказчику. Визави очень понравилась картина. Когда же он увидел оригинал, расстроился – на дисплее телефона она была куда выигрышнее. Рассказал эту историю Евгению Константиновичу.

– Сейчас объясню, – рассмеялся он. – Настоящие картины надо смотреть «вживую», в оригиналах, в залах. Когда художник пишет, он должен учитывать, как работает соседство цветов. Компьютерная графика, телефоны-смарт-фоны подают просто плоскую картинку, фальшивую информацию. Цвет должен действовать эмоционально на зрителя.

2 января 2022 года живописцу исполнится 77 лет. В течение часа в мастерской художника я узнал о живописи столько, сколько не почерпнул, увы, за всю жизнь. Было потрясающе интересно, я обязательно сюда ещё хотя бы раз попрошусь в гости.

Напоследок я спросил у Мастера, есть ли у него любимая работа.

– Нет, – прижав руки к сердцу, сказал он – я люблю их все, ведь это мои дети!

Александр БЕЙФУС

Фото автора